fantlab ru

Морис Дрюон «Узница Шато-Гайара»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
681
Моя оценка:
-

подробнее

Узница Шато-Гайара

La Reine étranglée

Роман, год; цикл «Проклятые короли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

В романе описываются первые полгода после смерти «железного короля» Филиппа IV. Франция находится под управлением слабовольного и никчемного Людовика X, бесцеремонно разрушающего все достижения своего отца.

Входит в:

— журнал «Букинист, № 2», 1984 г.



Узница Шато-Гайара
1960 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара. Яд и корона
1979 г.
Железный Король. Узница Шато-Гайара
1980 г.
Железный Король. Узница Шато-Гайара
1981 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара
1981 г.
Железный Король. Узница Шато-Гайара
1983 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара. Том 1
1990 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара
1991 г.
Железный король. Узница Шато-Гайяра
1991 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара
1992 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара
1992 г.
Железный Король. Узница Шато-Гайара
1992 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара.
1992 г.
Железный Король. Узница Шато-Гайара. Яд и корона
1992 г.
Проклятые короли. 1
1992 г.
Проклятые короли. 1-2
1992 г.
Узница Шато-Гайара. Яд и корона
1992 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара. Том первый
1994 г.
Железный король
1998 г.
Узница Шато-Гайара
2009 г.
Железный король. Узница Шато-Гайара
2012 г.
Узница Шато-Гайара
2015 г.
Узница Шато-Гайара
2017 г.
Узница Шато-Гайара
2017 г.
Война роз. Воронья шпора
2017 г.
Воронья шпора
2017 г.
Узница Шато-Гайара
2021 г.
Узница Шато-Гайара
2021 г.
Проклятые короли. Железный король. Узница Шато-Гайара. Яд и корона
2023 г.

Периодика:

Букинист, № 2
1984 г.

Аудиокниги:

Железный король. Узница Шато-Гайара. Яд и корона
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Узница Шато-Гайара» – второй роман исторического цикла Мориса Дрюона «Проклятые короли». На мой взгляд, весь цикл изначально задумывался как масштабный роман-эпопея, поэтому деление на части тут довольно условное. Таким образом, второй том стартует сразу же с того места, где закончился первый.

«Железный король» закончился на трагическом событии для истории Франции – прогрессивный король Филипп IV Красивый умер. На смену ему приходит глуповатый и злобный наследник – Людовик Х Сварливый. Новый король не годится для управления государством, что автор всячески показывает. Например, описывая Филиппа, Морис Дрюон зачастую называет его королем, а Людовика попросту Сварливым. Это прилагательное как нельзя лучше описывает характер нового короля. Он вечно всем недоволен и ворчит. Ещё больше ожесточила его характер измена жены Маргариты. Для короля это настоящий позор, а происхождение их дочери теперь под сомнением. Тут вырисовывается серьезная проблема – у короля нет наследника. Однако пока жива Маргарита, он не может вступить в новый брак. Напомню, что его жена была приговорена Филиппом к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар вместе с женой Карла Бланкой. Людовик через Робера Артуа предлагает Маргарите добровольно расторгнуть брак, но та отказывается. Значит, сделать это может только Папа. Однако и тут есть проблема. После смерти предыдущего главы церкви кардиналы до сих пор не могут избрать нового. Король Филипп и его главный придворный Ангерран де Мариньи стремились к освобождению от власти церкви, поэтому подчинили себе папскую власть. Людовик же безразличен к этому – ему важно лишь, чтобы новый папа был выбран побыстрее и, наконец, расторг ненавистный брак с Маргаритой. К тому же и новая жена уже найдена.

Пока король занят вопросами престолонаследия, при его дворе образовался самый настоящий раскол. Де Мариньи и Карл Валуа всегда терпеть друг друга не могли, но мудрый король Филипп не давал этой вражде перейти к активным действиям. При слабохарактерном Людовике Карл Валуа решает свести счёты с выскочкой из народа. Стоит отметить, что дядя имел немалую власть над племянником и во многом руководил его решениями. Он обвиняет де Мариньи в растратах и кражах из государственной казны и требует провести полный аудит. Кристально честный министр считает, что ему нечего бояться, однако сильно недооценивает искусство Карла Валуа в ведении интриг. Ангерран де Мариньи действительно при принятии решений руководствовался лишь благополучием Франции, за что и снискал полную поддержку Филиппа. Карл Валуа в свою очередь желает вернуть «старые добрые времена» – проще говоря вернуться от централизованного государства, каким Франция была при Филиппе, к эпохе разобщённого феодализма. Людовик идёт на поводу у дяди и стремительно разрушает все то, что с таким трудом создал его отец. При этом он прикрывается именем своего прадеда – Людовика Святого. Сварливый, руководствуясь эгоизмом и личными интересами, практически во всем идёт на поводу у своего дяди. Что же сможет сделать де Мариньи в сложившейся ситуации?

Когда мы читаем об истории тех или иных событий, чаще всего видим лишь деяния людей, официально находящихся у власти. При этом роль обычных людей в происходящем упускается. Морис Дрюон умело обошел данную проблему. Мы прекрасно видим, какую роль в происходящем сыграл, например, ломбардский купец Спинелло Толомеи. За его спиной власть денег, которая подчас гораздо важнее мирских властей. Как Карл Валуа умело манипулирует королем, так и Толомеи играючи вертит его высокочтимым дядей, продвигая свои интересы. Так кто же по факту руководит Францией?

Что Дрюону удалось превосходно, так это характеры персонажей. Они объемные и реалистичные. При чтении в них веришь, как в самых реальных людей. При этом персонажи прописаны настолько тонко в плане психологизма, что романы Дрюона вызывают невольное восхищение.

Итог: «Узница Шато-Гайара» – отличное продолжение цикла. После завершения романа меня мучает вопрос «а что же было дальше?». Однозначно продолжу знакомство с «Проклятыми королями».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая второй роман цикла «Проклятые короли», основанного на реальных исторических событиях, невольно приходишь к мысли, что многим современным фэнтезийным романам впору менять наименование жанра с «тёмного» на «реалистичное». Положительных персонажей в «Узнице Шато-Гайяра», впрочем, как и в «Железном короле», нет совсем. Каждый думает только о себе (в лучшем случае, о своих близких) и только для себя любимого все эти нескончаемые сети интриг. Атмосфера романа (средневековой Франции) полностью соответствует его персонажам. Что может ждать человека набивающего свои карманы или удовлетворяющего другие эгоистические потребности в средневековом обществе (даже если при этом он, попутно, стремится сделать вид что болеет за государство)? Тюрьма, костёр, виселица! Даже беспощадные персонажи Дж. Мартина выглядят безобидными детьми на фоне реальной истории средневековья.

Возможно, второй роман цикла вышел чуть менее насыщенным событиями. Нет здесь ни тамплиеров, ни сильного и харизматичного короля, ни похождений принцесс налево. Что поделать, если истории, как и человеку, положены небольшие передышки, когда правят не короли, а советники и королевская казна не представляет своего существования без кредитов разбогатевшей черни. Несмотря на это, своей значимости для читателя роман не теряет, поскольку, упуская из внимания менее динамичные моменты, можно потерять нить большой истории.

К достоинствам автора можно отнести умение выбрать для одного романа не очень значительный отрезок времени с оптимальным количеством персонажей, чтобы не утопить читателя в несметном количестве ненужных имён и названий, при этом, не мешая ему прочувствовать дух средневековой Франции. Такой минимализм в литературе очень даже полезен, ведь помогает среднестатистическому читателю, не обладающему гениальной памятью, понять историю средневекового мира.

Минимализм — не единственное достоинство автора. Несмотря на историчность происходящего, роман написан на достаточно высоком художественном уровне. Персонажи не документально плоские, а очень даже живые. Страдания обречённых или радость победивших ощущаются читателем словно воочию. Принцесс жалко, даже если кому-то может показаться, что своей глупостью именно такого — трагического исхода они и заслуживают, за страну обидно, когда ей достаются бестолковые лидеры, итальянские банкиры, продолжающие удивлять своей прозорливостью, затыкают за пояс ведущих интриганов Франции.

Из недостатков романа можно выделить лишь один. Всем известно, что когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Именно эти холопы в полной мере на себе испытывают все результаты придворных интриг. А эта тема раскрыта слабо, что создаёт половинчатое представление о той эпохе.

Отрадно то, что автор на фоне исторических событий смог высказать множество своих мыслей. Главная из которых полностью соответствует названию цикла. «Любой неправый поступок, даже свершённый для правого дела, несёт в себе проклятие». Плохо лишь то, что люди, от которых так много зависит в этом мире, как и один из персонажей романа, задумываются над этим только перед эшафотом.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение саги Дрюона о трагической судьбе несчастных Капетингов и всех к ним причастных, проклятых магистром ордена тамплиеров.

Относительно высочайшего качества текста, великолепного и при чтении, и в аудиоварианте, говорить не приходится — доказано временем. Тут и достоверность исторических событий и персонажей, и описание декораций, от тюремной камеры до королевских покоев, от дворца до виселицы, от солнечного Неаполя до мрачного зимнего Парижа.

