Чайна Мьевиль «Амальгама»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный ) | Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Представьте себе, что однажды мир зазеркалья ожил, и все отражения проникли в наш мир. Вместе с нашими отражениями из зеркал вышли и чудовищные, ни на что не похожие существа, и то, что было мимолетным отражением людей — руки, глаза, губы, любые предметы. Все это теперь ожило, и бросилось на людей. Все эти существа были враждебные и практически неуязвимые, поэтому надежда на спасение очень мала. И хотя в города были введены войска, это мало что изменило. Главный герой повести по имени Шолл стал замечать, что его эти существа не трогают и обходят стороной. Почему? И он отправляется по разрушенному, разоренному, обезумевшему и обезлюдевшему Лондону в поисках некоей «Рыбы», существа, стоящего во главе всех существ из зазеркалья. В надежде, что ему удастся с «Рыбой» договориться и заключить мир, ибо выиграть эту войну невозможно...
Входит в:
— антологию «Города», 2003 г.
— сборник «В поисках Джейка», 2005 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2003 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2003 // Малая форма |
- /языки:
- русский (2), английский (2), немецкий (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Е. Баухе-Эпперс (1), А. Георгиев (2), М. Жачек (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ynona, 30 января 2024 г.
«Амальгама» — это антиутопическая повесть, где сходится в борьбе реальный мир и мир зазеркалья. Лондон лежит в руинах. Ожили самые кошмарные видения. Амальгама — это сплав ртути с серебром. Им покрывают стекло и так получается зеркало. Кто в детстве не пытался заглянуть в боковой разрез зеркала? И какие порой причудливые образы не рисовало наше воображение. Через портал в зеркалах в реальный мир вырвались странные существа — имаго — и разрушили наш мир. Мьевель умеет писать. Он создал разнообразных существ, порождения нашего воображения. Странная повесть, но читается легко!.. Больше вопросов вызывает главный герой.
vorpol, 8 декабря 2023 г.
Повесть вызвала у меня ассоциацию с римейком «Мордодыра» студией Asylum. Идея восстания расы отражений из зеркал хоть и прельщает новизной, но выглядит странно — а что дальше — восстание обиженной хозяевами обуви и столовых приборов? Хоть и дико сравнивать фантастическую повесть с детским стихом, но сравнение не в пользу повести: Чуковский обосновал восстание Мойдодыра, внес логику в его действия... Ну а Мьевиль? Выдал поток мыслей двух сознаний (ГГ и Noname зеркало) без какой-либо связности и без осмысленной концовки.
Особенно раздражают «хитрые ходы» автора. Вот например, ключевой вопрос — а как эти имаго-отражения выбрались? Ответ: «мы никогда не знали в точности, что же произошло, как мы освободились». Шах и мат, читатели. Прописать абзац «побега» автор не смог, а в сотый раз описать как очередная улица Лондона оказалась разгромлена и засрана — вот это пожалуйста.
demetriy120291, 21 ноября 2015 г.
Это повесть, то есть изначально предполагается небольшой хронометраж и быстрое прочтение. Предыдущие работы Мьевиля, с которыми я ознакамливался, были достаточно объёмными — 800-страничный «Шрам» и «Железный Совет» на 600 страниц, и читались они легче и увлекательнее, чем эта повесть. Даже не знаю в чём дело. Попробую разобраться.
Собственно говоря по самой задумке повесть достаточно интересна — Лондон в руинах после молниеносного нападения странных существ -имаго, которые обитали в своего рода зазеркалье, каком-то параллельном мире, порталом в который служат зеркала и другие отражающие поверхности. Эти имаго приобретают разные формы, от зыбкой и бесплотной, до оболочки человека с контролирующим его чем-то, находящимся внутри. Так же есть фрагментарные имаго, в виде частей человеческого тела. Повествование ведётся в двух плоскостях — от лица главного героя, и со стороны этих существ, которые поведают читателю причины своей ненависти к людям. Не буду много спойлерить.
Теперь о том, что не очень понравилось. Главные герой какой-то непонятный, мутный, и конечно же «особенный», есть у него своя «фишка», которая якобы должна цеплять. Его поступки не выглядят, как обдуманные и взвешенные шаги взрослого человека, это скорее простая рефлексия, на отшибись, от балды и так далее. Повествование рваное, с количеством ненужных деталей. Что в малой форме уж очень сильно выпирает. История разваливается...
