Леонид Леонов «Скутаревский»
Крупный советский ученый Сергей Скутаревский работает над загадочным проектом- передача энергии без проводов. Но вот в его жизни наступает кризис. То, что казалось реальным, близким, достижимым стало отдаляться и терять свой смысл. Сына подозревают во вредительстве. Жена связалась со спекулянтом и ценит превыше всего материальные блага.
И вот, поздно вечером, мчащийся сквозь метель в автомобиле Скутаревский, подбирает попутчицу — девушку Женю, которая перевернет всю его жизнь.
Первая публикация — «Новый мир», 1932, №№ 5-9.
Отрывки: «Вечерняя Москва», 1931, 22, 25 сентября (под названием «Начало романа»); «Литературная газета», 1932, 23 мая (под названием «Возвращение домой»); «Известия», 1932, 24 июля; «Огонек», 1932, № 34 (под названием «Поездка Скутаревского»).
Первое книжное издание — М., «Федерация», 1932, 468 с.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Новый мир № 9, 1932», 1932 г.
— сборник «Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 3», 1953 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
terrry, 25 июня 2013 г.
Если задуматься, то не всегда становится сразу понятно, что собственно является литературой социалистического реализма. Известные произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Нагибина? Наверное, да. Роман Л. Леонова «Скутаревский» интересен, на мой взгляд, и тем, в числе прочего, что он представляет собой яркий пример становления данного (ныне уже и не существующего) вида литературы в нашей стране. Пожалуй, речь может идти о некоем родоначалии. Интересно сопоставить это обстоятельство с тем, что в то же самое время в эмиграции творили писатели совершенно иного направления — Набоков, Газданов, Бунин...
Если извлечь из романа «Скутаревский» голый сюжет, то он оказывается довольно заурядным, без излишнего усложнения фабулы. А некоторые его линии («вредительская организация») вообще невнятны. Основное внимание автор уделил главному герою – профессору Сергею Андреевичу Скутаревскому, интеллигенту, принявшему, как принято было говорить, революцию. Образ профессора Скутаревского весьма, на мой взгляд, своеобразен. У меня он вызывает определенное неприятие. Видимо, задумывался тип человека, всецело преданного науке. Но в результате получился не «Паганель» какой-нибудь, что естественно, но до крайности эгоцентричная личность, не лишенная, как будто, чувств, но почти полностью освобожденная от какой бы то ни было рефлексии. Так, например, он будто бы случайно женится, живет со своей женой долгое время, а затем оставляет её. И не ради молодой любовницы, скажем, а так, за ненадобностью, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Надоели, видите ли, ему её пошлые вкусы и манеры (долго пришлось ждать, однако). К своему родному брату Скутаревский относится со снисходительным презрением. Одна из самых сильных сцен романа – прощание Скутаревского с умирающим сыном. Но и тут профессор верен себе. Рассуждая вслух о том, что вот они с сыном оказались почему-то врагами, он думает, как бы не опоздать на поезд ввиду важной (для страны? для себя?) командировки. Эта «фантастическая» ситуация парадоксальным образом, словно с точностью «до наоборот», напоминает стихотворение Э. Багрицкого «Смерть пионерки». Странно, но автор снимает с Сергея Андреевича какую-либо ответственность за судьбу близких ему людей, коллег и т.д. В результате он единственный остается, что называется, белым и пушистым. В собственных глазах, прежде всего. Кажется, что душевное смятение Скутаревскому не знакомо. Ну как же, у него на это просто нет времени, он постоянно занят важным делом. Смысл, цели этой работы и вообще тема науки в романе особо не раскрываются (Скутаревский вполне мог бы быть и ботаником, например. Но в этом случае труднее было бы придумать для него общественно значимую работу, что важно для романа). И не смотря на все перипетии, никак нельзя сказать, что профессор испытывает душевный кризис. Максимум, что он способен почувствовать, это небольшую неловкость или досаду. Во всем остальном Скутаревский – вполне вещественный старик, образ его весьма зрим и значителен в художественном отношении. Индивидуальность «положительных» героев романа, Черимова, Жени гораздо менее убедительна. Уж если на то пошло, хочется спросить, а нужны ли такие однобокие, как Скутаревский, люди в социализме, за который ратует автор? Такие «быки» в том коммунизме, о котором, Леонов, по-видимому, мечтает в «Дороге на Океан»? К слову, и Алексей Курилов из «Дороги на Океан» тоже не особенно переживает по поводу смерти от туберкулеза своей жены Катеринки. И дело тут не в отсутствии сентиментальности у автора, а в какой-то особой его установке – новый герой-деятель должен быть таким-то. Впрочем, не думаю, что сам Леонов абсолютно идеализировал своего главного героя. Его произведение, несомненно, глубже лежащих на поверхности конфликтов. Иначе оно не вызывало бы сейчас никакого интереса. Но текст производит противоречивое впечатление. Может быть, это одно из свойств хорошей прозы.
