Александр Сухово-Кобылин «Дело»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «Картины прошедшего»
— антологию «Горе от ума. Пьесы», 1974 г.
— антологию «Русская драматургия XIX века», 1988 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ОвеСсСалом, 13 июня 2022 г.
Считается самым значительным произведением Сухово-Кобылина, однако, на мой взгляд, несколько уступает замечательной «Свадьбе Кречинского». Опять же, нет персонажей вызывающих сочувствие. На условно «хорошей» стороне — только картонные фигурки, которые, строго говоря, получили по заслугам. Гораздо более «живой» и интересной выглядит, конечно, сторона чиновничья — да это и понятно, ведь для ее живописания всё и затевалось. Строго говоря, весьма странные обстоятельства казуса с Кречинским и Муромскими давали следственным органам весьма серьёзные основания заинтересоваться этою историею. Как уж они повели это «дело» — вопрос, конечно, особый. Но в чём вся соль-то? Ведь для опровержения главного в деле — сексуальной связи с Кречинским — достаточно было так и не образумившейся девице пройти медицинское освидетельствование. Проще говоря, гинекологический осмотр. Что не раз и предлагалось следствием. Но родичи — ни в какую. Таким образом, дело-то и яйца битого не стоит.
Чиновничество вообще (в т.ч. Князь — недаром царская цензура вообще выкинула этого персонажа из постановок) изображено очень хорошо, а вот причина его корыстно-горячечной активности совершенно нелепа. Зачем автору понадобилось продолжать эту историю Муромских, это его большой просчёт. Надо было взять какую-нибудь иную фабулу, мало ли их тогда было в действительности. Самые «живые» персонажи, в одно и то же время и подельники, и антагонисты — это, конечно — Варравин и Тарелкин. Отнюдь не случайно знаменитый обличительный пассаж заключительного (и во-многом пророческого) монолога Тарелкина — актуальный и поныне «крик души» сотен миллионов честных людей на Земле, под которым они готовы были бы не раз подписаться — принадлежит не одному из бесцветных «положительных» персонажей, а именно одному из самых бессовестных негодяев. Но по своей ли воле — негодяя...