Виктор Драгунский «Сражение у Чистой речки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
1-й «В» всегда ходил с оружием. Рогатки, пугачи, пистоны... И вот так, в полном боевом снаряжении ребята отправились на фильм про войну.
Мальчиши 60-х! Настоящие патриоты своей Родины. Военные события на экране кинотеатра при демонстрации фильма о Гражданской войне – белых с красными вызвали «боевые» действия в зале первоклассников, которые никогда не расставались с «оружием»…
Входит в:
— антологию «Классные и внеклассные приключения», 2008 г. > цикл «Денискины рассказы»
— журнал «Пионер 1960'02», 1960 г.
— сборник «Старый мореход», 1964 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1968 г.
— сборник «Поют колеса — тра-та-та...», 1968 г.
— сборник «Поют колеса - тра-та-та...», 1975 г.
— антологию «Горизонт-79», 1979 г.
— сборник «На Садовой большое движение», 1984 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 29», 1985 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1988 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1993 г.
— антологию «Где это видано, где это слыхано...», 1996 г.
— антологию «В. Драгунский, В. Медведев, А. Алексин», 2004 г.
— сборник «Денискины рассказы», 2018 г.
— сборник «Всё о Дениске и его секретах», 2020 г.
— антологию «Весёлые школьные истории», 2022 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 24 октября 2020 г.
«— Конечно!!! Хоть это и кино, а, может быть, без нас они и не продержались бы!
— Кто знает…»
(Виктор Драгунский. «Сражение у Чистой речки»)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Мальчиши 60-х!!! Как же они отличались от теперешних … Их воспитывали так, как пелось в песне на слова Лебедева-Кумача:
«Если завтра война,
Если завтра в поход, —
Будь сегодня к походу готов!»
Виктор Драгунский в рассказе «Сражение у Чистой речки» из цикла «Денискины рассказы» оставил нам на память историю о воспитании мальчиков в 60-х годах прошлого столетия. Как разительно в то время мальчишки отличались от девчонок! Это несмотря на то, что уже давно не было раздельного обучения по гендерному признаку. Героико-патриотическим воспитанием были охвачены, конечно же все, в том числе и девочки, но в «войнушки» играли всё же мальчики. «Вооружались» тоже мальчики.
В рассказе несколько моментов, которые обращают на себя особенное внимание, отражая существующую действительность советского периода. Интересно.
Первое. Культурно-массовое мероприятие – коллективный поход в кино (тем более, военно-патриотического содержания!) – не такое уж редкое явление. Но интересно, что школа организует его в выходной день – воскресенье! Сейчас такое не случается. А в те годы воспитательные и спортивные мероприятия проводились в свободное от учебы время. Даже образовательные мероприятия – олимпиады (городские, окружные), в которых участвовали далеко не все школьники, проводились либо после уроков, либо – в воскресенье. Спортивные соревнования – только по выходным. Почему? Учебе придавалось первостепенное значение. Запрещалось нарушать образовательный процесс любыми мероприятиями. Учитель, как и врач, был обязан выполнять свои обязанности, независимо от времени суток и дней недели.
Второе. Внешний вид школьников. Форма. Если кто-то полагает, что форма существовала только в советские годы, то, пожалуй, он ошибается. Разве сегодня массовое одевание школьников в образовательных учреждениях в джинсы (по моде) и футболки – толстовки – не есть форма? Учитывая, что происхождением её, как правило, мы обязаны китайским производителям, а они особым разнообразием не заморачиваются.
Только тогда форма имела ещё и воспитательное значение. Белые воротнички у девочек и белые подворотнички у мальчиков. Гигиеническое назначение этих аксессуаров – очевидно. Как и обязательное наличие расчески и чистого индивидуального (носового) платка.
«Я вечером все это рассказал маме, и мама положила мне в левый карман десять копеек на билет и в правый несколько монеток на воду с сиропом. И она отгладила мне чистый воротничок».
Третье. А этот факт, описанный Драгунским в рассказе, из области невероятного. Когда мальчишки начали «войну» в кинозале, обстреливая экран с помощью различного «оружия» и началась невообразимая шумиха-неразбериха, киномеханик обязан был немедленно включить свет в зале и приостановить демонстрацию фильма. Уж что – что, а за порядком тогда следили!
Автору интересна была сама комичная ситуация, когда дети помогали «нашим». Первоклассники ещё толком не разбирались в исторической подложке кинокартины. Они не понимали, какая война на экране. Белые, фашисты – всё едино – это враги. А нашим надо помогать отбиться от врагов. Важно было показать военно-патриотический настрой малышей. Всю его грандиозность. Поэтому писатель воспользовался приёмом гиперболизации. В самом деле, – ситуация гротесковая.
И наконец. Финал рассказа – также явно гротесковый, на мой взгляд. Вряд ли, что после «разбора полётов» директором школы, дети не поняли, что они натворили в кинотеатре, чтобы оставаться при своём правом мнении. Что же хотел Драгунский показать развязкой?
Смею высказать своё мнение. Могу ошибаться. На мой взгляд, автор хотел показать на сколько глубоки и незыблемы основы героико-патриотического воспитания советских детей, что они фанатически (фантастически?) верят в то, что действительно помогали с помощью своего «оружия» изменить ход боевых действий на экране кинотеатра и реально помогли нашим …
Рассказ «Сражение у Чистой речки» из цикла «Денискины рассказы», по-моему, интересен современным не столько детям, сколько взрослым.
dydyka, 26 июля 2012 г.
Если бы не первый «В» на за что бы не выиграть «нашим«! Так я думала в детстве! И вместе со мной думали все вымышленные ребята из этого забавного рассказа. Но только на первый взгляд рассказ забавен. а на самом деле в нем хорошо видно, как может увлечься ребенок, какое у него богатое воображение и насколько он погружается в свой выдуманный мир. Ведь Дениска Кораблев, Мишка Слонов и другие ребята ЖИЛИ там, на поле боя. это они стояли рядом с солдатами и палили по недругам. Чистое незамутненное детское воображение, полная отдача себя в любом захватывающем деле и умение перевоплощаться в своих фантазиях — вот что нам показал мудрый писатель, Виктор драгунский.
Бард Лучник, 26 января 2014 г.
Рассказ повествует о походе учащихся начальной школы в кинотеатр на показ «блокбастера». Собственно ситуация во многом напоминает ту самую историю из Очень Страшного кино (нигеры затеяли пальбу в зале и я смылся! (слова Мелкого).
Единственное что не совсем нынче выглядит хорошо так это сражение. Как никак все же там было не сражение ВОВ, а схватка времен Гражданской — красноармейцев и белых, при это детвора палила именно по белым. Увы в свете нынешнего взгляда на историю, это выглядит не совсем как то однозначно хорошо.
Помимо этого надо отметить и экранизацию данных рассказов, в нем была удачна отражена атмосфера беспорядка в зале и разборов полетов у деректора в кабинете после. Правда вот песни там были не совсем к месту.