В целом можно сказать, что в данном романе Леонов проявляет себя в большей мере мастером бытовой и психологической детали, философом «житейского плана», чем как исследователь социальной действительности, её исторических корней. В самом деле, такие моменты романа, как встреча Скутаревского с Лениным и, особенно, превращение банщика в депутата выглядят слишком плакатно. Автор довольно эффектно, едва ли не с пафосом Салтыкова-Щедрина, клеймит приверженцев старого мира, ретроградов, мещан и т.п. А вот показать превосходство нового получается, на мой взгляд, не слишком хорошо. Здесь отчетливо видно, что «Скутаревский» написан в период поиска новых идеалов в искусстве (советском). Невозможно себе представить, чтобы этот роман мог быть создан не в тридцатые, а, например, в шестидесятые годы двадцатого века. Да и вообще понятно, конечно, что, в самом широком смысле, изображать темную сторону жизни проще, чем рай земной, или даже дорогу к нему. (И какой-нибудь Муркок посылает своих героев в бог знает какие бездны ада, но никогда – в райские кущи.) Думается мне, что авторы советских производственно-фантастических романов (вроде А. Казанцева) строили свои произведения на той же идейной основе, что и автор «Скутаревского». Леонов, однако, заметно отличается от последних своим писательским мастерством, талантом. Но впечатление от романа как целого заметно слабее, чем от отдельных его мизансцен. Итог, если так можно выразиться, сей истории не кажется мне в должной степени значительным. Прочтение оставляет какое-то чувство неудовлетворенности и хочется сказать что-то вроде: «Авторская позиция (message) не определена достаточно ясно, как бы ей следовало…» Я бы даже рискнул заявить, что отчетливые элементы программной идеологии, вполне добросовестные, выглядят у Леонова менее органично и более агрессивно, чем у того же раннего Казанцева. Хотя ценность данного произведения лежит, по-видимому, в несколько иной плоскости – в том, что называется процессом становления героя, выбором жизненного пути, разговора со своей совестью и т.п.
tarasovich09, 12 мая 2013 г.
Очень интересный, психологически тонкий и глубокий роман Леонида Леонова, который базируется на фантастической идее.
Известный ученый Сергей Андреевич Скутаревский работает над загадочным проектом- передача энергии без проводов. Без науки жизнь он себе не мыслит, даже музыка выполняет роль стимулятора научных идей(профессор упражняется на редком инструменте — фаготе). Женился ученый также, как будто, совершенно случайно. Романтическая ночь с полузнакомой девушкой в беседке сыграла свою роль...
Но вот в его жизни наступает кризис. То, что казалось реальным, близким, достижимым стало отдаляться и терять свой смысл. Семья не радует, жадная и самолюбивая жена стала совсем чужой, связалась со спекулянтом и ценит превыше всего материальные блага. Сына подозревают во вредительстве. На работе нарастает непонимание и недоверие. Даже любимая охота уже не радует ученого.
И вот, поздним зимним вечером, мчащийся в автомобиле сквозь метель Скутаревский, подбирает попутчицу — девушку Женю. Девушку, которую он оставит ночевать у себя дома. Девушку, с которой он покинет дом и которая перевернет всю его жизнь...
Этот сюжет — лишь обрамление непростых философских идей произведения.
Уже тогда, в начале 30-х годов, чуткий к переменам, носящимся в воздухе, Леонов предсказывает трагедию науки в новом обществе «светлого будущего». Кроме того, роман еще и о том, как можно понапрасну растратить жизнь, не сумев воплотить необходимую для человечества идею. И также о том, какую огромную роль для Творца играет его окружение.