Чарльз Стросс «Лангусты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Человечество делает первые шаги выгрузки сознания в компьютерную сеть и первые эксперименты в этом направлении проводятся с сознанием беспозвоночных ракообразных – омаров. Планируется, что выгруженные сознания омаров, в ближайшей перспективе, помогут человечеству совершить рывок в развитии.
В сети доступен перевод на русский язык, выполненный О. Колесниковым.
Входит в:
— цикл «Аччелерандо» > роман «Аччелерандо», 2005 г.
— журнал «Asimov's Science Fiction, June 2001», 2001 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Nineteenth Annual Collection», 2002 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 2004», 2004 г.
— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.
— антологию «Asimov's Science Fiction: 30th Anniversary Anthology», 2007 г.
— антологию «Rewired: The Post-cyberpunk Anthology», 2007 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «The Big Book of Cyberpunk», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2002 // Лучшее произведение малой формы. 2-е место | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Короткая повесть | |
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2002 // Короткая повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Короткая повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной рассказ |
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 22 июля 2022 г.
Как тебе такое, Манфред Масх?
Повесть является одновременно началом романа «Аччелерандо» и вполне самостоятельным произведением.
Входит в список лучших повестюшек 21-го века по мнению читателей «Локуса».
Номинировались «Лобстеры/Лангусты/Омары» на Старджона, Сэйун, Азимова, Хьюго и Небьюлу, но ничего не выиграли.
«Уж скоро можно будет праздновать пятнадцатилетие возвращения России к истокам партократии: заигрывания с анархическим капитализмом оказались делом преходящим, брежневский дирижизм и путинский пуризм – тоже.»
Один из моих любимых способов погружения в мир и он же самый надежный — перечисление разрозненных реалий этого мира «через запятую». К счастью, Стросс не пренебрегает этим методом:
«Европе впервые за все время своего существования удалось достичь мирного политсоюза; инцидентом без прецедента уже вовсю пользовались, гармонизируя кривую сбыта бананов. На Среднем Востоке все так же плохо, как и всегда, да вот только война с фундаментализмом Манфреда не интересует. А в Сан-Диего нейрон за нейроном, начиная с ганглиев стоматогастрической нервной системы, ученые выгружают лангустов в киберпространство; в Белизе жгут генно-модифицированные шоколадные деревья, а в Грузии – книги. НАСА до сих пор не может отправить человека на Луну. В России, с еще более значительным, чем прежде, преимуществом, на выборах победили коммунисты, а в Китае тем временем множатся лихорадочные слухи о неотвратимой реинкарнации Мао – уж в новом-то обличье Вождь спасет всех от последствий катастрофы, произошедшей в «Трех Ущельях». Минюст США, как передают бизнес-сводки, грубейше попирает права «детей Билла»..»
Сразу всё ясно и понятно. Тут у нас наше время с точки зрения 2001-го года.
Неоретрофутуризм. Но Стросс был настолько подкован, что его предсказания почти всегда в точку. Даже Гибсону в те же двухтысячные не всегда удавалось так точно ухватить тренды.
За обилием деталей и мировых событий сюжет поначалу теряется, а внимание спотыкается. Ощущение, что в битком набитом раритетами антикварном магазине тебе ещё и какую-то историю пытаются рассказывать.
Главный герой Манфред Масх — копирайт-гик, венчурный альтруист, евангелист сингулярности и ярый противник денег. Робин Гуд от патентного права. Патентует гаджеты и передаёт их патенты в безвозмездное пользование. У персонажа такая сложная и запутанная политическая платформа, что я затрудняюсь ее передать. Нечто вроде анархокиберкоммунизма.
Вначале Масх мимоходом отказывает искусственному интеллекту из недр KGB.com в спасении из лап родительской спецслужбы. Всё по Гибсону, но здесь это всего лишь эпизод.
Мечтает создавать нанороботов и сферу Дайсона, спорит о будущем со своей бывшей-юристом, решает всё-таки помочь бедному ИИ. И тут в полный рост встаёт моя любимая проблема выгрузки сознания в виртуальную среду.
Что я могу сказать — главной проблемой и слабостью гениального визионера становится пристрастие к БДСМ и тяга к бывшей девушке с совершенно другой идеологией.
Очень цитатогенный текст:
«Нынешнее поколение, оно такое: души не чает в латексе и сбруе, тащится по кнутам, анальным пробкам и электрическим стимуляторам. И при этом идея физической связи с обменом телесными секретами – огромное табу. Таков уж побочный эффект волны эпидемий на излете прошлого столетия.»
Немного шокировал диссонирующий переход от рассуждений о будущем цивилизации к садомазо сессии.
В одном рассказе столько интересных прожектов, что не удивлюсь, что повесть является настольной для всех венчурных капиталистов.
9(ОТЛИЧНО)
Igolo4ka, 27 сентября 2021 г.
В этом рассказе мне видится тонкий и очень специфичный юмор Стросса, который тут и там будет появляться во всем «Аччелерандо». Выгруженные омары, самоосознающие еще с большой натяжкой, сбегают из лабораторной песочницы в интернет, форменно обалдевают от творящего там звездеца и ищут того, кто бы мог их отправить от человечества куда подальше, где потише. И ведь это только начало!
Reading, 4 мая 2018 г.
Первая глава романа «Акселерандо» далась мне не легко. Текст переполнен научными терминами, идеями, описанием различных технологий и т.п., что делает его сложным для восприятия. Читается тяжело. Но если во всем этом научном нагромождении удастся уловить сюжет произведения, то зарождается интерес. Главный герой Манфред – человек, который смотрит далеко вперед в будущее человечества. Его не интересуют будничные заботы подавляющего большинства населения Земли. Он умный человек, переполненный идеями, которые могут помочь людям совершить рывок в развитии и он задаром отдает их, так как считает себя независимым от денег. Этим я хочу сказать, что как персонаж он довольно интересный. Конец главы намекает на возможный прорыв человечества в освоении космоса, что также добавляет интереса.