Эдуард Лимонов «Подросток Савенко»
В этой книге мало политики. В ней — не интеллигентный взгляд на реальность, а взгляд подростка, рабочего подростка, живущего среди людей его же социальной категории. Книжка получилась одновременно и живая и жесткая. Да, в полном смысле политики там нет, во всяком случае, если она и есть, то не в лоб, как это было в произведениях советских писателей. Моей целью было написать о занятиях, о жизни этого подростка. Действие двух основных сюжетов происходит 7 и 8 ноября 1958 года. Герою нужно достать деньги, чтобы повести любимую девушку в компанию. Что из этого выходит? История проста, как мир: подросток грабит столовую, напивается. Но благодаря простому сюжету, действие которого происходит в течение двух дней, удалось показать довольно плотный кусок жизни.
Входит в:
— условный цикл «Харьковская трилогия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Лев Глебович, 10 января 2025 г.
Дочитал «Подростка Савенко». Не знаю, зачем. Очень неприятные впечатления, мерзко на душе после этой книги.
PeregaRrr, 20 мая 2024 г.
Сначала о небольшой неразберихе:
Решил прочесть харьковскую трилогию Лимонова, погуглил и начал читать «Подростка Савенко», как первый написанный роман. Читаю себе читаю, а потом смотрю, а на обложке написано, что это вторая книга…. Непонятно…
Но стоит отметить, что роман сам по себе. Поэтому если начнете читать с него, не будет никаких проблем и непоняток. Да и это отдельное произведение с началом и финалом.
К роману:
Перед нами книга о подростке Савенко. 14-ти летний Эди-Бэби живёт в рабочих харьковских кварталах в конце 50-ых годов. Хоть Эди очень начитанный и пишет хорошие стихи, он шпана. Носит с собой опасную бритву и уважает воровские законы. Сам он хочет стать великим преступником и презирает рабочих, шипя называя их козьим племенем.
Роман описывает несколько дней из жизни Эди-Бэби, попутно читателю рассказывают детство молодого негодяя и многие подробности его жизни. Мы узнаем, как Эди влюбляется, как с бандой обносит магазины, как презирает своих родителей, как беспробудно все вокруг пьянствуют, как шпана творит беспредел и как легко может быть изнасилована заблудшая не туда девушка, или порезан ножичком подвыпивший работяга.
Роман написан довольно сухим языком. Сначала это может показаться немного пресным, но Лимонов мастерски передаёт эпоху и мысли подростков. Их злоба и презрение к мусорам переплетается с наивными мечтами. Однажды Эди с другом пробуют убежать в Бразилию. Показушная бравада ребят сменяется трепетом перед девушками. Не перед всеми. Хватает и бл..ей. Но есть хорошие и честные. Есть девушки с принципами. Тогда руки трясутся и слова не подобрать.
Читая книгу Лимонова, может показаться, что он брезгливо и даже с неприязнью описывает СССР. Это не так. Мерзким и отталкивающим окружающий мир видит подросток. Подросток, который вынужден жить в одной комнате с родителями, который открывает для себя онанизм, которого приучают к бутылке старшие приятели, подросток, которому разбивают сердце, подросток, который обносит магазины.. подросток, который пишет стихи.
Как бы недружелюбно и серо не были описаны рабочие кварталы Харькова, как бы часто не творился беспредел и поножовщина, как бы часто не ссылали граждан в лагеря, Лимонов тут и там вставляет порядочных людей. Кто-то всю зарплату тратит на книги, кто-то стремится получить образование и не скатывается в бандитизм, кто-то просто любит мать или деда с бабкой.
Примечательная сторона романа – это обилие персонажей. Лимонов с лёгкой руки каждые несколько страниц вводит новых действующих лиц. То неожиданно нам опишут модника-саксофониста, то перелистнув пару-тройку печатных листов мы читаем о бандите-боксере, потом узнаем о приехавшей из Парижа девчонке, родители которой всегда дома пьют импортные вина, а она постоянно читает авторов, которых в союзе почти невозможно достать.
Персонажей десятки. Это и мусора, и бандиты, и разношёрстные родители подростков, и бл..ди, и добросовестные рабочие, и спекулянты, и морфинисты, и блатные, и карманники и многие, многие другие.
С одной стороны все эти имена и прозвища тяжело запоминать. Можно голову сломать. Но, странное дело, получается любопытный эффект. Всё это людское месиво прекрасно описывает общую картину жизни и быта того времени. Читатель как бы не различает отдельные лица, а видит огромный коллектив. Безудержную лавину пролетариата. Бурлящий людской океан, который строит огромную страну и в этой огромной стране живёт по своим, сложно описуемым законам.
Вердикт:
У Лимонова получился отличный роман о подростках. Здесь хватает и злости, и мятежа и наивных мечтаний. Жизнь, полная открытий и разочарований у ребят и у Савенко ещё впереди. Кто-то так и останется жить в Харькове, кого-то расстреляют, а кто-то исколесит всю Европу и штаты.
Оценка: 8 из 10-ти. Отлично!
niksk7, 29 января 2024 г.
Явное достоинство этого произведения состоит в том, что несмотря на то, что в книге описываются неприглядные, отвратительные, а порой и ужасающие стороны жизни окраины большого советского города, Лимонов не старается нагнать чернухи и намеренно шокировать читателя, зло в книге не смотрится карикатурно, а, напротив, всё выглядит натурально.
Автобиографичность произведения является как его сильной стороной, так и слабой одновременно. В плюсы безусловно идёт богатый эмпирический материал, который лёг в основу книги сделал её живой и достоверной. Не знаю, насколько всё описанное в произведении соответствует реальности, но, по крайней мере, создаётся впечатление, что так могло быть. Минус же состоит в том, что в книге появляется довольно много героев, упоминается много событий и явлений жизни тех лет, но в итоге они мало на что влияют, остаётся некоторое ощущение оборванности.
В целом, очень хороший роман (или повесть), если не боитесь «жести», советую к прочтению.
prouste, 18 сентября 2016 г.
Мощная, витальная и очень зрелая проза. Не должна вводить в заблуждение кажущаяся простота изложения — Лимонов организовал очень сложный материал, избрав адекватный изложенному слог. По мере чтения у меня вызывало некоторые ассоциации с фильмом «Ненависть» Кассовица. Автор избрал точку зрения подростка с тягой к избыточному, физиологическому, взгляду несколько «снизу вверх», когда откровенные мерзости не являются предметом рефлексии, а воспринимаются как равносоставная часть формирующегося мира наряду с чтением книжек. Приключенческое, динамичное начало определяет ритм повести. Собственно, это рассказ про два дня плюс воспоминания о предшествовавших им ( пунктиром) событиям. Финал совершенно убойный: исключительно детально расписанная сцена коллективного изнасилования зарифмована с дефлорацией героя тоже полунасильственного характера. В отечественной литературе, кажется, Маканин писал сцену группового изнасилования женщины ( а Столяров — мужчины) — Лимонов выдал более сочное и впечатляющее зрелище. Повесть уж точно не аморальна, а позиция рассказчика обусловлена стилизацией под возрастной несколько имморализм. Причем подросток откровенным негодяем не выглядит, а находится в стадии становления. Мир же кодлы выписан с надлежащим тщанием, фактурными типажами и повторяющимися ситуациями. В конце концов текст просто в познавательном аспекте насчет зла рядом полезен. Сложная достойная работа.