Ярослав Гжендович «Ведьма и волк»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Ведьма смогла превратить волка в человека. Вот только удастся ли удержать его в человеческом обществе или зов природы окажется сильнее?
Впервые опубликован в ж. «Fahrenheit» nr 30 (september 2003).
Входит в:
— цикл «Рассказы из мира Между»
— сборник «Книга осенних демонов», 2003 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 4 октября 2023 г.
Для разнообразия Гжендович решил рассказать локальную историю. Булгаковские «мировые струны» вскользь упомянуты, но внимание автора в основном сосредоточено на драматических взаимоотношениях мужчины и женщины. Здесь все, как говорит отличный ютуб-обзорщик кинохоррора Кинокиллер, «про любофф, асисяй и все дела...»
Гжендович силен в единении психологической правды, бытовухи и инфернальной жути. То ,чем на весь мир прославился Стивен Кинг и у его польского коллеги выходит на отлично. Он всего на всего раскрутил известную пословицу: сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит, — а вон как хорошо получилось!
Например, сцены нападения оборотня на людей крайне впечатляющие — завораживают и ужасают. Впрочем, я хоррор практически не читаю, так что экспертом не являюсь.
Правда, непонятно, что хотел сказать автор. Это деконструкция феминистского мифа? Или констатация полного разрыва между человеком и Природой? Или вскрытие звериной сущности мужчин? Или это просто рассказ об одной трагической любви?
Есть один важный посыл ,который легко считывается, но я его оставлю для отзыва на весь сборник.
Жаль он не докрутил тему с вампиром, Темным князем. Так бы за несколько лет до Стефани Майер получилась вменяемая версия «Сумерек».
Для повести есть хороший слоган, слова старого лесника: «...дальше только пуща, Россия и ад.»
Lilian, 4 ноября 2023 г.
«Волк отгрызает себе лапу. И он свободен.»
Трагичная история, где вызывают неприятие почти все персонажи, кроме волка. Волк же ни в чём не виноват, его мнения вообще не спрашивали.
Главная героиня — молодая ведьма, решившая избавиться от болезненных отношений со своим бывшим возлюбленным очень уж мудреным способом (впору вспомнить про микроскоп и гвозди), не способная взять на себя ответственность за принятые решения, вроде бы упрямая и самостоятельная, но всё равно идущая на поводу у своей семьи. Её бывший — типичный «не понятый миром талант», наркоман и деспот, склонный к пьянству, ревности и домашнему насилию. Её семья — родственницы по женской линии, объединённые кровью, ведьминским даром, жесткой матриархальной иерархией и полнейшей убеждённостью в своём праве кроить чужие судьбы в соответствии с собственными представлениями о том, «как должно». Прабабушка главной героини — голос разума, в силу возраста и опыта не столь категоричная и жестокая, и всё же не идущая против мнения большинства. И бывший волк, а ныне оборотень, пытающийся научиться жить в новом для себя мире.
Показанные здесь отношения — они не нормальные. Начиная с примеров домашнего насилия и болезненной пагубной зависимости от кого-то и продолжая ситуацией, когда мать походя лишает собственного сына его мечты и возможного будущего. Ну и конечно же главная героиня — её отношения с созданным ею оборотнем это отношения хозяйки и раба. Да, хозяйки, полюбившей свою собственность, но при этом не способной отказаться от рабского поводка и дать тому, кто тебе нравится, свободу. Да и вообще она настолько испугана и не уверена в себе после долгих и болезненных отношений с бывшим, что сознательно не хочет строить новые отношения без «подстраховки» — ведь тот, кто физически не сможет напасть или уйти от неё, намного удобнее. Даже когда она видит, что ему плохо.
В общем, волка было жалко. А главную героиню — нет.
И финал в этом плане пускай и не воздает полную справедливость, но все же разрывает хотя бы главный клубок болезненных отношений.
zazai, 27 мая 2024 г.
Произведение малой формы — автору и так негде лишний кусочек саспенса приткнуть, а наши люди и рады спойлерить на все лады..
1. фантлабовские каменты не читайте — там одни спойлеры.
2. рассказ очень качественный — совсем не стыдно за потраченное время, хоть мне и не понравился.
3. морали здесь негусто, больше про атмосферность (прячу под спойлер)
SeverianX, 1 мая 2024 г.
«Ведьма и волк» рассказывает нам историю девушки Меланьи. Она совсем не простой человек, а потомственная ведьма. Ее жизнь складывается довольно драматично из-за абьюзивных отношений с горе-музыкантом, склонным к алкоголизму. Вырваться самостоятельно из подобных отношений очень непросто, и она решает прибегнуть к древнему ритуалу. Меланья заманивает своего бывшего в лес. Предварительно она находит вожака волчьей стаи и надевает на его лапу магический браслет. В приступе ярости бывший суженый чуть не убивает молодую ведьму, но в последний момент ее спасает тот самый волк. Отныне их жизнь тесно связана ведь, отведав человеческой плоти, зачарованный волк становится оборотнем. Если быть точнее, большую часть времени он просто мужчина мечты: сильный, брутальный и уверенный в себе. От съеденного мужчины он унаследовал знания о том, как быть человеком, что помогает ему адаптироваться в социуме. Однако прочие родственницы-ведьмы не в восторге от подобного поступка, т.к. это может привлечь к ним нежелательное внимание. Они требуют социализировать оборотня, сделать из него полноценного человека, устроить на работу. Однако можно ли сделать из зверя человека? Казалось бы, основную мысль повести можно уместить в простой пословице: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит», – но как автору удалось превосходно это раскрыть!
vam-1970, 5 января 2024 г.
Мотивы романов «Остров доктора Моро» и «День гнева» в изложении автора. Результат один -неудача замысла экспериментаторов.
Ни одного положительного героя и персонажа. Сама семья и род ведьм — матриархат и деспоты. Осуждают, но не препятствуют творить зло, даже помогают , чем могут. Героиня, Меланья, не может жить со своим мужем из-за его деградации, но зачем его убивать таким жестоким способом? Да и наблюдать при этом. Она же превращает волка в оборотня, чтобы жить с ним -ведьме мало было порядочных мужиков видно при её же возможностях. Превращает в оборотня без знания, что же получится . На авось.
Сама жива осталась то, а оборотень убежал -как вроде символизируя, что свобода превыше всего. Убежал, отгрызя лапу, в которой и таилось заклятие. Мрачно , но описано автором сочно. Второй Гоголь Николай Васильевич.