Начало истории читалось на ура, далее застопорилось, пришлось буквально продираться через текст и наслоение странноватых громоздких структур, здесь ещё свою роль сыграл странный, не самый качественный перевод. Как будто написал Мьевиль на раннем этапе своего творчества, когда его фантазия уже фонтанировала, но мастерства облечь её в качественную словесную форму было недостаточно.
Вызвал улыбку один момент: «Одна женщина рассказала (ее голос все еще прерывался при воспоминании), как она долго, не веря своим глазам, смотрела на стоявшее рядом с ее мужем зеркало и на него самого, и увидела, как его отражение встретилось с ней взглядом — не с ее отражением, а с ней самой. И оно шептало: «Сука, сука, сука», а ее муж читал газету, время от времени поднимая глаза и улыбаясь».
И концовка, казалось бы с привкусом горечи, не happy end, но какая-то беззубая, бессмысленная, обрывается.
Итог: странное произведение, приходилось буквально заставлять себя читать. Можно дать скидку, на что-то, на прочтённые предыдущие классные романы, но я решил оценивать здраво. В это раз отмазка «Ну это же Мьевиль» не сработала, и пусть это будет единственный раз, когда какие либо отмазки вообще имеют место быть:)
Тимолеонт, 11 июля 2018 г.
Сюрреалистическое раскрытие старой легенды про войну зеркального и реального мира. Очень интересный постапокалипсис в антураже мегаполиса получился — люди показаны самими собой, то есть моментами отважными и сильными, а иногда подлыми и трусливыми. Но опять же — Мьевиль либо намеренно перемудрил, либо не сумел раскрыть здесь смысл своего произведения. Все его «большие» творения выглядят намного более цельными, понятными и глубокомысленными, чем эта небольшая повесть.
ash1975, 11 июля 2009 г.
Внесу немного дёгтя в общие восхваления. Повесть особенно не впечатлила. Постапокалиптический Лондон показан буквально парой фраз: возящиеся среди развалин парочка имаго и перекрещенные руки-голубки. Остальное-это военные(хорошие и плохие), бандиты и остальное население, чего хватает в любой посткатастрофической фантастике. Итого, атмосферность на на троечку.
Главный герой совершенно безлик. Сорвался ни с того ни с сего спасать человечество, благо способности позволяют. Рефлексирует по этому поводу. Короче, детский сад.
Сюжет непредсказуем, т.к. исходных данных ноль и отталкиваться в предположениях о развитии событий не от чего.
Вторая сюжетная линия — поток сознания зазеркальных обитателей. как они долго терпели и наконец вырвались.
И в конце мы узнаём, что свои скрюченные лапки сие произведение тянет к нам, вдохновлённое Коркисом-Боркисом.
На этом всё. Моя оценка 5.
Nog, 7 февраля 2009 г.
Это всего лишь второе произведение Мьевиля, которое я прочел. Дело во многом в том, что после восхитившего меня «Вокзала потерянных снов» я попросту опасался, а вдруг другие книги окажутся хуже. Очень не хотелось разочароваться в авторе, но долго это, конечно, продолжаться не могло. Не слишком объемная повесть «Амальгама» показалась отличным вариантом для продолжения знакомства. Глазам читателя предстает Лондон сразу после краткосрочной и гибельной войны, в которой человечество безуспешно пыталось противостоять имаго — существам, обитавшим в зеркалах и год от года все сильнее ненавидевшим людей. Сейчас активный период войны уже прошел, однако полностью она не остановится, пока одна из воюющих сторон не исчезнет полностью. И очень похоже, что людям ни за что уже не победить. Главный герой постепенно осознает, что, возможно, именно ему суждено спасти тех, кто еще выжил...
Очень и очень достойная и впечатляющая повесть получилась у автора. Отличный, практически непредсказуемый сюжет, необычные главные герои — по одному от людей и имаго, очень ярко прописанный постапокалиптический мир, любопытное раскрытие мессианской идеи — в сумме получается по сути безупречное произведение. Из минусов можно выделить разве что некоторую хаотичность и невнятность сюжета поначалу, но это быстро проходит.
nostromo, 30 июня 2008 г.
Очень интересна идея о существовании вынужденной подчиняться нашему миру «расы» отражений. А так, вообще, если подумать, то довольно жуткая картина вырисовывается: а что, если описанное в повести было бы действительно возможно? И те, кому мерещится, что с его отражением что-то не так, вдруг видят истинную, кошмарную реальность?