Отлично представляются и несчастная Маргарита Бургундская, и Робер Артуа, и Людовик Сварливый со своей любовницей, и дальше, вплоть до его нелюбимой маленькой дочери Жанны или хитрого ломбардского банкира — персонажей много, и все сделаны реалистично.

Безусловно правильно показана закономерность всех деяний человека, на примере гордого коадьютора Ангеррана де Мариньи, низвергнутого с вершины власти до участи приговоренного к позорной казни. За все, что мы делаем, ответ будет обязательно, все учтено и сбалансировано, счёт будет предъявлен и полностью вытребован.

Отмечу поразительную вещь, связанную как с названием цикла романов, так и сутью отображенных в них событий. Проклятие сжигаемого на костре Жака де Молэ ударило настолько мощно, что сумело даже приостановить Гольфстрим! В следующем году после казни тамплиеров по северо-западной Европе ударил великий голод, продолжавшийся несколько лет с колоссальными последствиями, местное население резко сократилось, причем последствия этого события сказывались несколько веков.

В общем, нехитрая истина, что все в мире взаимосвязано, а любое зло возвращается к своему создателю, причем с ростовщическим процентом, весьма доходчиво раскрыта Морисом Дрюоном, за что ему почет и уважение.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

После смерти Филиппа IV Красивого, следующим королем Франции становится его старший сын Людовик, получивший прозвище Сварливый. И почти сразу все, что сделал отец, начинает разваливаться в руках сына. Слабохарактерный и не очень умный Людовик даже не знает, с какой стороны подойти к исполнению обязанностей короля. На сцену выходит Карл Валуа, брат покойного короля, который видит в новом короле отличную возможность выплатить свои долги и поквитаться с врагами, особенно с Ангерраном де Мариньи. В свою очередь де Мариньи старается сохранить власть в своих руках и противостоять провокациям Карла Валуа.

В стране начинается голод, вельможи пытаются вскрыть друг другу глотки, а молодой король хочет снова жениться. Есть только одна проблема – Людовик уже женат, и его жена, Маргарита Бургундская, сидит в заключении в Шато-Гайар. Расторгнуть брак может или сама Маргарита (она отказывается, надеясь на милость мужа), или Папа Римский (его еще не выбрали).

В оригинале роман носит «говорящее» название — «Задушенная королева», что самую малость намекает на конец Маргариты Бургундской. Тем не менее, даже зная финал, читать невероятно интересно. Автор филигранно выстраивает интригу, а читатель (в моем лице) физически ощущает напряженность ситуации. «Ну вот сейчас она согласится…», или «Ну же, давай!..» — как при шутливом просмотре хорроров. Но история неумолимо катит к весьма определенному финалу.

Кроме линии Маргариты здесь еще есть на что посмотреть. Грызня Карла Валуа и Ангеррана де Мариньи сначала похожа на фехтовальный поединок, тут уколоть, тут парировать, пока не переходит в рукоприкладство. Буквально. Увлекательно следить за последствиями самых незначительных поступков, продиктованных, к примеру, гордыней. Каждое решение, малое или большое, имеет вес, и вес этот способен сломать спину титана.

Не забыл автор и Гуччо Бальони. Молодой ломбардец отправляется с Югом де Бувиллем, камергером покойного короля, в Неаполь, к возможной будущей жене Людовика Сварливого. Для Гуччо это очередное приключение, а для Бивилля – прекрасное время, наполненное вкусными винами и красивыми женщинами. И эта поездка в Неаполь, и обратно, наверное, самая светлая часть книги.

Второй роман «Проклятых королей» продолжает увлекательно рассказывать историю Франции в не самый лучший период времени. Интересно, драматично, иногда кроваво.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и второй роман из цикла» Проклятые короли» прочитан.

Много и долго писать о нем нет смысла, так как он по духу и изложению событий очень органично проистекает из первого романа, а автор, и это очень заметно, замыслил всю концепцию цикла сразу и целиком, так что выделяться каким-то образом у него не было и шанса. Это ,наверно, к лучшему.

Что хочется отметить? Две вещи.

Во-первых, Дрюон все так же привержен исторической правде, и даже особо не пытается играть в «если бы», « а вот история пошла бы по другому». История , как известно, не терпит сослагательного наклонения, а фантастический поджанр, где описываются подобные «ответвления», все-таки в основе развлекательный, а не тренировка для ума. Уму бы с реальной историей разобраться, что далеко не всегда происходит.

Во-вторых я стал обращать внимание на , казалось бы, второстепенных персонажей, имена которых остались в истории на ровне с именами королей и вельмож, и, не мне судить, может и более значимы. Сеньор Боккаччо , который появился еще в первой книге, и чья вовлеченность в финансовые и государственные дела того времени стала для меня открытием ( может все и не так происходило, но, определенно мне захотелось прочитать чуть более чем краткую биографию этого человека) и ученик Джотто, Роберто Одеризи, который для меня вообще новость, хотя мировую художественную культуру я изучал, и даже что-то помню. А информации о нем не то что бы совсем нет, но , до странности мало, в частности о портрете, написанном для Людовика Сварливого. В общем мне стало интересно.

Что ж, читаем дальше!!!!

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды я увидел в своей ленте новостей заметку о книгах, которые Джордж Мартин рекомендует к прочтению. Были в ней следующие слова: «Треть списка составлена из романов в жанре исторической прозы, среди которых Мартин особенно выделяет Мориса Дрюона с его «Проклятыми королями». Собственно, побудило писателя привести эти рекомендации переиздание серии Дрюона на английском языке «с предисловием какого-то парня по имени Джордж Мартин». По мнению Мартина, Морис Дрюон — второй великий французский писатель исторических романов после Александра Дюма-отца.». Ну, увидел и увидел, довольно быстро это из памяти вылетело.

Исторические романы меня мало интересуют, я читал некоторое их количество в детстве и не особо проникся. Однако совсем недавно довелось мне коротать время в книжном магазине, и взгляд зацепился за смутно знакомую фамилию «Дрюон» на обложке одной из книг. Т.к. больше ничего интересного я не увидел, то взял в руки упомянутую книгу, так сказать, посмотреть поближе. Неожиданно заинтересовался, но покупать не стал, решил для начала заглянуть на фантлаб. И с удивлением обнаружил, что второй и третий романы цикла «Проклятые короли» отмечены у меня как прочитанные. Что ж, я перелопатил всю свою домашнюю библиотеку, нашел эту книгу, вспомнил, как читал ее, и решил перечитать, чтобы освежить впечатления.

1314-й год. Действие романа стартует сразу после окончания «Железного короля»: весть о смерти Филиппа Красивого разлетается во все уголки Франции, включая и тюрьму Шато-Гайар, где содержатся две опальные принцессы Маргарита и Бланка Бургундские. Вскоре к узницам прибывает Робер Артуа, дабы предложить Маргарите любопытную сделку.

Новым королем становится сын Филиппа Людовик Сварливый, который не отличается здоровьем, решительностью и добрым нравом. Интриги при королевском дворе расцветают новыми красками.

При чтении сразу же отметил, что если у Мартина ведется своего рода «прямой репортаж с мест событий», то Дрюон просто рассказывает историю, о чем не устает напоминать читателям. Несмотря на это, эффект присутствия в книге есть и достаточно сильный. А авторские вставки, местами ироничные, местами полные сожаления о происходящем, придают этой истории особенный колорит.

Герои выписаны довольно живо. К примеру, Маргарита Бургундская, та самая опальная принцесса, с которой мы знакомимся в первую очередь в этой книге, сразу же вызывает неприязнь. У нее довольно странный образ мысли: видите ли, с принцем она спать не хотела, он у нее вызывал брезгливость, поэтому она весело любилась с конюхом прямо в королевском замке и на глазах у всех осыпала его подарками. А после того как погорела и отправилась в тюрьму, она обвинила в своих бедах всех окружающих, кроме себя. И вот таких вот барышень, считающих себя невинными и прекрасными созданиями, обвиняющих всех и вся в своих бедах, я видел и вижу вокруг себя довольно часто. Или же Людовик, который 25 лет жил в тени своего отца и не ощущает в себе сил к дальнейшему самостоятельному правлению. Он боится взглянуть правде в лицо, а мысль о том, что его отец вступил на трон, будучи младше Людовика на 6 лет, и показал себя более чем достойно, новый августейший правитель Франции просто отгоняет от себя, чтоб не расстраиваться. Согласитесь, подобные личности также нередко встречаются в нашей жизни.

Как исторический роман книга определенно хороша. Ее даже можно назвать комфортной: королевский двор, интриги, многообразие характеров действующих лиц... После недели, проведенной за романами Стивена Кинга, это произведение оставило впечатления мягкости и, наверное, доброты, если таковые понятия вообще применимы к Франции эпохи средневековья.

Рекомендую книгу всем любителям исторических романов, ну или хотя бы творчества Джорджа Мартина.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Есть нечто, перед чем не устоят никакие стены. Это предательство.» (с)

В. Камша «Хроники Арции».

