Михаил Шолохов «Они сражались за Родину»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
К сожалению, роман Михаила Шолохова дошел до нас только в виде незаконченном, а именно отдельных глав, по которым уже можно судить о силе и грандиозности этого произведения, описывающего отступление советских войск на Дону во время Великой Отечественной войны. Страницы романа в достойной степени отображают отвагу, честь и преданность советских людей при защите Родины. Как солдат, так и простых людей, обреченных на оккупацию.
Публикация первых глав романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» в газете «Правда» с 5 мая 1943 г.
Отрывок из повести: Крестьянка, 1944, № 4, стр. 16-18
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1959, № 1», 1959 г.
— антологию «Они сражались за Родину. Нашествие. Фронт. Русские люди. Офицер флота», 1966 г.
— сборник «Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека», 1973 г.
— журнал «Подвиг 1975'01», 1975 г.
— сборник «Судьба человека. Они сражались за Родину», 1975 г.
— сборник «Они сражались за Родину. Судьба человека. Слово о Родине», 1983 г.
— антологию «Ради жизни на Земле», 1985 г.
— антологию «Страницы подвига», 1987 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Великая Отечественная. Книга 2», 2020 г.
Экранизации:
— «Они сражались за Родину» 1975, СССР, реж. Сергей Бондарчук
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rin1106, 19 сентября 2024 г.
ВВЕДЕНИЕ. Небольшой роман, повесть, позволяющая с более интимной, личной части советского человека взглянуть на тяготы Великой Отечественной.
ПЛЮСЫ
1. Прекрасный язык повествования, красочные описания и детали, придающие объем
2. Более личный взгляд рядового челка на войну
3. Простые персонажи, в жизнь которых веришь
4. Простые и оттого реалистичные сцены разговоров и быта солдат. Красиво описаны взаимоотношения между людьми
МИНУСЫ
1.Незаконченное произведение
ИТОГ. Прекрасная работа мастера, что обязательно запомнится каждому по глубине мыслей и по простому подходу к читателю. Искренность персонажей подкупает и заставляет им сопереживать. Подходит для людей уже получивших жизненный опыт, чтобы до конца понять мысли, вложенные автором.
tarasovich09, 4 августа 2016 г.
Наверное, книга Михаила Шолохова останется для меня лучшим эпосом, самым драматическим повествованием о войне.
Я не считаю роман незаконченным произведением. Для меня эти пара дней из жизни Николая Стрельцова, а потом четыре жарких дня войны, где показана история полуразбитого фашистами, отступающегося, но мужественно держащегося, сражающегося полка — мощнейший, цельный гомеровский эпос, как будто состоящий из нескольких песен, в котором выпукло, отчетливо обрисованы герои, с виду обычные люди, стоящие на своей истерзанной земле, а головами упирающиеся в небо.
И язык романа — поэтический, мощно эпический, образный, привлекает задумчивой красотой и трагедией. Вот описание весны в первой главе:
«Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер.
На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. С хрустом стал оседать в оврагах подмерзший за ночь последний, ноздреватый снег. Кренясь под ветром и низко пластаясь над землей, поплыли в черном небе гонимые на север черные паруса туч и, опережая их медлительное и величавое движение, со свистом, с тугим звоном рассекая крыльями повлажневший воздух, наполняя его сдержанно-радостным гомоном, устремились к местам вечных гнездовий заждавшиеся на полдороге тепла бесчисленные стаи уток, казарок, гусей».
А далее следует любимая мною, внутренне трагическая, часто перечитываемая глава о том, как к агроному Стрельцову приехал его брат Александр, попавший в мясорубку сталинских репрессий, отсидевший в лагере и оправданный. Их горькие разговоры о страшном тридцать седьмом годе, о ежовско-бериевских жерновах, перемоловших в себе, сломавших судьбы многих хороших и достойных людей.
И замечательное описание вечерне-ночной рыбалки — сочное, подробное, с рекой, рыбой, лесом, костром, сложной и душевной беседой — куда лучше, чем у Хемингуэя!
А потом отступление разбитого полка, жаркое лето сорок второго, каменистая донская земля, покрытая колючей травой, которую и рыть -то тяжело, чтобы обороняться.
«На синем, ослепительно синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге — широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам — словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика. Было что-то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в мерной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять бой».
И совсем сцена из греческой трагедии — разговор Лопахина со старой казачкой, жесткие слова обвинения, упреков солдатам, призванным быть защитниками родины.
"— А ты не знаешь, за что? — сурово спросила старуха. — Бесстыжие твои глаза. Куда идете? За Дон поспешаете? А воевать кто за вас будет? Может, нам, старухам, прикажете ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у вас, ни совести, у проклятых, нету! Когда это бывало, чтобы супротивник до наших мест доходил? Сроду не было, сколько на свете живу, а не помню! По утрам уж слышно, как на заходней стороне пушки ревут. Соли вам захотелось? Чтоб вас на том свете солили, да не пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!
Багровый от стыда, смущения и злости, Лопахин выслушал гневные слова старухи, растерянно сказал:
— Ну, и люта же ты, мамаша!
Лопахин вытер платочком пот со лба, сказал:
— Ну, что ж… извините, мамаша, дело наше спешное, пойду в другом дворе добуду ведро. — Он попрощался и пошел по пробитой в бурьяне тропинке, с досадой думая: «Черт меня дернул сюда зайти! Поговорил, как меду напился…»
В романе очень четко и выпукло даны образы героев — немногословного, внутренне интеллигентного Стрельцова, балагура, весельчака и отважного героя, шахтера Лопахина, серьезного и рассудительного колхозного механизатора Звягинцева, бойца Некрасова и других.
Очень зримо, отчетливо, подробно показан бой каждого с врагом. В романе много замечательных страниц это показывающих, все процитировать просто невозможно! Страх и ненависть, героизм и боязнь за близких, грусть и радость, отвага и честь, озорство и дисциплина, трагедия и надежда на победу — все смешалось в котле романа, все ярко отточено, сделано на совесть!
И предстают перед нами живые люди, отстоявшие в неравных боях нашу землю и свободу.