Морис Дрюон «Яд и корона»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: С множеством интриг | Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Продолжение правления Людовика X Сварливого усугубляется очередными неудачами, но, с другой стороны, женитьба на Клеменции Венгерской благоприятно сказывается на нраве короля. А тем временем последствия недальновидного правления закономерно сказываются на дальнейшей судьбе монарха и всей Франции.
Входит в:
— цикл «Проклятые короли»
— журнал «Букинист, № 3», 1984 г.
- /языки:
- русский (30)
- /тип:
- книги (28), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Ефимов (3), Н. Жаркова (27)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 11 января 2025 г.
«Яд и корона» – третий роман исторического цикла Мориса Дрюона «Проклятые короли». Стоит сразу отметить, что даже к третьей части мой интерес к циклу не ослабевает. Каждая последующая книга написана на том же высоком уровне, как и предыдущие.
Правление Людовика X Сварливого продолжается. Отлично заметно, что смерть короля Филиппа IV Красивого поделила судьбу Франции на до и после. Все те новшества предыдущего короля, которые привели к величию государства, были уничтожены его сыном. Единственный человек, способный адекватно управлять Францией, Ангерран де Мариньи, был несправедливо обвинен в казнокрадстве и повешен. Сам Людовик не способен править разумно и полностью попадает под влияние своего дяди Карла Валуа. Тот в свою очередь всегда мечтал о власти и, наконец добравшись до нее, радеет за возвращение «старых добрых времён» разобщённого феодализма. Он заботится лишь о собственном благополучии, мало думая о судьбе Франции. Слабовольный Людовик также больше переживает о продолжении своего рода, практически не вникая в политические вопросы. Он подозревает, что его малолетняя дочь была зачата женой от любовника и отрекается от девочки. Теперь ему как можно скорее нужно обзавестись новым ребенком, а, следовательно, и женой. После убийства Маргариты Бургундской он становится вдовцом и вступает в брак с Клеменцией Венгерской.
Вот о новой королеве хотелось бы рассказать чуть подробнее. На мой взгляд, это один из самых положительных персонажей цикла. От природы добрая и отзывчивая, она чаще думает о ближних, чем о себе. По пути из Неаполя в Париж, видя последствия массового голода, она старалась помочь всем нуждающимся. Клеменция смогла рассмотреть положительные черты даже в таком человеке, как Людовик. Под влиянием новой жены молодой король и сам стал становиться лучше. Мы видим его постоянные метания от злобы и гнева к показному благочестию. По просьбе Клеменции Людовик вернул ко двору жену своего брата Филиппа Пуатье – Жанну Бургундскую, а также помиловали многих соратников де Мариньи, которые позднее объединились вокруг графа Пуатье.
Без сильной руки в самой Франции начинаются неспокойные времена. Фландрия взбунтовалась и решила выйти из-под руки короны. «Грязевой поход» по усмирению завершился полным провалом и разорил и без этого пустующую казну. Бароны графства Артуа, подстрекаемые Робером, подняли восстание против власти графини Маго. Кардиналы уже второй год ведут бесконечные споры и в своей жажде власти не могут выбрать нового папу. При таком обилии проблем Людовик практически не предпринимает никаких попыток их решить, зачастую только усугубляя ситуацию.
На фоне распрей в государстве было интересно наблюдать любовную историю Гуччо Бальони и Мари де Крессэ. Тут мы видим интересную тенденцию того времени. Предприимчивые горожане при поддержке Филиппа IV обзавелись немалым богатством и властью. Старое дворянство, лишённое предпринимательской жилки, напротив обнищало. Однако это не мешает потомкам рыцарства свысока смотреть на тех же ломбардцев, считая их людьми второго сорта. Так семейство де Крессэ осудило Мари за связь с Гуччо и запретило даже помышлять о таком неравном браке. Высокомерие и ничем не подкреплённое тщеславие мешает им трезво смотреть на расстановку сил в мире. Это с учётом того, что без покровительства банка Толомеи они были бы давно разорены и лишились всего. Вопиющая несправедливость и неблагодарность, тем не менее, прикрытая законом.
Единственной нелогичностью в романе, на мой взгляд, был поступок графини Маго. От столь умной и дальновидной дамы я не ожидал подобного необдуманного действия в то время, когда у нее не было никакой поддержки при дворе.
Итог: «Яд и корона» написан на том же высоком уровне, как и другие части цикла. Отличает его лишь настроение. Бесконечные метания короля вылились в несколько нервный и мечущийся стиль изложения, что отлично передает смутные времена этого периода Франции. Если вам понравились первые две части, то «Яд и корону» нужно читать обязательно.
koudiarov, 9 сентября 2024 г.
Игра престолов, но на исторических событиях с вполне реальными героями, и альтернативами, что Мартину понравилось скопировать в свой Вестерос! Управление королевством, кто первый / последний выйдет от главного / нашепчет свою версию событий — так потом и скажет король в своем решении. Семейные дрязги, интриги за графство Артуа, плюс управление государство в условиях кризиса, кто станет регентом, кто будет охранять чрево? Все стратегические вопросы в присутствии всего лишь 3-х пэров из 12 (а графиня-то пэр)! Ну, и ключевой вопрос — где деньги найти — на войну, на свадьбу, на подарки да и на все!
sam0789, 4 июня 2018 г.
Третья книга, а интереса не убавилось! Я даже не берусь судить какая из прочитанных на данный момент книг интереснее! Они интересны все!
Книга умещает в себя много веток истории.. Знакомимся с правлением Людовика Х. Довольно коротким… Сходил в «грязных поход» крайне неудачно! Но удачно женился, пусть и второй раз.. Сколько успел – был счастлив с королевой Клеменцией! И ждал прибавления семейства!
Продолжаем знакомство с молодыми влюбленными: Гуччо Бальони и Мари Де Крессе! Которые не могут быть вместе из-за классового неравенства! Но никто не берет в расчет, что если бы не Гуччо, который закрыл глаза на долг семейства Де Крессэ, который обеспечил их едой – то данное семейство могло бы кончить очень печально! Деньги мы от тебя берем, живем довольно хорошо благодаря тебе, но дочь мы тебе не отдадим – верх мудрости! Автор одной фразой в общих чертах сказал, что нам ждать дальше с этой парой.. Ничего радостного…
Робер Артуа и его тетка всё также делят имущество. Уже третью книгу подряд, продолжат и четвертую :)
Закончилась история на самом интересном месте – королева должна родить: вот кого? Если не лезть в историю и не смотреть – то очень интересно! Кого назначат регентом? Идем за следующей книгой :)
Gytha Ogg, 30 июля 2017 г.
Столпы, на которых держалось Государство Французское, рухнули. И если после смерти Филиппа Красивого, Ангерран де Мариньи ещё мог удержать разваливающуюся страну, то с его уходом величие Франции оказалось обречено. Разумеется, в стране ещё остались фигуры, которых по аналогии со строительными терминами можно назвать несущими стенами, но, увы, Людовик Сварливый к ним не относился. Именно поэтому в его приближении назрел настоящий раскол и образовалось две партии, каждая из которых тянула одеяло на себя. И, увы и ах, сам Людовик X, оказался скорее приверженцем старых порядков. Однако история не любит регрессии, что короля и сгубило.
Повествование в данном романе отличается от двух предыдущих какой-то нервозностью, надломленностью. Описание метаний короля: от дичайших вспышек гнева к духовной благообразности – как нельзя лучше подчёркивают, что мир раскололся на «до» и «после» Филиппа Красивого. И, увы, в пропасть раскола летит некогда сильная страна.
Описание линии Гуччо и Марии прекрасно характеризуют особенности позднего Средневековья, когда смекалистые, богатые горожане начинают потихоньку отвоёвывать себе права, ранее присущие лишь людям благородного происхождения. В сравнении семейств Толомеи-Бальони и Крессэ вскрывается проблема обнищавшего, не приспособленного к существованию, дворянства.
Из минусов.
Дрюон на протяжении четверти книги делает постоянные отсылки к предыдущим двум романам. Причём автор пересказывает уже написанное, а не констатирует какие-то исторические факты.
Смерть Людовика Х от яда – скорее выдумка автора. Разумеется, подобные интриги делают повествование намного интереснее банального «простудился – умер». Однако, описывая сюжетные ходы подобного сорта, следует быть внимательнее к деталям.
Вывод: читать, разумеется, стоит. Помимо захватывающего сюжета, довольно точно описывающего историческую действительность, автор сумел изложить каждый свой роман в том эмоциональном стиле, который более всего подходит описываемым историческому периоду и главе Франции.