Ярослав Гжендович «Чёрные бабочки»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Ирена — вдова уже двадцать лет. Все эти годы она хранит верность погибшему мужу, живя отшельницей в домике за городом, лишь летом сдавая комнаты семьям и дружеским компаниям.
Новый квартирант появился в ноябре, но был так интеллигентен и харизматичен, что убедил хозяйку сдать комнату только ему одному. Пан Миколай оказался тихим незаметным постояльцем, почти всегда проводя своё время в одиночестве. В комнате с очень странными вещами. Такими странными, что их так и хотелось рассмотреть... тайком от хозяина.
Входит в:
— сборник «Книга осенних демонов», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 5 ноября 2023 г.
«Дом стоял в ноябрьском тумане, его обнимали деревья и кусты сирени. Пустой, с темными окнами, прячущими тишину, которую своим тиканьем отмеряли часы. Дом одинокой, стареющей женщины.»
История об одиночестве, старости и любви. Любви потерянной, живущей в воспоминаниях и в тихом скрипе старого дома. Долгое время единственным фантастическим элементом было повествование от двух лиц — героини (от третьего лица) и её погибшего мужа (от первого лица). То ли толика мистики, то ли красивый художественный приём.
История вообще получилась красивой, наполненной образами и знаками. Чёрная бабочка, предвещающая смерть, деревянные скульптуры, мрачноватые иллюстрации к детской книжке, алхимические символы и картины, в которых одинокая художница прятала свою боль.
Было здесь и место для поздней любви, правда недолгой. И для другого, уже в полной мере фантастического элемента.
Финальная разница в восприятии мира между молодым и старым человеком — резкая, грубая, неприятная. Вероятно такой контраст и задумывался.
Финал трагичный, но каким-то странным образом освобождающий героев. Всех троих.
majj-s, 28 августа 2023 г.
Тоже отличная вещь, хотя интригой и накалом страстей уступает «Молнии». Тут такая более медитативная спокойная история немолодой уже художницы, которая когда-то поселилась с мужем скульптором вдали от цивилизации. Скульптор, к несчастью, увлекался альпинизмом, и вот уже двадцать лет она живет в этом доме одна. На лето сдает комнаты постояльцам. Не в этом году — в нынешнем потенциальный квартирант появился в конце августа, но был приятным одиноким пожилым мужчиной и хорошо заплатил за месяц вперед. И привлекательная женщина, которая делит кров с интересным мужчиной ощущает себя иначе, чем содержательница пансиона с компанией молодежи или многодетной семьей. В общем, начнется многообещающе. Собственно, и закончится не вовсе плохо.
vam-1970, 12 января 2024 г.
Какой-то шарм есть в повести — описание тихого уголка в польской деревне, одинокая художница, и незнакомец-странник, который настолько загадочен, что любопытство , присущее женщине, погубило их любовь. Но это кратко в финале. А так по ходу событий только погибший муж с того света наблюдает за событиями в этом доме. Ненавязчивый спокойный стиль повествования, но за каждой страницей чего ждешь необычного. Так писать умеют немногие.
SeverianX, 1 мая 2024 г.
Повесть «Черные бабочки» получилась, вероятно, самой мелодраматичной. Её главная героиня, Ирена, когда-то потеряла мужа из-за несчастного случая, и уже 20 лет живёт одна. Страдает ли она от одиночества? Скорее нет, ведь она по-прежнему любит своего мужа. Все меняется в тот миг, когда в ее дом приходит загадочный мужчина, желающий снять у нее комнату. Тот буквально сразу же смог очаровать немолодую уже женщину, и между ними завязываются романтические отношения. Однако слишком уж много у ее нового избранника странностей и тайн. Сможет ли Ирена под конец жизни всё-таки обрести свое счастье? И какую роль в этом всем сыграют черные бабочки?
genametr, 15 ноября 2023 г.
Все на месте для мистической повести о призраках прошлого. Скучающая немолодая женщина, тоска по погибшему возлюбленному, постоялец с мистическими наклонностями, то ли Колдун, то ли Синяя борода, то ли Бредбери, то ли Фицжеральд. Запретная комната, таинственные склянки-порошки, сундуки с антиквариатом и т.п. Неплохая могла быть повесть. Читается куда лучше унылой «Молнии» вплоть до последних страниц, но... минус один балл за финал. Концы автор увязал, но очень уж грубо. В средневековье, по которому тоскуют все эти фэнтезисты, за такое окончание истории лицедея бы изваляли в смоле и перьях, а то и чего похуже.
vfvfhm, 7 октября 2023 г.
В этой повести Гжендович обошелся без демонов (разве что в переносном смысле) и без хоррора. Но все равно получилось жутко и невероятно правдоподобно. Любовный треугольник со сверхъестественной подоплекой. На этот раз грустный извод поговорки — любопытство сгубило кошку.
На эту же тему есть замечательный фантастический фильм «Человек с Земли». Если кто из любителей жанра не видел, горячо рекомендую.