Геннадий Прашкевич «Предчувствие гражданской войны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Спецслужбы | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Может ли оставшийся в живых десантник получить звание Героя, если оно дается только посмертно? Существуют ли войны, которые можно назвать справедливыми? Грянет ли однажды война, которую действительно можно назвать последней? Что, наконец, определяет развитие истинного Разума — война или мир?
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'06», 2012 г.
— антологию «Русская фантастика 2015», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2013 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 июня 2023 г.
Выйдя в Большой Космос, человечество столкнулось с теми, кого ранее называло «братьями по разуму». Только вот братьями они по-настоящему не стали, и разразилась первая в нашей истории звездная война. Правда, противника своего люди так и не увидели — все сражения проходили вне поля зрения землян так, что назад на базу никто еще не возвращался. И вот, наконец, одному кораблю это удалось, точнее, его аварийной шлюпке: семеро десантников с боевого крейсера Sagrada familia (Святое семейство) счастливым образом избегли смерти, чтобы известить человечество о величайшей в его истории ошибке...
Сюжет, надо сказать, настолько силен и нестандартен, что я сразу же решил поставить «семерку» произведению, даже не прочитав его полностью. Мало кто описывал Первый Контакт таким образом, как это сделал Прашкевич. Язык изложения сей истории, конечно, весьма мудрен и фигурален, из-за чего половина читателей явно потеряет желание дочитать ее до конца, но объяснение такой особенности дается именно в самых последних строках.
Какой-то восточный мудрец справедливо заметил, что самый страшный наш враг — это тот, кого мы сами же себе и придумали. К сожалению, люди слишком уж доверяют своим собственным суждениям (или суждениям своих кумиров). Сломать подобный «лед» ахти как сложно! На это уйдут не годы, а десятилетия. Но делать это необходимо для того, чтобы в будущем не превратиться в изгоев Большого Космоса.
-----------------
РЕЗЮМЕ: история человека (?), который попытался исправить ошибку Первого Контакта, приведшую к межзвездной войне. Ибо любая война — это способ решать естественные проблемы неестественным путем.
mputnik, 16 октября 2023 г.
Огромное число нестыковок. Отсутствие логики повествования в деталях — как симптом чего-то бОльшего, чем просто неряшливость. Текст — вполне себе редактирован, грубых ошибок нет, посему — один большой вопросительный знак: зачем это все вообще.
Но есть три плюхи — просто чемпионских. Необъяснимых вообще никак:
*** платиновая карточка посмертной медали с «льготами» для героя, которую взять в руки может только оный герой (никто иной, включая ближайших родственников). Посмертная медаль. Это вообще — как? Кто будет пользоваться-то?
*** в ходе краткого и трагического боестолкновения боевой корабль исчез, десантный бот полностью потерял работоспособность (все, больше там никого не было). Вся Земля смотрит видеозапись сражения. Это — что?
*** оперативника посылают на корабль, вернувшийся из небытия (предварительно установлена связь, реализованы меры по отправке оного оперативника). И только уже на корабле оный оперативник понимает, что прошло там, по корабельному времени — не 17 месяцев, а 18 часов. Кто там у них в спецслужбах? Первоклассники?
Таковых плюх — десятки. Много десятков. В массе своей материал сильно смахивает на горячечный бред. И стиль изложения — такой же, бредоподобный. Рваный ритм, обрывистые фразы, скомканные эмоции.
***
Ей-Богу — не понял: что это такое вообще?
Единственное утешение — да, это точно не мейнстрим, не боллитра, это — точно — Фантастика. Хотя — ежели подумать хорошо — утешение какое-то слабенькое. Фантастика — мягко говоря — более чем странная. Если не сказать хуже
Кар Карыч, 27 марта 2016 г.
очень неряшливый текст. в самом начале говорится об аварийном модуле, а затем оказывается, что модуль самый что ни на есть штурмовой, десантный, с тремя аннигиляторными пушками — едва ли не главным оружием межзвёздного крейсера. и коммодор велел атаковать врага, и доблестные десантники атаковали. а их всего семеро на гигантском боевом корабле. и крейсер исчез в прожженной ими дыре, а модуль затерялся в пространстве-времени. но кто-то снял всю эту битву со стороны и передал на землю, и там эту картинку крутят во всех барах по миллиону раз. кто зафиксировал эти события и уходящий в дыру крейсер? только не модуль — он сам там в кадре, да и отловили его спустя три месяца.
или загадочная медаль Дага. высшая награда планеты! даётся только героям и только посмертно. мечта каждой вдовы! но эту великую награду почтальон проталкивает в прорезь двери в обыкновенном конверте — никаких тебе церемоний, речей и прочего. представляете — звезду Героя России кидают в почтовый ящик? но и это не единственная нелепость. оказывается, медаль Дага нельзя взять в руки! то есть её может держать в руках только сам герой, но таковых нет, поскольку медаль выдаётся обязательно посмертно. вот жена-вдова вытряхивает из конверта то ли карту героя, то ли самоё медаль — там нормальная для такого текста путаница — и она висит в воздухе. наш ещё не умерший герой берёт её в руки. но если бы он к тому времени уже умер — что делать с такой медалью вдове, которой запрещено её трогать? и ведь в других случаях именно так и происходит: герой мёртв, а трогать его медаль никому невозможно: такова программа. зачем такую медаль передавать семье? болтаться в воздухе? эти благоглупости в тексте перемежаются мизантропическими ремарками: на Земле, похоже, остались одни дегенераты. как эти идиоты строят межзвёздные корабли — непонятки. неряшливость характерна и для общего замысла повести. всё живое во вселенной — родня, мысль простенькая, но что конкретно случилось в данном случае, почему десантники то ли замёрзли, то ли сварились, кто такая Аша и доктор У Пу — загадка не для детей. увы, создалось впечатление торопливой и непродуманной до конца вещи.
слОГ, 31 мая 2012 г.
Честно говоря, произведения Прашкевича последних лет десяти для меня были загадкой. Сразу оговорюсь, что и воспоминания и очерки о фантастах — я читал с большим удовольствием, но вот собственно жанровую прозу — я не понимал. И тут меня настигло озарение с чьим творчеством можно Прашкевича соотнести. Читается все достаточно трудно, подразумеваются вторые и третьи смыслы, куча цитат (в том числе, не всегда подходящие к месту байки из Сети), при этом я не всегда понимал для кого пишет Прашкевич — для читателя, для себя или для редакций журналов... Гипотеза о том, что для меня, как для читателя, после прочтения первой трети любого произведения обычно пропадала. И тут озарило — это как новая волна 60-х, та самая фантастика для размышлений. Олдисс, Муркок, Элиссон и проч. И Новая волна была и закончилась очень давно. А Прашкевич пишет сейчас, но его тексты у меня воспринимаются также — странно, непонятно, достаточно мастеровитые, и в чем-то стильные, и форма почти всегда превыше содержания. Круто, но на любителя. Я Новую волну уважаю, но перечитываю что-либо крайне редко.
Самое обидное, что если бы автор написал что-нибудь жанровое тем же простым языком и с тем же чувством юмора, каким он писал мемуары... Но мне кажется, что это уже за гранью фантастики.
Velesko, 27 июля 2012 г.
Лично для меня текст абсолютно не читаем. Это мое первое знакомство с творчеством автора, после которого пропало всяческое желание читать что-то еще. Сравнить его я могу только с некоторыми произведениями Стругацких (кои для меня тоже остались загадкой). Я понимаю, что это своеобразный стиль изложения, который имеет место быть и некоторым нравится. Но такая литература не по мне. Как правило, люди читают фантастику, в том числе и НФ, чтобы расслабиться, потешить воображение, насладиться историей и т.д. Если мы ищем чего-то из области философии, сопряженное с неким глубинным смыслом, то идем в совершенно иные отделы книжных магазинов.
Конкретно не понравились сухие диалоги, постоянные скачки в повествовании без явного смыслового разделения (первые несколько строк повествуют нам об одном, а следующие три совершенно неожиданно перекидывают в другую обстановку). Очень проблемно целиком и полностью погрузиться в историю, которую пытается подать нам автор. Просто взбесила цитата с БашОрга (когда гопники подсказывают, как правильно вязать. Я сомневаюсь, что автор является первоисточником этого перла). Если не получается придумать что-то стоящее самому, так брать это из интернета — верх идиотизма, на мой взгляд.
Читал через строчку и постоянно смотрел, сколько страниц оставалось до конца. Уж извините, но такое не по мне.
Wooldfas, 10 мая 2013 г.
Где я видела Кэла. Кто еще жрал «филзу» без специальной техники дыхания. Кто еще удостоился звания «человек-эксперимент». Да это же Дядёк. Если вы посочувствовали Дядьку, значит и Кэл не останется для вас пустым местом. Предыдущий оратор замечательно выразился о стиле, единственное, что я могу добавить — мне очень понравилась повесть.