Книга по мрачности не уступает «Железному королю», однако первый роман цикла отличает железная уверенность действий, однозначность поступков, что, впрочем, было свойственно Филиппу Красивому, но никак не его сыну.

В «Узнице Шато-Гайара» уверенности приходит конец, как, впрочем, и сильной власти.

В «Железном короле» автор, несмотря на прекрасно выписанную жестокость того времени, сумел показать сильные стороны монархии. В «Узнице Шато-Гайара» же он показывает её слабые стороны.

В первой книге отлично описан конфликт Валуа – Мариньи, который, благодаря железной воли Филиппа, служил на пользу Франции. Однако слабовольный Людовик развалил всё выстроенное отцом буквально за пару месяцев своего правления. Молодой король не просто не сумел сдержать в упряжке двух столь сильных политических и военных деятелей, но даже и не понял, что нужно это сделать.

Увы, сила монархии и её слабость в одном и том же – в королях. Именно это прекрасно сумел показать Дрюон в первых двух романах «Проклятых королей».

«Узницу» отличает от первой книги какая-то болезненная неопределённость действий, шаткое положение всех персонажей, начиная от самого короля и заканчивая комендантом захудалой крепости. В «Узнице» чувствуется шаткое положение самой Франции.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И упоминание властной королевы Неаполя Марии Венгерской, и хитрых итальянских банкиров, успевших подхватить выпавшую из рук сильных мира сего власть, лишь усиливает ощущение краха некогда сильной страны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Незыблемым остаётся лишь поведение Мариньи. Даже его смерть, и та выглядела куда достойней жизни того же Людовика. Уничтожение статуи Мариньи,
описанное в самом конце романа, будто бы призвано подчеркнуть, что от порядка и мощи Франции остались лишь руины.

Во время прочтения романа не сразу становится понятно, почему ему дали такое название. Маргарите Бургундской в книге уделено не так уж много строк. Однако сколь они значимы!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Недошедшее до адресата одно письмо и дошедшее второе – вот что решило судьбу не только Мариньи и Валуа, но и самой Франции.
Чем ни соломинка, способная сломить спину?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга цикла «проклятые короли», и если первая, «Железный король», повествовала о твёрдом правлении железного, как следует из названия, государя, то вторая раскрывает историю его сына — болезненного, слабовольного, истеричного, уничтожающего наследие отца в угоду своим капризам. Роман пропитан сожалениями: об уходящей эпохе процветания, о благе, которое, как говорится, не стоит делать, чтобы не получить зла, и об ошибках, которые люди всячески стараются оправдать в своих и чужих глазах всеми правдами и неправдами. Он не похож на первый и выглядит слабее, но неудивительно, ведь какие герои, такая и книга.

Написана она прекрасным языком. Несмотря на любовь М. Дрюона к авторским отступлениям, в которых он чётко даёт понять, что является рассказчиком и обращается к читателям и современности, ему удаётся наделить персонажей живостью, придать им объёма, благодаря чему даже второстепенные герои, промелькнувшие лишь на паре страниц, запоминаются и кажутся вполне реальными.

Великолепный исторический роман. Я читала его очень долго, но лишь в силу своей патологической нелюбви в отношении французского языка и, как следствие, конфликта между мозгом и французскими именами. Но как только примиряешься с нелюбимым антуражем, текст проглатывается в лёт.

Издание 2015г. неплохое, с тиснением и красивой обложкой, зачем-то изуродованной отсылками к Джорджу Мартину (я обожаю этого писателя и понимаю, что это — пиар, но ни к чему мешать авторов в кучу), с плотной бумагой и крупным шрифтом, но с кучей опечаток, иногда довольно грубых (например, на титульном листе к заключительной части). Роман короткий, неужели нельзя было внимательнее отнестись к редактуре? Внутри есть хорошие чёрно-белые иллюстрации, а страницы украшены виньетками. Лично я такие украшательства страниц не люблю, они меня отвлекают, но пусть будет.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга (в оригинале кстати называющаяся «Задушенная королева». Видимо, наши переводчики решили не раскрывать концовку прямо в самом названии) является прямым продолжением первой. Правда, в связи с тем, что как Железный король, так и тамплиеры ушли со сцены, тут как говориться в плане накала страстей и труба пониже, и дым пожиже. Беспутный сынуля Людовик Десятый начинает гробить достижения своего отца и попутно думает, как избавиться от жены-изменницы (как он от нее избавится, видно уже из оригинального названия). Ну параллельно со всем этим другие люди, большие и поменьше в плане политического влияния, интригуют и продолжают грызться за власть. Книга написана на уровне первой, но за счет того, что в ней рассматриваются не столь резонансные исторические события, мне она показалась менее интересной, чем первая.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх