Глен Кук «Меченосец»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Артефакты | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот мир, населённый увязшими в череде однообразных столетий людьми, очень стар. Империи рушились, сменяясь веками варварства, рождались снова, а устройство жизни — со знатью, слугами, крестьянами и военными — оставалось прежним. Последняя великая мировая держава, Андерле, развалилась давным-давно. И вот теперь, спустя столетия, время империй вернулось — вентимильский миньяк Алер, могучий колдун, раскрывший секреты древнего волшебства, обрушился на мир, будто волна прилива на низкоземье.
Каждый год тьма с востока подползала всё ближе. Теперь она пожирает Гревнинг, и некому встать между нею и Гудермутом против тоал, которых чаще называли мёртвыми вождями под командованием Нерода Невенки, которые были жутчайшими из древних существ, найденных восточными колдунами. Покойники владели магической силой, не внятной более никому. Тоалов нельзя было убить, ибо они давным-давно погибли в битвах ушедших эпох.
А тем временем семья Готфрида жила со слугами в небольшом замке Касалия. Его отец был сафайром, рыцарем-регентом Савойской марки, во владениях лорда Долвина. Марку эту, защищавшую восточную границу, короли Гудермута и Гревнинга оспаривали десятки лет. И вот под стенами замка оказывается тёмная армия. Нерода требует без отсрочек и промедлений доставить ей меч Добендье, также именуемый Великим мечом и мечом Зухры — древний магический артефакт, о котором защитники знают лишь из старых сказок. В ответ на отказ армия разрушает замок и расправляется с его обитателями...
Для юного Готфрида Война — это мужество и гибель во имя победы, это песни и слава! А для зануд — лишь расчёты, сколько еды для солдат понадобится, да сколько добра награбишь. Политика, деньги… Но, когда на крепость его отца обрушивается армия Невенки Нероды и двенадцати Мертвых полководцев, желание сражаться осталось где-то в руинах среди трупов. Теперь он хотел только выжить, а грёзы о геройской славе обернулись детской глупостью, пустым мечтанием, нелепой выдумкой перед холодным зверством войны. Готфриду удаётся бежать. Прячась в огромной пещере, он находит знаменитый меч Добендье, некогда принадлежавший легендарному герою древности...
Жаждущий свежей крови Добендье обещает Готфриду месть за родных. Но, приняв оружие, Готфрид понимает: цена приобретенной силы чудовищна. Меч завладевает его волей и душой, древние пророчества оживают, и в мире воцаряется хаос…
Выкованный на наковальне смерти, напоенный душами своих жертв и владельцев, этот меч выбрал Гатрида. В его руках он напьется крови и прорубит путь через войну в поисках мести за предательство.
- /языки:
- русский (2), английский (5)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Могилевцев (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 3 августа 2021 г.
Sword & Sorcery — меч и магия, клинок и колдовство, излюбленное направление многих писателей, неизменно находящее миллионы поклонников и актуальное до сих пор.
Роман «Меченосец» типичнейший образец этого, так сказать, стиля. Текст построен по типичной схеме корни которой уходят в творчество Толкиена, Муркока (влияние последнего особенно заметно в романе) и других авторов: ущербный герой получает могучий меч и становится вершителем судеб мира. Кстати, сам мир в романе описан весьма контурно. Разве что география раскрыта поподробнее, да чуть места уделено социальной структуре общества. Но цели Кука другие. Он как обычно, буквально с первых страниц начинает бешеное развитие сюжета. В нём нет множества линий. Есть по сути одна — линия главного героя, хрупкого, больного сына мелкого пограничного лорда королевства Гудермут — Готфрида. По всем канонам героического фэнтези у Готфрида есть компаньон — вечноживущий «супергном» Тайс Рогала, орудие богини (богини ли?) Зухры. Эта парочка становится участником множества событий, свидетелем которых придётся стать читателям. Любители бодрого экшена получат истинное удовольствие.
Вообщем достаточно годное фэнтези, если бы не явные аллюзии с Толкиеном (ну чем тоалы не назгулы?) и ещё более явные с «Хрониками Эльрика» Майкла Муркока (Добендье практически вылитый Буревестник — меч-пожиратель душ, а сам Готфрид во многом списан с Эльрика) я был бы доволен. А так местами текст меня совсем не убеждает. Я представляю себе прочтение этого текста во времена, когда мне было 13-14 лет -я бы орал от восторга! Но сейчас текст выглядит простоватым, линейным, не очень глубоким.
Не шедевр, но читать явно можно. Рекомендуется фанатам Кука и не очень привередливым любителям «чёрного фэнтези».
malin, 9 октября 2020 г.
Наверное войди этот роман в какой-нибудь очередной цикл Кука он воспринимался бы совсем по-другому.Но продолжения не последовало,а посему имеем то,что имеем.Как-то,бравое,интригующее начало.Сумбурная середина,в которой главный герой,аки батька Махно,то переходит на сторону красных,то на сторону белых.Невнятное окончание,после которого задаёшься вопросом:А был ли мальчик?
Сказочник, 21 апреля 2016 г.
Стоит отметить, что, в отличие от обычных романов Кука, здесь повествование несется со скоростью и неотвратимостью мчащегося на Анну Каренину поезда. Прочитав «Меченосца», понимаешь, откуда растут ноги у «Хроник Черного Отряда» и нескольких написанных позже томов «Империи Ужаса».
Кроме того, вполне можно рассматривать роман как дань уважения Муркоку.
В целом, несмотря на сбивчивость, роман весьма достойный. Да, не шедевр, но выше среднего. В разы.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Перевода этого романа я ждал, ибо слышал, читал о нём в критике. Роман-эксперимент по слиянию двух направлений фэнтези: героики в духе Муркока (за основу взята сага об Элрике) с эпической фэнтези.
Роман чисто Куковский во всём. От чёрно-мрачной атмосферы, масштабов происходящего, до атрибутики и элементов. «Меченосец» был написан после цикла «Империя ужаса», но до «Чёрного отряда» и отчётливо видно что было взято из первого цикла, а что наоборот, было испытано и проявило себя во втором цикле.
И всё же... читать этот роман рекомендую только двум категориям читателей:
1. Тем кто любит именно книги Глена Кука и хочет прочитать всё им написанное.
2. Искушённым любителяv и ценителям фэнтези. Тем, кто читал саги-реинкарнации о Вечном Воителе у Муркока. Тем, кто вообще хорошо знает мир литературы в жанре фэнтези и будет рад чему-то менее стандартному, роману-эксперименту.
А если вы плохо знаете жанр фэнтези вообще и творчество Муркока в частности — то роман вам не понравится. Вы не поймёте сути литературного эксперимента автора и много вам покажется странным, если не сказать хуже...
Такая жёсткая рекомендация связана ещё и с тем, что сюжет в романе полностью не закрыт. Подразумевалось продолжение, которое так и не было написано. Так что если вы не подходите под названные мною критерии — то и не беритесь читать, чтобы не обламываться от оборванной сюжетной линии.
Ravenor, 23 апреля 2014 г.
Глен Кук, безусловно, весьма плодовитый автор, умудряющийся одновременно творить сразу в нескольких разноплановых вселенных.
«Меченосец» это приятный, интересный образчик темного фэнтези.
Тут вам, с одной стороны, мрак надвигающейся великой угрозы с Востока, дополненный восставшими из мертвых могучими колдунами прошлого (привет Взятые!), а с другой — бесхребетность, жадность, борьба за кусочки мимолетной власти в стане «защитников» Добра.
Да и какое они, в конце – концов, добро?
Кучка магических орденов, погрязших во взаимных распрях и сварах.
Короли, чье единство по сути своей пустое сотрясание воздуха на советах, в то время, как каждый готов подставить союзника, бросив его на произвол судьбы, лишь бы оттянуть момент, пока враг не подобрался к их собственным границам.
Да еще остатки некогда великой Империи, правители которой живут прошлым, лелея наивную мечту возродить былое величие.
По сравнению с этими «добряками» цели чародея Алера, явившегося завоевать королевства запада, кажутся вполне себе нормальными, методы он конечно выбрал те еще, но ведь чистыми руками дорогу в рай не построишь....
На фоне противостояния этих двух сторон складывается, а вернее ломается судьба Готфрида, обычного паренька, младшего сына захолустного лорда.
Герой наш, мало того что совсем юн, вдобавок к этому еще и калека, лишь по чистой случайности избежавший гибели от рук мертвых колуднов-тоалов.
Но у судьбы-насмешницы явно были свои планы относительно несчастного паренька, волею случая ему в руки попадает древний артефакт — волшебный меч Добендье, обладающий собственной волей и мягко говоря, отвратительным характером.
Готфрид, был явно рожден под впечатлением от творчества М.Муркока, аналогии налицо, хворый, слабый герой находит Проклятый Клинок (привет Бурезов! ), одно прикосновение к которому вмиг излечивает паренька, но взамен клинок желает лишь крови, мяса, убийств, а также много вкусных душ на десерт.
Причем, если поначалу героя всего трясет и коробит от каждого нового убийства, прибавим к этому постоянно скапливающиеся в голове чужие личности и воспоминания, то в определенный момент он с легкостью вырезает с десяток людей без всякого побуждения со стороны клинка, просто потому что может это.
Естественно главный герой всеми силами старается обуздать Добендье и временами ему, как будто, это удается, но ведь у нас тут тёмное фэнтези, не забываем
А потому судьба раз за разом будет макать его лицом в грязь, а одержимая железка раз за разом будет забирать души тех, кто хоть немного сблизился с Меченосцем, тем самым вызвав ревность его Госпожи, с которой неразрывно связан клинок.
Из плюсов Меченосца, помимо следованию канонам ТФ весьма интересно прописаннобраз Тайса Рогалы, едкого и циничного гнома, а по совместительству бессмертного хранителя, спутника, оруженосца и убийцы всех предыдущих Меченосцев.
Гном, предстающий перед нами злобным циником и прагматиком, уверяющим героя, что у того больше нет ни своих, ни чужих, а есть одно лишь предназначение — служить создательнице меча, таинственной Зухре, в ходе романа заметно меняется и оказывается не так прост, как казался нам поначалу.
Разумеется «Меченосец» не лишен недостатков, главным из которых стоит счесть некоторую поверхностность описываемого мира, география, страны, города не создают в уме читающего даже примерной картины, многие из второстепенных героев также описаны всего лишь парой тройкой предложений, «вот вам злобный жирный маг мечтающий захватить всю власть, несмотря на то, что враг почти на пороге», « вот подлый предатель», «а вот вам бравый генерал-служака, весь такой правильный и доблестный», плюс, в паре мест сюжет делает странный рывок, сокращая развитие событий.
» Только — только герой узнает, что у врага в армии завелась могущественная ведьма, как через пару абзацев он резко смекает, что это, несомненно, его родная сестра, а еще через страницу он ее уже убивает».
Откуда у сестры героя эта колдовская сила, как она так резко покрутела за пару дней, отчего решила стать злой???
Тайна сия великая есть…
Хотя автор и пытается дать этом объяснения от лица Готфрида, но читается все равно неубедительно.
Все же, несмотря на очевидные огрехи, роман читается залпом и оставляет приятные впечатления,),линия главного героя хороша, присутствует даже интрига с раскрытием некоторых тайн и непременным зачином на продолжение, которого, увы, нет и не будет ибо давность лет.....
igor_pantyuhov, 26 июня 2011 г.
Наверное равно как у каждого мастера так и у каждого писателя есть свои величайшие произведения или если угодно творения, так и не очень. Так оказалось и у Толстого, Шелохова, Солженицына, Булгакова. Исключением не является и Глен Кук. Начал я знакомство с творчеством автора с его романов о Гаррете переизданным в ЧФ. И хорошо что начал именно с этих романов, а не с настоящего. Потому что если бы я начал знакомство с творчеством автора с этого романа, «охота» читать остальные произведения автора пропала бы сама собой. Нельзя назвать этот роман плохим во всех смыслах этого слова. Тут уж все зависит от мнения читатетя. В конце концов на вкус и цвет товарищей нет. Скажу лишь чтто у меня этот роман вызвал преимущественно негативные впечатления.
Достоинства и недостатки. Сначала о достоинствах. Первое. Понравилась сама сюжетная линия Тайса Рогалы. Прежде всего за его загадочность. С самого начала непонятно откуда он взялся, почему он так долго живет, и вообще какова его настоящая роль.Второе. Сама концовка романа. А именно самые последние строчки. Понравилась тем что все-таки в ней присутствует некая таинственность, интригующая недосказанность. Вот пожалуй и все достоиниства. Недостатки. Первый. События развиваются как-то чересчур уж быстро даже для Кука. И следовательно отсюда второй недостаток. Вследствие вот этой быстроты, сюжет романа получился каким то «рваным», иногда просто упыскаешь сюжетную нить повествования. Третий. Не проработан мир. То есть автор по ходу текста вносит некоторую ясность, но недостаточную. И в результате вот эти вставки автора о мире только все портят. Четвертый. Мало уделяется внимания психологической составляющей романа. А именно мотивам героев, их переживаниям и т. д.
Вывод:Не советую начинать знакомство с творчеством автора с данного романа. Оценка 3.
dimon1979, 14 сентября 2012 г.
Глен Кук хорошо известен любителям жанра фэнтези. Этот автор пишет на самые разные темы, но при этом всегда держит определенную планку и поэтому каждое новое произведение писателя — событие для читателей.
«Меченосец» — небольшой по размеру роман. Для знакомства с творчеством автора, это самый оптимальный вариант. Несмотря на размер, это произведение нелегко читать. Мрачный мир, насыщенный различными сущностями, разнообразная магия, в основном призванная убивать и уничтожать, множество артефактов и магических предметов. Под стать миру и люди, которые в нем живут, они жестокие и грубые, интриганы и завистники, легко предают и очень любят власть.
Главным героем книги будет молодой парень, которому выпало стать обладателем магического меча, который дает своему хозяину мастерское владение оружием и практически безграничные возможности по уничтожению врагов. Взамен меч требует полного подчинения и постепенно превращает человека в своего раба. Вообще тема магического оружия будет играть в книгу одну из главных ролей, а обладатели подобного будут вызывать всеобщий страх и ненависть.
Интересное и необычное произведение, полностью законченное и не требующее продолжений. На мой взгляд, этот роман четко отвечает на вопрос — нужен ли читателю такой автор, как Глен Кук.
bairon, 10 января 2012 г.
Скажу честно, что это первый роман писателя, который я прочитал. До этого собирался познакомится с Гарретом, но он подвернулся первым. Интересное повествование об ущербном пареньке, который завладев мечом-артефактом, а до этого увидев гибель родных и близких ему людей, становится орудием богини Зухры. Не понравилось скорость и метание героев. Вроде ещё тут, а оказывается уже там. Толком ничего не сказано ни о мире, ни о поведении второстепенных героев. Оценка 6 за знакомство с автором.
k2007, 9 ноября 2011 г.
Роман меча и магии. Стандартное начало — увечный паренек теряет семью, становится Избранным, получает магический меч и помощника и отправляется мстить.
Вспоминается при чтении Муркок «Эльрик» (зачарованный злобный меч, который действует по своей воле) и сам Кук «Черный отряд» (злобные сущности, которые были похоронены давным-давно, теперь их подняли из могил).
Все описано как-то прямолинейно и быстро, герой напоминает не пешку даже (те ходят медленно), а шайбу в хоккее (бум — одна точка поля, бум — другая). Хотя герой меняется, и это показано в книге.
В общем, не самая лучшая книга Кука. Для фанатов.
master_slave, 4 января 2012 г.
Отлично. Легкое и интересное произведение. История паренька, завладевшего могущественным артефактом — мечом Добендье (как аналоги можно вспомнить мечи у Перумова, Меч Истины у Гудкайнда). Меч дает могущество, силу, власть, но одновременно лишает своего хозяина много, делая его одиноким, отчужденным, лишним для людей, пешкой для великих. Кук в очередной раз не подвел и не разочаровал.