Георгий Балл «Торопун-карапун и тайны моего детства»
Герой-повествователь погружается в смутные воспоминания о своём детстве в сиротском интернате времён Великой Отечественной войны, из которого когда-то силой фантазии он перемещался в сказочные миры. Маршрут памяти ведёт рассказчика по сладковато-мрачной сказке, открывая за каждым поворотом полузнакомые-полузабытые чудеса и диковины.
Входит в:
— антологию «Сказочные повести. Выпуск пятый», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Artyreader, 15 июня 2021 г.
Эту сказку я читал давно, ещё в детсадовские времена (да, умел уже тогда). Необычайная длина странствий героя и множество его спутников порождали во мне желание фантазировать так же, приходить в сказку самому тем же образом — на «белом остроносом корабле» или ещё как-то. А там — ездить на рыбах, собирать страхи в мешок, пожирать город, созданный из сладостей, и заклинать скатерть-самобранку. Те главы, в которых говорилось «про войну», то есть истинное детство рассказчика, мне казались не такими интересными, хотя то, что все они приводили к некоторой «Главной Тайне», меня очень влекло.
На самом деле, эту сказку может оценить только взрослый. Как важны воспоминания о детстве, что такое «письма с войны», почему может не работать толком волшебство, и наконец, зачем взрослому дяденьке для путешествия понадобилось соучастие детей — Торопуна-Карапуна и Чучи. И что движет героем, когда он тайком пишет «главы только для взрослых» (я ещё, помню, сомневался: а мне маленькому эти главы читать можно?). По сути, это же происходит регресс — возвращение сознанием в чувства и образы давно ушедших лет, чтобы извлечь оттуда знание, как всё было на самом деле, уже сознанием взрослого. Связно, точно и правильно. И нужно видеть главное: каждую сказку герой создавал не в одиночку, а с помощью друзей и родных, и тепло воспоминаний о них делает и сказку полноценной.
Милая, добрая и вместе с тем глубокая сказка. Я рад, что она когда-то попала ко мне в руки. И научила сохранять «тайны моего детства», чтобы возвращаться к ним, когда нужно понять нечто важное.
Groucho Marx, 5 января 2018 г.
Изысканно-постмодернистское сочинение Георгия Балла было интересно интерпретировано в книге Павла Пепперштейна «Диета старика». Повторяться за Пепперштейном я не буду, отсылаю любопытствующих к его эссе, сам же замечу, что сказка «Торопун-Карапун» весьма и весьма характерна для советской культуры семидесятых годов: внешне наивное повествование, сплетённое из множества отсылок к авангардистской и, одновременно, к викторианской литературе, типа «Питера Пена» и «Мэри Поппинс».
Томительные, вязкие сумерки советского постмодернизма очень обаятельны (для тех, кто понимает, как верно заметил Окуджава) и при правильном настрое могут доставить читателю несколько часов интеллектуальной эйфории.
elent, 16 июня 2012 г.
Читала в классе 6-7. И особого впечатления книга на меня не произвела. Потом перечитала, уже будучи в университете. Аналогично. Детская книжка, где переплетаются сказка и воспоминания о военном детстве в детдоме. Никаких таких струн моей души не затронуло.