Годерзи Чохели «Послание к елям»
Житель грузинского села по имени Бери обнаружил, что у него из плеча стала расти ёлочка. Хотя и жена, и односельчане уговаривают его избавиться от деревца, Бери не даёт ему засохнуть и начинает чувствовать, что они с ёлкой превращаются в единое существо...
Входит в:
— антологию «Параллелепипед», 1990 г.
Экранизации:
— «Письмо елям» / «წერილი ნაძვებს» 1986, СССР, реж. Годердзи Чохели
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tam, 4 октября 2021 г.
Удивительный рассказ грузинского писателя и кинорежиссёра, к сожалению не так хорошо известного в России. Рассказ вроде как про «единение» с природой, причём на этом пути герой проходит разные стадии. Мы застаём его уже на том этапе, когда он уверен в необходимости заботиться о существе, волею судеб появившемся у него, выросшем прямо из его тела. Постепенно Бери начинает чувствовать, что он и ель — это уже не два существа, а одно, причем и на физическом уровне (корни прорастают в грудь, потом и в ноги), и на ментальном. Ну и конец (последняя фраза рассказа) закономерен... Однако единение это сугубо индивидуальное: родственники и односельчане не понимают Бери и не разделяют его желания сохранить ель. В одноимённой экранизации рассказа, снятой самим Чохели (короткометражка 1986 года), линия общения с окружающими существенно расширена: там есть и споры с женой, и арест милиционером в парке, и приглашение на детский праздник в качестве... новогодней ёлки! Во сне Бери даже видит, как нанятый его женой человек отрубает деревце с его плеча.
Интересно, что тема такого своеобразного «единения с природой» представлена и в некоторых других рассказах писателя: например, в «Письмах от рыбы» (тут даже название похоже) герой объявляет себя рыбой и поселяется в реке. Ещё больше близок к «Посланию к елям» большой рассказ «Полёт с орлом», в котором герой оказывается «прикован» к орлице и мечтает освободиться от неё, однако в конце понимает, что никуда от неё он уже не денется.