fantlab ru

Евгений Гуляковский «Долгий восход на Энне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
628
Моя оценка:
-

подробнее

Долгий восход на Энне

Роман, год; цикл «Сезон туманов»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На космическую базу Земной Федерации, из поиска в дальнем космосе, возвращается корабль-разведчик с таинственным «гостем», проникшим на борт после неожиданного контакта вблизи Черной планеты на самом краю Галактики.

Для того, чтобы решить возникшие в связи с этим проблемы, к далекой планете под командованием Ротанова отправляется экспедиция.

© vve
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Искатель 1984'3», 1984 г.

— журнал «Искатель 1984'4», 1984 г.

— антологию «Алиби», 1990 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 291

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Долгий восход на Энне
1985 г.
Алиби
1990 г.
Сезон туманов
1993 г.
Сезон туманов
1996 г.
Сезон Туманов
1997 г.
Сезон туманов
1999 г.
Сезон туманов
2000 г.
Сезон туманов
2003 г.
Сезон туманов
2004 г.
Сезон туманов
2005 г.
Сезон туманов
2008 г.
Сезон туманов
2016 г.

Периодика:

Искатель № 3 1984
1984 г.
Искатель № 4 1984
1984 г.

Самиздат и фэнзины:

Сезон туманов
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Dlouhé svítání na Enne
1986 г.
(чешский)
Дългият изгрев на Ена
1987 г.
(болгарский)
Der Planet der weißen Nächte
1988 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Советская космоопера, одна из немногих. Дальняя разведка, вооруженные корабли, перестрелки и погони в космосе. Герои, действующие в одиночку, но при этом ведомые гуманизмом. Путешествия во времени, неожиданные встречи и разлуки. Да, сейчас видны недостатки книги (некоторая скомканность сюжета, не очень внятный финал). Но даже сейчас, через тридцать лет, я перечитал книгу с интересом, и не только из-за приятных воспоминаний о прошлом. Это просто интересная книга, с такой идеей, с которой сейчас выходит немного книг

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень давно, еще до развала СССР, я мечтал приобрести себе дилогию Гуляковского о рэнитах. Но мне всегда что-то мешало: сначала это был дефицит литературных книг, потом — высокая цена. Поэтому пришлось довольствоваться журнальными изданиями — в букинистическом отделе магазина купил себе номера «Искателя» с напечатанными на его страницах романами. И тогда понял, что мое отношение о дилогии было чисто идеальным: реальная ценность произведений оказалась несколько ниже моих представлений о них...

Итак, опять рэниты со своим Хронаром (зачем его с большой буквы писать?) понаделали глупостей: теперь целой планете с живущим на ней населением грозит реальная опасность вывалиться из нашего мира в какой-то... не наш мир. Странно... По первому роману эта суперразвитая цивилизация не показалась мне такой уж глупой! А тут начинаешь читать их оправдательные речи и закрадывается смутное подозрение: а уж не в сумасшедшем ли доме всё происходит? Ну, не могут же люди, победившие пространство и время, так примитивно мыслить!

В общем, логику повествования искать в романе не стоит. Ее автор принес в жертву фабуле. А «умные» речи и разъяснения тут нужны для того, чтобы роман не потерял статуса НАУЧНОЙ фантастики (в СССР с подозрением относились к просто фантастике — считалось, что она ничему научить представителей развитого социализма не может). Автор ненавязчиво предлагает нам «отключить мозги» и «ловить кайф» приключений в мире Черной Планеты. Всё бы было совсем неплохо, если б Гуляковский был Хайнлайном или, на худой конец, Гамильтоном. Они такие вещи писали («Сокровища Громовой Луны» и пр.) и даже стали знаменитыми. Но, во-первых, это было еще в 50-х, а, во-вторых, у них был внятный сюжет. Гуляковский, судя по всему, уже к концу 80-х начал «исписываться»: сюжеты стали похожими, как близнецы, отличаясь в деталях, но внятной идеи в них не было.

Зачем нужно было вообще писать продолжение «Сезону туманов»? Чего там осталось неясным или недосказанным? Сюжетные линии были объяснены и завершены. Но Евгению Яковлевичу это не показалось основанием для завершением повествования — он решил дорассказать, куда же пропали (ушли, скрылись, перенеслись) рэниты. Однако, задумка с Черной Планетой оказалась слабовата и оригинальную фабулу из нее вытянуть было сложно. Но даже этого автор не сумел сделать толково. У меня есть такое предположение: ему очень нужны были деньги, вот и решил еще раз закинуть удочку во все то же пруд — авось, на старую приманку новая рыбка клюнет? Одного он не учел: страна к тому моменту уже изменилась и люди — тоже. Требования стали другими, фантастика стала другой. А он попытался дважды войти в одну и ту же реку...

Что сказать-то? Читать можно только при отключенных мозгах. Не пытайтесь понять смысл, применив свои знания физики и логики — просто наслаждайтесь действием. Тогда будет вам счастье. Гурманам же продолжение «Сезона туманов» ни к чему. Ничего нового автор вам не расскажет.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастика по сути, это повесть о каком-то позднесоветском НИИ или министерстве с проблемами подрядчиков и смежников, спорами между центром и периферией.

Перепутанные накладные, графики отпусков, невыполнение плана, вот это вот всё.

Куда делась магия первой части «Сезона туманов»? Непонятно

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав в свое время «Сезон туманов», я буквально заболел этой книгой. Выяснив, что у нее есть продолжение, я бросился на поиски. Но, увы, в те годы (80-е годы прошлого века) найти книгу было непросто, даже в библиотеке. Поэтому «Долгий восход на Энне» я прочел значительно позже. А прочитав, подумал: хорошо, что она не попалась мне тогда. Ибо испытал я изрядное разочарование. Если абсолютно шедевральный «Сезон туманов» занял свое законное место на полке фантастических произведений всех времен и народов, то «Долгий восход», на мой взгляд, и близко к ней не подошел.

У меня вообще постоянно возникают сомнения, что обе книги вышли из-под пера одного автора, — настолько отличается их стиль повествования. От чёткости, логичности, лёгкости и какой-то завораживающей плавности «Сезона туманов» не осталось и следа: хаотичный, как будто топором рубленый сюжет, бестолковые, противоречивые, не имеющие хоть сколько-нибудь внятной мотивации действия персонажей, картонные главные герои, тяжелая наукообразность. И если первая часть с грехом пополам держится в рамках научной фантастики (энтропия и все такое), то вторая временами срывается в откровенную сказку (в качестве апофеоза — дракон, похищающий красавицу-инопланетянку). И все это пронизано ощущением какой-то нарочитой лубочности. Вроде бы и идеи проскальзывают замечательные, и интересные повороты сюжета присутствуют, но что-то все время мешает соединить это в единую, логически законченную картину.

Конечно, все познается в сравнении. И по сравнению с теми же «Хрониками инспектора Ротанова» «Долгий восход» смотрится едва ли не шедевром научной фантастики. Но в то же время есть эталонный «Сезон туманов», и понимание, как оно должно было бы быть, чтобы получился шедевр.

Поэтому, к сожалению, только 7 баллов.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарован. После самобытного выверенного «Сезона туманов» роман «Долгий восход на Энне» представляется эклектичным набором разнообразных штампов с приторной глупостью и пафосностью. Винегрет, залитый густым сиропом. Есть в нём, конечно, и немного соли (от крови и пота главных героев), и всепобеждающая любовь (в буквальном смысле этого слова), есть космические бои, есть драконы, есть призраки инопланетян, есть дикари с варварскими обрядами, есть очень тупые биороботы и, наконец, уважительно отступающий перед моральными качествами главного героя чуждый нашей Вселенной суперразум. Есть всё. Нет меры, нет правдоподобия, нет цельности. Ну очень много логических проколов и сомнительных поступков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В члены экспедиции огромный конкурс. Не пройдя его, одна из героинь вылавливает руководителя экспедиции и убеждает взять себя вне конкурса, так как безумно влюблена в ГГ, не мыслит без него жизни, а он где-то там пропал, может погиб, ничего о ней не подозревая, поэтому ей обязательно надо дать шанс. Вот, оказывается, с помощью каких аргументов экзальтированные дамочки попадают в рискованные экспедиции, где нужен ясный ум и железная выдержка.

