fantlab ru

Морис Дрюон «Лилия и лев»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
535
Моя оценка:
-

подробнее

Лилия и лев

Le Lis et le Lion

Роман, год; цикл «Проклятые короли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

На престол Англии всходит Эдуард III — сын Изабеллы и внук «Железного короля» Франции Филлипа Красивого. Тем временем во Франции умирает последний преставитель династии Капетингов Карл IV, не оставив при этом ни одного наследника мужского пола. При активном содействии Робера Артуа, за последние 15 лет чувствующего себя в политике Франции как рыба в воде, корона достается Филиппу Валуа, двоюродному брату последнего короля, что фактически является предпосылкой к столетней войне между двумя европейскими сверхдержавами XIV века.

Входит в:



Издания: ВСЕ (23)

Лилия и лев. Когда король губит Францию
1979 г.
Французская волчица. Лилия и лев
1982 г.
Французская волчица. Лилия и лев
1982 г.
Французская волчица. Лилия и лев
1982 г.
Лилия и лев
1984 г.
Французская волчица. Лилия и лев. Том 3
1991 г.
Лилия и лев
1992 г.
Лилия и лев
1992 г.
Лилия и лев. Когда король губит Францию
1992 г.
Проклятые короли. 2
1992 г.
Французская волчица. Лилия и лев
1992 г.
Французская волчица. Лилия и лев. Когда король губит Францию.
1992 г.
Французская волчица. Лилия и лев. Том третий
1993 г.
Французская волчица. Лилия и лев
1994 г.
Французская волчица
1998 г.
Лилия и лев
2010 г.
Французская волчица. Лилия и лев
2012 г.
Лилия и лев
2016 г.
Лилия и лев
2017 г.
Лилия и лев
2017 г.
Лилия и лев
2021 г.
Лилия и лев
2021 г.
Проклятые короли: Лилия и лев. Когда король губит Францию
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лилия и лев» – шестой роман из цикла Мориса Дрюона «Проклятые короли». Официально в цикл входит семь романов, но последний был написан спустя 17 лет и лишь косвенно относится к событиям остальных: «Когда король губит Францию» отображает последствия правления «проклятых королей». К тому же в «Лилии и льве» заканчивается история самого любимого персонажа автора. Тем не менее с седьмым романом я также ознакомлюсь.

Действие книги разворачивается сразу и в Англии, и во Франции. На английский престол восходит Эдуард III – внук «железного короля» Филиппа IV Красивого и сын «французской волчицы» Изабеллы. Однако власть его весьма условна, так как страной правит любовник его матери – Роджер Мортимер. Бывший изгнанник, в котором народ видел спасителя, вершит дела «железной рукой», что не нравится многим влиятельным людям. Добравшись до управления страной, он лишь преумножает собственную власть и богатство, совсем не думая о нуждах народа, чем ввергает страну в хаос и разруху. Постепенно Мортимер устраняет всех своих политических противников, и теперь между ним и абсолютной властью стоит лишь малолетний король. Однако в жилах Эдуарда не зря течет кровь великих монархов, и, действуя на опережение, он силой отстраняет Мортимера от власти, а затем придает смерти. Неожиданно для многих юноша показывает себя грамотным правителем и всеми силами старается сделать Англию снова великой.

В это время во Франции умирает последний из династии Капетингов – Карл IV Красивый. Хоть он и не был выдающимся королем, но вполне законно правил страной, доставшейся ему по праву рождения. Во Франции может начаться очередной кризис престолонаследия, ведь Карл не оставил после себя потомков мужского пола, из-за чего на трон претендуют сразу несколько родственников короля. При помощи небезызвестного Робера Артуа победу одерживает сын Карла Валуа, Филипп VI, прозванный в народе «королем-подкидышем». Этот мужчина не обладал крепким умом, но был честен и прямолинеен. Во всех государственных делах он полагается на своего друга Робера Артуа. Таким образом этот хитроумный гигант становится вторым лицом государства, а затем и пэром Франции. Однако остановится ли он на достигнутом? Конечно же нет, ведь его главной целью всегда было графство Артуа, а оно по-прежнему находится в руках Маго. Стоит отметить, что притязания Робера были вполне обоснованы – перед первой судебной тяжбой Маго выкрала и уничтожила документы, по которым Артуа должно было достаться ее племяннику. Теперь же у Робера появилась новая зацепка, и при поддержке короля он начинает новую тяжбу. На примере Робера мы видим неуемную жажду ещё большей власти. За годы судебных тяжб этот изворотливый гигант становится превосходным оратором, сильным лидером и хитроумным интриганом. Без его вмешательства, вероятно, не происходило ни одного события за время правления «проклятых королей». Однако истории Робер Артуа известен как один из зачинщиков Столетней войны. Это случилось из-за того, что отвергнутый королем Франции и проигравший тяжбу Робер решил переметнуться на сторону Англии. Такой человек, как он, не может признать собственных ошибок, а будет идти до конца, полностью отдавшись жажде мести. Даже если ради этого нужно будет разрушить собственную страну.

