Жан-Поль Сартр «Грязные руки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Возраст читателя: Для взрослых
В сюжет о политическом убийстве автор вписывает экзистенциальную драму «маленького человека», мечущегося между противоположными полюсами бытия.
Написана в 1948 году.
Входит в:
— журнал «Урал, 1991, № 9», 1991 г.
- /языки:
- русский (4)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- С. Горев (1), Л. Каменская (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 2 января 2024 г.
А лучше так.
Март 1945 года, Иллирия (консенсус между Венгрией, Румынией и Болгарией) ввиду приближения Красной Армии оккупирована Вермахтом. Бывшего подпольщика Уго Барина выпускают из тюрьмы. Он пытается связаться с товарищами по Трудовой партии. Просит дать ему ответственное задание. Но ему не доверяют, хотя одно ответственное задание он уже выполнил — ликвидировал партийца-отступника Хёдерера. Теперь ему предстоит пройти последнее испытание на лояльность...
Давненько я не читал экзистенциалистских пьес, или политических, или старика Сартра. А тут сразу три в одном флаконе! И результат оправдывает ожидания.
Аннотация к сборнику в серии «Эксклюзивная классика» гласит, что «пьесы Сартра, входящие в эту книгу, часто называют «программными произведениями экзистенциализма», однако это, пожалуй, преуменьшение — ведь трудно себе представить степень влияния, которое они оказали и по-прежнему продолжают оказывать на мировосприятие молодых интеллектуалов всего мира.»
Конечно, редакции серии виднее, ведь в ней выходят книги Маркса, Ленина, Троцкого и других философов с мировым влиянием. Однако мне лично почти что глубоко начхать на «молодых интеллектуалов» всего мира. В последние годы, даже десятилетия они показали себя не на высоте положения. Скорее с каждым эпохальным событием они больше, кажется, соотносятся со стадом баранов до степени неразличимости.
А вот НАШИ дела меня волнуют очень сильно! И для НАС пьеса Сартра имеет сегодня очень важное значение.
Написана она семьдесят пять лет назад и была остро актуальна. Ведь как раз тогда в странах Восточной Европы после запредельно кровавой битвы с нацизмом шла беспощадная политическая борьба, в результате которой бывшие диктаторские и фашистские сателлиты Третьего рейха превращались в «страны народной демократии».
И Сартр ставит ребром и жестко самые насущные вопросы дня о методах, целях и смысле борьбы. Как конкретные, так и более общие, философского свойства — могут ли трудящиеся вступать в коалицию с буржуазией ради блага всего народа? Оправдано ли политическое убийство? Можно ли творить праведную политику «грязными руками»?
Ну и конечно проговариваются его излюбленные идеи — «важно не желание, а действие», человек состоит из определений его другими людьми и борьбы с этими определениями.
При этом Сартр не только блестяще разбирался в политике — как теоретик и как практик — но и драматургом был отменным, так что вопросы — философские и политические — не в виде деклараций представлены, а в развертывании острого драматического конфликта.
Разрешается этот конфликт просто и сурово. Белоручки и изнеженные интеллигентики, пестующие свое раздувшееся эго, неспособны добиться освобождения человека от угнетения другим человеком. Но даже они понимают законы текущей борьбы:
«Уго. ...У нас разные мнения.
Жессика. И людей, у которых другие мнения, нужно убивать?
Уго. Иногда приходится.
Жессика. Но почему ты выбрал мнения Луи и Ольги?
Уго. Потому что они правильные.»
К вопросу о сегодняшних дискуссиях по поводу «у каждого своя правда».
В общем и ситуация, в которую попал народ России, и вопросы, перед нами стоящие, очень созвучны этой давней пьесе Сартра. Вот на что бы «Театру.док» и другим единичным патриотическим площадкам обратить свое внимание. Блестящий и глубокий материал. Эх, не за красивые глаза и не за стерильность и безобидность писаний раньше Нобелевскую премию по литературе вручали!