Иэн Бэнкс «Водородная соната»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное | С множеством интриг | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Бессмертие | Спецслужбы | Жизнь после смерти | Изобретения и научные исследования | Сверхразум | Становление/взросление героя | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Последние дни цивилизации Гзилт.
Десять тысячелетий назад, они стояли у истоков Культуры и едва не влились в нее, в последний момент воздержавшись от этого шага. Теперь у них одна дорога — уже истоптанная миллионами других разумных видов. Дорога к Сублимации. Переход на новый план существования. Почти наверняка там всё лучше, краше, богаче и сложнее.
Или нет?
В разгар приготовлений к Сублимации уничтожена Четырнадцатая Штаб-Квартира Народно-Освободительной Армии, и вина за это пала на Коссонт. Докладывать старшим по званию бесполезно — старше ее самой никого нет в живых. Корабль Культуры весьма склочного нрава и андроид-солипсист — ее невольные соратники.
Самый древний гражданин Культуры, человек деcяти тысяч лет от роду, глава Бессмертников — единственный, кто может дать ей хоть какой-то совет.
Правда всегда одна? Коссонт обречена в это верить.
Альтернатива? Позор, изгнание или реальная смерть.
Входит в:
— цикл «Культура»
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ | |
номинант |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- К. Сташевски (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 2 октября 2020 г.
Сублимация, или добровольное самоуничтожение целой расы под соусом фазового перехода с прокачкой до максимального уровня
Редко со мной бывает, что я медлю с написанием отзыва на прочитанную книгу. Обычно делаю какие-то заметки по ходу чтения и сразу по окончании пишу отзыв. С «Водородной сонатой» не так.
Во-первых, чтение поглощало настолько, что было не до заметок. Во-вторых, после прочтения я был под таким впечатлением, что не знал, с какой стороны браться за отзыв. И так было несколько дней.
Последний по времени написания роман цикла Культура и предпоследний роман автора перед неожиданной смертью.
Перед нами — огромная, полная чудес Галактика. Десятки разнообразных развитых рас, невероятные технологии. Потрясающие воображение архитектурные мегаартефакты: Кольцегород исчезнуашей цивилизации на гзилтианской планете Зоун, опоясывающий её по экватору и возвышающийся на многие километры; Скульптурная планета Эшри, творение ещё одной ушедшей расы — небесное тело превратили в резной лабиринт, по огромным искусственным ущельям которого несётся шарик немаленького спутника, штаб-квартира Четырнадцатого гзилтианского Полка; орбиталища Культуры, равные по диаметру орбите Земли; сеть пещер на отдалённой планете, издающая непрерывный оглушительный Звук и многое другое.
Разнообразие рас: гуманоиды; аналоги угрей; роевые насекомые; складчики, относящиеся к панзонтичным существам и похожие на ожившие палатки и далее, далее, далее.
Дружественная, практически братская Культуре, цивилизация гзилт принимает решение Сублимироваться — перейти на высший, непознаваемый план бытия. