Деннис Маккирнан «Тьма»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он вырос в детском доме, без родственников и без денег. И тут, оказывается его дядя, о котором он никогда не слышал, умер (при странных обстоятельствах), и оставил ему большое наследство. Но с одним условием. Он должен всю жизнь жить в фамильном старинном особняке. Казалось бы ничего особенного. Но...
В этом доме всегда горел свет, потому что во тьме этого дома...
Входит в:
— антологию «999», 1999 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ксандер, 4 марта 2014 г.
Необыкновенное произведение. Тема бесконечности тьмы, обозначенная в эпиграфе, становится ключевым лейтмотивом всего рассказа. Обрастая сюжетными подробностями и детализируясь, она, вместе с тем, не утрачивает свою ключевую поэтику, возвращая читателя в мир классического американского романтизма, мир сказок Эдгара По и его необыкновенной поэзии в прозе. О чем когда-то так проникновенно писал Валерий Брюсов.
Наполненный мрачными тенями старый особняк, в котором могло бы жить семейство Эшеров, зловещая семейная тайна, достойная готического романа, суеверные слуги и сумрак, сгущающийся не только в коридорах дома, но и в душе героя. Все это романтическое наследие аристократической Америки, забытое Америкой победивших янки, отступившие в будничной рутине и политкорректной этике современных американцев. Но не исчезнувшее. Мир прошлого возвращается под пером Маккирнана, и в нем исчезают герои современности. Развязка вполне символична: у дома был отнюдь не один хозяин. Все возвращается, история повторится вновь и вновь.
И поэтому совершенно не важно, что же все таки увидел герой позади себя во тьме. Перед тем как исчезнуть навсегда. Это могло быть все что угодно и все одновременно. Ужас за гранью будничного здравомыслия. Безысходность за маской преходящей надежды. Тьма, доказавшая, что в этом мире нет ничего, кроме тьмы.
Ролик, 27 ноября 2013 г.
Напугало до чертиков! Рассказ рекомендуется читать ночью, и в одиночестве, тогда и будет достигнут эффект. Днем его не читайте — не тот случай.
NEPROSNENKOE, 2 августа 2012 г.
Очень предсказуемо и как-то уж слишком простенько. Лично мне было скучновато читать, даже при том, что читала ночью, одна в квартире. Не пробрало. Эмоций от рассказа мало, смысла в нем тоже большого не углядела. Тема приведений и всяких там «нечто» не интересна мне особо ни в кино, ни как оказалась в книгах, или просто вещь такая сырая и слабая… Для меня этот рассказ стал — Прочитать и забыть.
Yazewa, 21 июля 2012 г.
Очень незамысловатая история. Хорошо, хоть не расшифровано происхождение этой самой тьмы. Классический вариант с «закольцованностью» сюжета: финал, с одной стороны, открыт, с другой — подразумевает бесконечную цикличность.
В целом, мне кажется, весьма проходной рассказ.
alex1970, 3 ноября 2010 г.
Хороший рассказ о боязни темноты и о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нищего воспитанника детдома привозят в шикарный особняк и сообщают, что он наследник огромного состояния – но с условием: жить только в этом ярко освещенном особняке. Поначалу кажется, что нет ничего приятнее, но выясняется, что не все так просто.
Отлично написанный рассказ, хотя, несомненно, вторичный (у Лавкрафта подобный мотив встречался). Произведение интересно именно недосказанностью и открытым финалом.
KiLLaRMy, 17 марта 2010 г.
Да, страх темноты рождается вместе с человеком и увы у некоторых в месте с ним и умирает. А рассказ мне понравился именно из-за недосказанности! Писатель на свой страх и риск, повествует в основном намёками, оставляя слишком много пространства для фантазии читалеля. И вот она победа!!! Я как читатель начинаю задумываться
Bladeness, 5 июля 2009 г.
Весьма неплохой рассказ, довольно атмосферный и с интригующей завязкой. Вот только конец остается уж слишком открытым — кто же на самом деле обитает во тьме? Хотя может быть нам и не нужно знать кто там обитает и обитает ли вообще.
Dart Kangol, 18 декабря 2009 г.
Рассказик простенький в классической стилистике ужастиков. Предназначен для коротания зимнего вечера с кружкой чая в руках.
Сноу, 12 июля 2009 г.
Все понятно со второй страницы.
Очень просто, предсказуемо. Гм, разумеется, что и не страшно.
Другое дело, что назвать слабым рассказ сложно.
Изюминки нет. Это беда, да. :frown:
Зато читается легко, умеренный интерес присутствует.
6 из 10.
Alaskes, 1 ноября 2009 г.
Несмотря на некоторую недосказанность, — хороший, атмосферный рассказ. С другой стороны, может, и не нужна здесь «досказанность». Отдельные моменты способны напугать, особенно если читать вечером/ночью. Все-таки, большой, пустой, старый и темный дом — декорации, которые свою роль играют на «отлично» уже две сотни лет, с первых готических рассказов. Ни в коем случае, конечно, «Тьму» нельзя отнести к подобным, но пребывание в таком доме, ужас мелькающих там и тут теней необъяснимого происхождения, постепенная потеря рассудка и отлично прописанная концовка — это мне и понравилось в рассказе Маккирнана.
Claviceps P., 7 июля 2008 г.
Странный дом, полный электрического света – наследство, неожиданно свалившееся на 25-летнего Харлоу. Автор играет на страхе тьмы, знакомом с детства едва ли не всем – и это понятно. Но не спасает. Есть невнятные места, назвать атмосферу по настоящему пугающей – не рискну. Зацикленная концовка тоже не радует здесь. Так что и 7 в некотором смысле с натяжкой. А вот эпиграф – хорош… :smile:
nikn, 7 июля 2009 г.
Рассказ похож на сценарий второсортного фильма ужасов. Сплошная эксплуатация фобий и психоза. Финал возвращает смысл в начало. Нет ни ужаса, ни мистики, ничего будоражащего воображение.
Pupsjara, 31 декабря 2007 г.
Классический рассказ-ужастик, даже удивительно, что он написан совсем недавно. Жаль, что опять не было рассказано, кто же именно скрывается в темноте и почему именно в этом доме.:shuffle:
Nonconformist, 16 июля 2007 г.
Невероятно жуткий рассказец, несмотря на то, что страх перед темнотой много раз обыгрывался в литературе. Правда, оставляет после прочтения некоторые вопросы: «кто?», «что?» и «с какой целью?».