В эпилоге мы также видим историю неудавшегося короля – Иоанна I Посмертного. Пока в Европе бушует Столетняя война, он преспокойно живёт в Сиене под именем Джаннино Бальони, где является успешным продолжателем династии банкиров. О своем королевском происхождении он ничего не знал, пока об этом ему не сообщает трибун Рима Кола ди Риенци. Со временем Джаннино осознает свое великое предназначение и начинает борьбу за трон. Правда, как и для всех потомков «проклятых королей», заканчивается все печально.

Итог: На мой взгляд, «Лилия и лев» – один из самых сильных романов цикла. Политические интриги выходят на новый уровень, ведь затрагивают интересы сразу двух стран. Самый яркий персонаж цикла, Робер Артуа, наконец-то выходит на первый план. Динамика в романе превосходная, действий очень много, что не даёт отвлечься от чтения ни на минуту.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лилия и лев» является развязкой исторического эпического романа о «Проклятых королях», несмотря на наличие ещё одной книги.

В данной книге автор подводит черту. И делает это, увы, несколько сумбурно. Даты и события мелькают перед читателем, словно километровые столбы. И если раньше читатель проносился мимо них со скоростью спешащего пешехода, то в «Лилии и льве» его посадили на поезд. Для сюжета это не так уж и плохо, но описываемые временные интервалы слишком сильно «скачут». Главы, а то и середины глав, начинаются не со слов «шёл такой-то год», а с действий, и только спустя несколько страниц читатель узнает, что прошло уже 5-7 лет.

Автор заканчивает повествование мрачной эпитафией Капетингам. Что, кстати, вызывает недоумение. Ветвь Валуа – те же Капетинги. И если уж оплакивать вымершую династию, то стоило начинать со старшего сына Филиппа Красивого, Людовика Сварливого. Ведь ни Филипп Длинный, ни Карл Красивый не являлись старшими сыновьями.

Зато именно в этой книге открывается подоплёка всего повествования. Автор больше писал о графстве Артуа и Робере Артуа, нежели о Франции и Англии. Ведь все перипетии, случавшиеся в первой половине 14 века во Франции и Англии, так или иначе происходили из-за графства Артуа. Робера Артуа было много и при французском дворе, и при английском. Много его и на страницах «Лилии и льва». Если раньше довольно много книжного пространства уделялось и правящим домам Франции и Англии, то в «Лилии и льве» повествовательное пространство оказалось полностью захвачено Робером Артуа. Короли, что глуповатый, но яркий и шумный Филипп Валуа, что умница Эдуард III, на фоне Робера выглядят обычными статистами. Робер даже чуму затмил, о которой и сказано-то было всего в паре предложений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возможно, именно поэтому, история Иоанна Посмертного, написанная автором уже после смерти Робера Артуа и после того, как сам автор сказал, что после описания гибели стой значительной фигуры писать о Капетингах больше не хочет, выглядит, как прицеп от грузовичка, который наспех приделали к спортивной машине.

Даже сюжетные линии, происходящие в Англии и Франции и никак не желающие пересекаться, под напором неоспоримой мощи Робера всё же сходятся в одну точку.

Вывод: если не считать некоторых незначительных неточностей, то книга полезна и с точки зрения ознакомления с классической литературой, и с точки зрения ознакомления с историей. Однако именно в «Лилии и льве», на мой взгляд, слишком много времени уделено жизнеописанию одного человека, который, если судить по названию книги и цикла, не должен быть главным героем. Да и описание Чёрной Смерти не стоило опускать. Эпидемия была не менее важным событием, чем кочевание графства Артуа из рук в руки.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх