Константин Паустовский «Телеграмма»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Катерина Петровна живёт одна в старом доме. Старость берёт своё и женщина болеет всё чаще.
Её единственная дочь Настя работает секретарём в Ленинграде. Настя давно собирается съездить к матери, но у неё так много работы...
Впервые напечатан в журнале «Огонек» № 8, 1946 г.
Входит в:
— сборник «Дождливый рассвет», 1946 г.
— сборник «Новые рассказы», 1946 г.
— сборник «Повесть о лесах» и рассказы», 1954 г.
— антологию «Антология русского советского рассказа (40-е годы)», 1987 г.
— антологию «Русская проза первой половины ХХ века», 2003 г.
— антологию «Антологиjа руске приче XX века. Том II», 2004 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
Экранизации:
— «Телеграмма» 1957, СССР, реж. Юрий Щербаков
- /языки:
- русский (29), сербский (2), вьетнамский (1)
- /тип:
- книги (30), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Ким Ан (1), А. Грдан-Терзич (2), Монг Куинь (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 14 июня 2017 г.
Грустный, даже болезненный рассказ об одиночестве человеческом, разъединении самых близких, невнимании и чувстве вины, с которым придется жить до конца дней. Наверное, чувство это оказывается острее боли утраты. Не просто же так молодая героиня покинула материнский дом рано утром, потихоньку, избегая встреч с кем-либо. Осуждение в чужих глазах стало бы для нее последней каплей.
Старость — жестокая вещь. Она как бы отделяет человека от жизни. А если он и физически отделен от родных расстоянием, одиночество становится во сто крат горше. Вроде и есть близкие, но нет их, один человек. Катерине Петровне еще повезло, что дальние рядом оказались, хотя бы по дому помощь была, добрые люди не оставили старую женщину.
Неправильно это, когда старики доживают дни свои в одиночестве. Но жизнью нашей постоянно воспроизводится. Уезжают дети в большие города, рвутся в свою жизнь, вперед, достичь чего-то пытаются, И захватывает человека круговерть повседневности, не получается разорвать ее ради старенькой мамы, отца, бабушки. Комментировать это бессмысленно, все мы знаем, что так нельзя, но одиноких стариков от знания этого меньше не становится.
В собственной старости воздастся за это каждому, ибо дети всегда стремятся вперед, а родители, старея, отстают. Меня в этой истории болезненно задело даже не невнимание Насти, и не беззаветная любовь к ней старенькой мамы, а само состояние старости. Человек жив, но уже ни в чем не участвует, выпал из общего потока, изолирован. Это по-настоящему страшно, потому что в большинстве случаев непреодолимо...
Написано очень хорошо. И даже тяжелой эту вещь я бы не назвала. Она именно грустная, пронзительно грустная от осознания неизбежного угасания...
iskender-leon, 23 января 2016 г.
В сети я наткнулся на подборку фотографий, среди которых была и такая: великая Марлен Дитрих целует руку Константину Паустовскому. Целует именно за этот рассказ. Этого, разумеется, было достаточно, чтобы я озаботился его прочтением. Не то чтобы он стал для меня полнейшим откровением — тема заброшенности, забытости стариков-родителей своими детьми поднималась неоднократно авторами из разных веков, разных стран и разных калибров. Просто, будучи написанным так просто и так искренне, так обманчиво безыскусно, он, тем не менее, производит на читателя сильнейшее впечатление и навсегда закрепляется в памяти.
Порыскав ещё немного в мировой паутине, я понял, что история этого фото довольно известна, но вместе с тем, я не нашёл рассказа о причинах, побудивших знаменитую певицу сделать это. Хотя, конечно, догадываться можно. Она, быть может, так же не успела или напротив, именно благодаря ему и успела... Хотел бы я когда-нибудь узнать об этом. А пока препоручаю Вашему вниманию этот рассказ.
dgolland, 17 декабря 2020 г.
Очень тронул меня этот рассказ. Так сильно захотелось увидеть маму. Именно такие произведения делают нас добрее, человечнее. Вот именно это и есть один из главных критериев в искусстве, как мне кажется.