С одной стороны, некий остров на планете впитывал энергию, которая исчезала из других мест (в виде разряда батарей и как-то ещё). Специальные огромные разрядники вокруг острова сбрасывали эту избыточную энергию в виде непрерывного потока молний в море. И так сотни лет. «Эсхин был вынужден построить эти установки, чтобы избавляться время от времени от лишней энергии, переполнявшей его хранилища» С другой стороны, чуть позже автор, видимо забыв о сказанном, вкладывает в уста Эсхина своеобразный ультиматум: «…в обмен на энергию вашего флота. Мне хватило бы пяти минут, чтобы зарядить свои пустые емкости, и тогда я прощусь с вами и оставлю вам Энну».

А вот дебилизм в космическом масштабе, что косвенно признаёт и сам автор (если бы не случайность + доброжелательность одного инопланетянина + Любовь одной землянки, всей нашей цивилизации настал бы капец). Итак, вдумайтесь. Эпическая картина: весь или почти весь лучший земной флот, выстроившись в виде пирамиды и пуляя вперёд энергию, опускается в смертельно опасную чёрную дыру, про которую ничего не известно. Суицид земной цивилизации, ошибочно выдаваемый автором за героизм.

Впрочем, на общем удручающем фоне, отдельные эпизоды получились не плохо.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из немногих космоопер советского времени: полеты на край галактики, коллапсирующие звезды, игры со временем, древние расы.... К сожалению, не самая удачная. Нет в ней ни легкости тона, присущей незабвенной снеговской эпопее, ни первооткрывательской увлекательности колпаковской «Гриады».

Впрочем, на первых страницах романа фантазия автора только радует: неожиданная встреча на краю галактики с агрессивным Неизвестным, загадочная болезнь сначала приборов и машин, а затем и людей с красивым объяснением увеличения энтропии в этих местах, общий напряженный тон.... Увы, далее повествование скатывается к банальнейшим приключениям отважной пятерки землян на далекой планете — несчастные аборигены и сбрендивший инопланетянин, пожелавший стать властелином планеты. А к финалу оно и вообще превращается в наивнейший детский лепет, способный восприниматься всерьез детьми лет эдак до семи, не старше :). Похоже, получилось как обычно: автор придумал отличную завязку, а остальное решил оставить «на авось», как получится.... В советское время на безрыбье обошлось, сейчас же роман выглядит по меньшей мере беспомощным.

Ну, и о ляпах — здесь они даже не расстраивают, а больше восхищают: уже в начале повествования из рассказа капитана космического корабля мы узнаем, что оторвавшись от противника на парсек (!!!), он понял, что ему не скрыться и развернувшись, стал ожидать врага, чтобы принять бой. И в таком духе вся книга....

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

После первой части вторая выглядит совсем несерезно, как детский роман с мечами, пистолетами, драконами и прочими игрушками, прям пиф паф какой-то. Фентези вообше с научной фантастикой плохо миксуется, ибо те, кто любят фентези читают совсем другие книги

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательно.Вероятно,никто не разделит этого мнения,но мне « Долгий восход на Энне» напомнил романы о морских приключениях. Но дракон тут и правда некстати.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр. Вершина творчества. Снимаю шляпу. Даже если бы после он писал только матерные частушки, он — в истории.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается, кстати, неплохо. Особенно, как справедливо отмечается в отзывах, первые три четверти книги. Замечательный стиль — размеренный, ровный. Образ главного героя Ротанова узнаваем, наделен индивидуальными чертами. В концовке — появляются детали фэнтези (дракон, принцесса, жрец племени) и вплести их в НФ, кажется не очень получилось. Но надо помнить, что повесть написана в 1984 г., когда еще не было такого обилия переведенной зарубежной фантастики, а изданные вещи в условии книжного дефицита (в Москве уж точно) нужно было искать и доставать. Поэтому тогда, судя по отзывам, это было именно то, что надо. Хотелось драконов. Много интересных идей — прежде всего о контроле над временем и о возможных последствиях попыток управлять временем. Только концовка явно не отвечает глубине поставленных вопросов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— все решилось банальным подрывом.
.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы не совсем невнятная концовка, продолжение «Сезона туманов» было бы ничуть не хуже оригинала. Даже было бы, наверное лучше. Сюжет закручен просто головокружительно, но напридумав загадок, автор так и не придумал как их грамотно разрешить и в конце просто отделался какой-то банальностью. Ну по-крайней мере, у него это вышло как банальность. Похоже что, как и в случае, с «Сезоном туманов» сказался недостаток писательского профессионализма. В основе сюжета можно разглядеть любимую автором трактовку мирового зла как хаоса/энтропии, ну или, наоборот, хаоса/энтропии как мирового зла. Максимально последовательно эту идею он реализовал в очень неплохой повести «Атланты держат небо/Запретная зона»(всякие последующие приключения прометея я в счет не беру). Когда я прочел про реакцию «черных кораблей» на выстрелы, я так и подумал, что сюжет не обойдется без цивилизации антов и их инфернального противника. Антов в романе не оказалось, но противник похоже тот же. При известной фантазии, в концовке можно усмотреть аллюзию на искушение Христа дьяволом. Во всяком случае, нашему бравому инспектору предлагают власть, богатство, вечную молодость, а когда он твердо от всего этого отказывается, таинственный искуситель вежливо прощается и уходит вместе со своими черными кораблями. С какой целью он их запускал, я лично так и не понял. Почему он отказался от своих намерений тоже. Сам противник в заключении выдает фразу, что мир, в котором разум осознал свое назначение, оказывается, для него священен. Для представителя мирового зла и носителя хаоса вывод какой-то нелогичный. В общем, похоже, автор не придумал ничего лучшего, чем закончить роман моралью. Зато с прыжками во времени и судьбой Анны он загнул очень эффектно. Чем то напомнило фокусы с Гробницами Времени у Симмонса в Гиперионе. Только вот написать на приличном уровне не смог. Как будто одаренный десятиклассник писал.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение приключений инспектора Ротанова, которые начались в повести «Сезон туманов». Может быть менее оригинально, но все же не менее увлекательно. Эти две повести вкупе с повестями Головачева о деятельности «безопасников» породили в российской фантастической литературе целое направление.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось. Отличный сюжет, не смотря на то, что можно было обойтись без роев и некоторых персонажей. Я не снижаю оценку даже за то, что так и не разобрался с историей с Хронаром.

ДВнЭ, строго говоря, не является самостоятельным романом. Книга тесно связана с первой частью «Сезона туманов». Не читая её, трудно понять за что Ротанов получил ключ от Хронара и какое отношение к этой истории имеют Дубров и трескучки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале сюжет показался довольно прозрачным: развитая цивилизация землян подвергается атаке чужих но, в конце-концов, после долгих страниц романа, она должна победить благодаря действиям главного героя. Чем не типичный голливудский шаблон? Но по мере чтения текста мое мнение об этом произведении коренным образом изменилось — текст меня захватил, причем захватил настолько, что я провел пару бессоных ночей за чтеним этой книги. И что в результате? Разочарован ли я? Немного. Неожиданно пресной оказалась развязка, стоило ли огород городить ради такого финала? Не все сюжетные линии доведены до своего логического завершения. С другой стороны, понравился неожиданный поворот повествования в середине произведения, этакая смесь научной фантастикой с фентези, причем, по моему мнению, довольно удачная. В целом роман читать стоит, удовольствие он вам доставит и, наверное, после него захочется познакомится с другими произведениями автора. Мне, к примеру, захотелось...

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал еще в детстве. Книга сподвигла меня начать «болеть» фантастикой. Причем «Сезон туманов» прочитал уже не в детском возрасте и, наверное, поэтому «ДВнЭ» более интересной книгой. Перечитывал много раз весь цикл.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх