Макс Фриш «Homo Фабер»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Америка )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Ното Faber» — один из ключевых романов Фриша. В этой книге впервые выходят на первый план мотивы, которые впоследствии станут ведущими в его творчестве: одиночество человека в современном мире, нереализованный потенциал чувств, бессилие перед волей рока, обреченность всякой попытки изменить свою судьбу и, главное, тема двойничества.
Герой романа Вальтер Фабер, путешествуя, встречает девушку, в которую влюбляется пылко и искренне. Этот сюжетный ход получает объяснение на двух уровнях восприятия — реалистическом и философском...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 5 октября 2021 г.
Не знаю, читаю тут отзывы — просто вершина литературы. Это о Достоевском спорят, «Мастера и Маргариту» критикуют, не говоря о нижеранговых «Гарри Поттерах». А Макс Фриш — просто по высшему баллу. Почему же его взапой не читают, чай, не мудреней Мураками какого пишет. Вон «Хомо Фабер» почему у каждого книгочея на полочке не стоит. Там же дилемма, сколько в человеке логики, а сколько чувств. Машина, короче, бесчувственная, это Фабер. Неужели неинтересно про каракасные командировки и пустынную рефлексию у разбитого самолета.
Мне не особо. Ну, пишет швейцарский небожитель (а на безрыбье и карась — щука, на родине сыров да часов как-то калибра Шекспира или Толстого не замечалось), пишет о себе любимом (Фриш тоже технарь-архитектор и ловец душ человеческих на приманку текстов). Ну и пишет. Не цепляет. Ни страсти с Ганной и зловещая тень чистого арийства, ни тем более, разные шахматные посиделки.
igorgag, 11 августа 2020 г.
Один из наиболее известных романов швейцарского писателя — на русский был переведён как «homo Фабер». Главного героя — рассказчика зовут Вальтер Фабер. А близкая ему женщина, эмигрировавшая из нацистской Германии Йоханна (Ханна) Ландсберг, порой называла его homo faber, что в переводе с латыни означает «человек производящий».
Действительно, Вальтер — инженер, технарь до мозга костей и очень рациональная личность. Дожив почти до 50 лет, ни разу не побывал в Лувре (хотя по роду деятельности — Фабер работает в ЮНЕСКО — изрядно путешествовал по шарику). Он не читает романы, считает себя человеком совершенно не суеверным и т.п.
Роман не очень большой по объёму, а говорить о нём не просто. По форме — это рассказ от первого лица, записи, которые ведёт главный герой. В основном они касаются новейших событий его жизни, тем не менее, вопреки всем утверждениям Фабера, что он не сентиментальный человек, неизбежно в этот якобы сухой «протокол происходящего» проникают воспоминания — о временах более далеких, о молодости Вальтера.
Короткими, порой оборванными фразами стиль повествования может напомнить прозу Хемингуэя, но — с одним серьёзным отличием. Папаша Хэм считается брутальным автором. В романе Фриша слог рассказчика скорее меланхоличен (во всяком случае, так показалось мне).
«Homo faber» продолжает и развивает, на мой взгляд, тему «тяжёлых людей», поднятую Фришем в более раннем одноимённом романе (так впечатлившем меня 3 года назад). Потому что Фабер, может быть, сухарь, но и Ханна тоже не подарок. И толика вины за случившееся, как представляется, лежит и на ней.
Дело в том, что роман — это ещё и трагедия, практически в древнегреческом вкусе. Да-да! При том, что речь здесь идёт в основном как бы о делах современных, о прогрессе и тп., события начинают разворачиваться роковым образом — со знаками, со знамениями, которые ни герой, ни читатель сперва не понимают. Сухарь и технарь с говорящей фамилией Фабер вдруг раскрывается неожиданным образом, а Фатум тем временем берёт своё.
stenny, 9 февраля 2015 г.
черт возьми, но почему все так критикуют Вальтера Фабера «внешнего»?
Почему тогда к нему так и тянутся красивые женщины, причем гораздо моложе его, дело не только во внешности.
Его «технократическое «я» притягивает своей стабильностью, этакой «мужественностью» и надежностью.
Да, не видит «поступь вечности» и «застывших демонов» в скалистых громадах в пустыне Талиупаса, не понимает восторг и упоение произведениями искусства, а всегда ли эти произведения действительно «искусство»? К тому же в музеях сложно оценить красоту, созданную по другим канонам, особенно, если эти экспонаты представляют из себя не целое, а осколки и черепки.
Ну ладно, Фабер похож на моего мужа, и часто он не понимает почему я пересматриваю всякие фильмы и что означают всякие «женские метания-молчания» в заумных фильмах.
Но вот эта последовательность, рассудительность и логичность так редко встречается сейчас!
Вторая часть книги меня, конечно, потрясла эмоционально, причем последний раз это было ...давно.
Да. у Фабера «прежнего» тяжелый, сухой характер, невыносимый, но если чуть-чуть смягчить его, то это как раз те люди на которых зиждится прогресс и строится «развитая экономика».
В герое есть некоторые черты Крога из романа Грэма Грина, но там чисто руководитель-воротила, поднявшийся из низов.
Здесь мистер Фабер — инженер.
В этом его суть. Герои-музыканты-художники и гении типа Билла Гейтса и рефлексирующие литераторы (поэты) уже достали.
Честно, хочется простой ясной твердой позиции, мужской прозы и ... логичной «твердой» фантастики, соцреализма и чтобы книга воодушевляла грызть законы термодинамики, механики и прочей физики.