Александр Неверов «Ташкент — город хлебный»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
1921. Конец Гражданской войны, голод в Поволжье и на Южном Урале. Главный герой Мишка, чтобы спасти семью, отправляется за хлебом, в далёкий город Ташкент. Через что придётся пройти двенадцатилетнему мальчику и сможет ли он осуществить задуманное…
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Литературная Россия», 1924 г.
— антологию «Ранняя советская проза. Повести. Рассказы», 1972 г.
— антологию «Волшебная шкатулка. Артемка в цирке. Ташкент — город хлебный. Малышок. Стожары. Витя Малеев в школе и дома», 1983 г.
— антологию «Ташкент — город хлебный. Зелёный фургон», 1983 г.
Экранизации:
— «Ташкент – город хлебный» 1967, СССР, реж. Шухрат Аббасов
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 9 января 2025 г.
Мощно. Вопрос, КАК дошло до ТАКОГО, долго крутится в голове после прочтения. Сильнее всего поражает даже не голод и не тот факт, что двенадцатилетний мальчик едет сам за две тысячи километров хлеб добывать, а описания Мишкиных попутчиков, условий поездки, особенно стоянок поезда. Жуть.
Очень понравился главный герой. Мишка олицетворение лучшего, что есть в народе. Он целеустремленный, находчивый, трудолюбивый. Ответственный, авантюрист, но не безрассудный. В скотских условиях остаётся человеком. Эпизод с машинистом и складным ножом — вещь. Финальная сцена во дворе — шедевр.
Ценное Мишкино качество — он не сдаётся, хотя я бы не назвала его оптимистом, скорее всего, он вообще не особо задумывается о будущем. Живёт сегодняшним днём — в лучшем смысле этого слова. Не переживает о том, чего изменить не может, зато там, где хотя бы что-то ему по силам, бьётся до конца, и, главное, имеет мудрость понимать разницу между первым и вторым. Чтоб я так жил.
Впечатляет не только персонаж, но и писательское мастерство Неверова. Его герой по духу благородный и мудрый муж, а по форме мальчик, но диссонанса нет. Наоборот, восхищаешься, как чётко автор выписал характер. Ни на секунду не забываешь, что читаешь про ребёнка, при этом уважение к нему испытываешь полноценное, без снисхождения или жалости.
В этом, наверное, фишка повести. Она заставляет читателя не пожалеть слабость, а восхититься силой.
На вышеизложенное несмотря, оцениваю “Ташкент” всего на 7/10 баллов — за стиль. Субъективно, конечно, но манера Неверова слишком авангардная. Предложения из одного-двух слов. Каждое слово с новой строчки. Рваные фразы, резаные диалоги. Предполагаю, стиль текста должен был передавать стиль тогдашней жизни, но чтобы проникнуться стилем жизни, мне и содержания хватило. Пунктирная маяковщина к общему впечатлению ничего не добавила, а читать из-за неё неудобно.
Из любопытного. У меня издание 2016 года https://fantlab.ru/edition252414, книга предназначена для читателей школьного возраста и содержит пояснения к словам, которые, очевидно, в 2016 году школьники уже не понимали. Например, есть сноска к слову Исполком = исполнительный комитет, орган местной исполнительной власти в Советской России. Такое видеть странно. В мои школьные годы никому бы и в голову не пришло пояснять исполком. Справедливости ради — потому что исполкомы ещё вовсю существовали. #ЯСтарЯСуперстар Умом понятно, что время идёт, и уже не то что для школьников, а и для многих взрослых Советский Союз на исторической шкале лежит где-то рядом с Куликовской битвой, а всё равно, в книге 2016 года сноска к слову исполком — странно.
В целом: рекомендую. Стиль подкачал, но повесть короткая, так что терпеть его нужно совсем недолго, а содержание того однозначно стоит.
ArtTrapeza, 17 декабря 2021 г.
Кажется, я узнал про «Ташкент» в Интернете, потом его рекомендовали как альтернативу «Эшелону на Самарканд» Гузели Яхиной. Повесть легко читается за пару дней. Язык простой, даже простонародный, почти сказочный. Я бы не стал обвинять автора в лакировке действительности, всё и так сурово, дальше была бы только явная чернуха. Высказывание Кафки про это произведение, возможно, является вымыслом, но оно вполне справедливо.
ildar.vasickov, 17 декабря 2012 г.
Вот в таких бурях голода, войны и эпидемий, рождаются великие, непобедимые нации.