Жерар Клейн «Иона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Словно библейский пророк Иона, отправляется Ришар Мека в чрево гигантского живого космического корабля, чтобы спасти мир.
1985 — авт.сб. «Звёздный гамбит», с.337-372, А. Григорьев
1992 — авт.сб. «Звёздный гамбит», с.337-372, А. Григорьев (2-е изд.)
1992 — авт.сб. «Боги войны», с.243-264, А. Григорьев
1993 — сб. «Анаконда» Минск: Юнацтва (Биб-ка Пр. и ф-ки), с.255-281, А. Григорьев
2002 — авт.сб. «Звёздный гамбит», с.481-511, А. Григорьев
2003 — сб. «Космическая одиссея» М.: Аванта+ (АМФ в 15 тт., т.7), с.279-301, А. Григорьев
Входит в:
— сборник «Un chant de pierre», 1966 г.
— сборник «La loi du talion», 1973 г.
— антологию «Travelling Towards Epsilon», 1977 г.
— сборник «Le livre d'or de Gerard Klein», 1979 г.
— антологию «Анаконда», 1993 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 7. Космическая одиссея», 2003 г.
— антологию «Кровь звёзд», 2018 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2), французский (7)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Григорьев (8)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 17 октября 2017 г.
Несколько дней назад в теме «Что бы такое почитать?» возник небольшой спор: на все ли возможные сюжеты к настоящему моменту написаны книги? Дискуссия была не сказать, что очень уж яростная, да и не о ней речь, вообще-то, просто чем больше я читаю старой фантастики, тем больше понимаю, что в первые десятилетия нынешнего века, после всех постмодернистских игр с литературой и искусством века прошлого, действительно сложно создать что-то по-настоящему новое...
Это я всё к чему? Чуть больше недели назад перечитывал я рассказ Элизабет Бир и Сары Монетт «Буджум». Рассказ понравился, оценку от меня получил достаточно высокую, и даже отзыв на него я написать не поленился, вот только оказалось, что есть одна загвоздка — благодаря функции «Похожие произведения», выяснилось, что больше чем за сорок лет до этого, в 1966 году, французский фантаст Жерар Клейн обо всём этом уже написал!
И пусть в его рассказе нет космических пиратов и лавкрафтианских мотивов, основная тематика — гигантские полуразумные организмы, приспособленные для перемещения в космосе — совпадает один в один. Только у Клейна существа эти являются не обитателями газовых гигантов, а искусственно выведенными организмами, получившими название биоскон — БИОологические Системы КОсмической Навигации, и представляющими собой «гигантские массы плоти, насыщенной энергией, пронизанной плазмоносными сосудами, питающиеся, как мифические гидры, солнечным излучением», несущими «в ячейках своего чрева тысячи спящих людей». Обычные же люди называют их просто снарками. Проблема в использовании снарков только одна, но весьма существенная — время от времени они выходят из-под контроля специально обученных пилотов, называемых «вожаками»...
Не хочу ни в чём обвинять Э.Бир и С.Монетт, но если вам доводилось читать «Буджум» за их авторством, не сложно заметить, что сюжеты рассказов весьма похожи, и даже в обращении к творчеству Кэролла для наименования «живых кораблей» Клейн опередил американских соавторш. Но дело даже не в том, кто кого опередил, и кто описан лучше — буджумы Бир/Монетт или снарки Клейна. Дело в том, что у последнего получилось создать невероятно грустное повествование о том безграничном одиночестве, которое несёт с собой космическое пространство, да ещё и насытить его чрезвычайно поэтичными сравнениями, вроде «бесконечных прерий, где вместо трав растут звезды», что должны стать новым домом для снарков...
Одним словом, замечательный рассказ, вполне сравнимый по глубине проработки темы «космического одиночества» с широко известны клейновским рассказом «Голоса Пространства». Да и главный герой Ришар Мека получился весьма необычным:
«Он был рожден героем, но душа его была полна горечи.
Живи он на двести пятьдесят лет раньше, он бы гасил горящие нефтяные фонтаны, укрощал диких лошадей, пилотировал нелепые конструкции из ткани и деревяшек, осваивая дооблачные выси.
Но он появился на свет и вырос в космосе, где нет силы тяжести, а потому его рост достигал двух с половиной метров и весил он не более пятидесяти килограммов. Кости его были хрупки, как стекло, а пальцы – нежны, как стебельки цветов».
Рекомендую. Любителям «живых кораблей» и гигантских китообразных существ, бороздящих космические просторы. Всем тем, кто задумывается порой о том, НАСКОЛЬКО одиноким может быть человек в космической пустоте. Поклонникам творчества Жерара Клейна и французской фантастики. Да и всем остальным — чего уж там! — тоже рекомендую.
god54, 4 декабря 2013 г.
Ради таких рассказов стоит перечитывать тонны макулатуры, чтобы наконец-то отыскать бриллиант. Прекрасное произведение полное печали белой вороны среди черных. А каков сюжет, а психология героев... Сюжет и фантастическая идея просто уникальны. Нет смысла пересказывать содержание или комментировать события. Это надо просто читать и получать удовольствие от всего комплекса: литература, сюжет, психология, герои. Эти части неразрывны и дополняют друг друга. Желаю всем самого приятного наслаждения от самого лучшего в мире наркотика — хорошего литературного произведения.
elninjo_3, 2 октября 2014 г.
Совершенно случайно обратил внимание на этот рассказ неизвестного мне автора. Прочитал, летя в самолете. На одном дыхании. Паралельно читаю «Войну Калибана» Абрахама и этот рассказ пришелся как раз кстати, т.к. и в том и другом произведении описываются люди, рожденные в невесомости. Но если у Абрахама — это совершенно нормально, то у Клейна — это исключение из правил. ГГ- это белая ворона, одинокое, талантливое, несчастное существо, которое все используют, но никто не подпускает к себе. С другой стороны такое же странное существо, совершенно никому не нужное — Биострон. Рассказ психологичен, немного грустен и очень интересен самой идеей живых кораблей и их управлением. Он всем хорош и достоин 10-ки, но через 2 года после его публикации вышел роман Роберта Силверберга «Человек в лабиринте» с очень похожим сюжетом, но с гораздо более мощной психологической составляющей. Силверберг передал терзание героя лучше, но у него было больше страниц на это описание. Я советую прочитать и оба этих произведения. Они необычны и интересны.
ms_pretender, 16 апреля 2008 г.
Не хотела бы я оказаться на месте главного героя — он очень, очень одинок... Хотя... Герой и должен быть одинок...
arhan, 11 августа 2007 г.
Надо строить более управляемую технику, чтобы не пришлось потом лазить по чужим кишкам.