Джон Варли «Охота»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Их домом был «Ширли Темпл», корабль массой пятнадцать тысяч тонн с ядерным двигателем, зарегистрированный в Лоуэлле на Плутоне. А хозяевами этого дома были Зоя, 135 лет от роду, и её идентичный клон — Ксантия, которой недавно исполнилось 18. Они были охотницами. Они охотились за черными дырами. И вот, однажды, когда Ксантия вела патрулирование на «Леденце», спасательном катере с «Ширли Темпл», она обнаружила черную дыру. И эта черная дыра оказалась... разумной.
впервые в антологии «Orbit 19», 1977
Входит в:
— цикл «Восемь миров»
— антологию «Orbit 19», 1977 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #7», 1978 г.
— сборник «The Barbie Murders», 1980 г.
— сборник «Blue Champagne», 1986 г.
— антологию «The Norton Book of Science Fiction: North American Science Fiction, 1960-1990», 1993 г.
— журнал «Если 1995'5», 1995 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— сборник «Good-Bye Robinson Crusoe and Other Stories», 2013 г.
- /языки:
- русский (4), английский (8), французский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Ж. Бонфой (1), А. Новиков (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
freeresearcher, 14 сентября 2021 г.
Отличный короткий триллер. Встреча с разумной чёрной дырой — это начало, а чем дальше, тем больше моментов вида «это не то, чем кажется» и неожиданных сюжетных поворотов. Ну и Варли силён тем, что придумывает не просто какие-то единичные фантдопы вида «разумная чёрная дыра» и техносферы вроде «будущее, человечество расселилось по Солнечной системе, изобрело ядерные двигатели и сингулярные электростанции», но и к социальной стороне прогресса подходит с должной фантазией. Причём драма в отношениях Зои и Ксантии считывается прекрасно и как, скажем, прообраз детско-родительских отношений в наши дни.
BorodaNeBoroda, 21 мая 2016 г.
Немало есть произведений о разумных объектах во Вселенной: разумные планеты Солярис и Хтон у Лема и Пирса, «Остров» Уоттса и даже вся Вселенная у Стэплдона. Тут вот черная дыра. Что тут может быть нового и интересного? Так и кажется, пока не доходишь до концовки, в которой Варли взял и перевернул все с ног на голову.
По сюжету после встречи с черной дырой (которая, кстати, научилась говорить, слушая радио-трансляции с Земли) Ксантия с «Леденца» посылает ее координаты Зое, капитану главного корабля «Ширли Темпл». Пока Зоя добирается до черной дыры, автор, «пользуясь случаем», рассказывает, что Ксантия — это клон Зои, которую последняя воспитывала как дочь, рассказывает о взаимоотношениях Ксантии и ее «матери», что Ксантия всю жизнь провела в космосе, в изоляции от остального человечества. Автор рассуждает о том, как длительное пребывание в космосе и одиночество могут повлиять на человека, и плавно подводит читателя к развязке.
Черная дыра рассказывает Ксантии о недавно принятом на Земле законе, согласно которому должен существовать только один человек с данным ДНК, а, значит, Зоя уничтожит своего клона, что она делала неоднократно в своих путешествиях. Поначалу Ксантия ей не верит, но в итоге убеждается, что та права, и, спасаясь от преследования Зои, заманивает ее в черную дыру.
Убийство «матери» причиняет Ксантии огромную боль, и она винит во всем обманувшую ее черную дыру. А черная дыра, преобразовав материю корабля в энергию, улетает, на прощание сказав:
«Ты сможешь легко прикинуться сумасшедшей. Ты обнаружила в библиотеке «Леденца» нечто такое, что вынудило тебя убить Зою. Это новое знание оказалось для тебя непосильным. Защищая свой рассудок, ты выдумала меня, — якобы обманом заставившую тебя сделать то, что ты сделала. Посмотри в зеркало и ответь мне — как по-твоему, поверят ли тебе?»
Но Ксантия «была уверена, как никогда прежде не была уверена ни в чем другом, что дыра была, что все происходило именно так, как она это видела. Перед ее мысленным взором снова мелькнула вспышка, та жуткая вспышка, что превратила Зою в радиацию. Но знала она также и то, что другое объяснение до конца жизни не даст ей покоя.»
В итоге Ксантия возвращается на Плутон, представляется всем Зоей, снаряжает новый «Ширли Темпл» и отправляется на поиски той самой черной дыры...
...Что не только зацикливает сюжет, но и окончательно его запутывает, так как ставит под сомнение существование кого-то из пары Зоя-Ксантия; остается непонятным, была ли черная дыра на самом деле, или же это больная фантазия с целью защиты от психологической травмы? И есть ли какие-то гарантии, что все происходило в открытом космосе в середине-конце третьего тысячелетия, а не в психбольнице 20 века?
Короче говоря, автор просто рассказывает историю, оставляя читателя гадать, где там «правда», а где «вымысел». Рассказ ли это о разумной черной дыре, об одиночестве, о психическом расстройстве или о чем-то еще — пусть решает читатель. По-моему, этой многозначностью рассказ и хорош.
god54, 30 января 2010 г.
Рассказ в строгом соответствии со стилем автора: жесткая натуралистическая фантастика с элементами ужастиков. При чтении отвлекает отсутствие логики: никто не встречал разумных черных дыр и вдруг одна попалась... Значит их всего одна? Героиня очень жестокая женщина, которая не раз уничтожала клонов, а по сути самих себя... Психологический треугольник: женщина-клон-черная дыра.
Nonconformist, 17 июня 2007 г.
Весьма неоднозначный рассказ. Понравилась гипотеза о разумности черных дыр и то, как лихо все закрутилось стараниями одной из этих «созданий». Жестокий мир — жестокие законы...
Интересна и версия Варли о Тунгусском явлении, хотя не меньшая выдумка, чем мыслящие дыры.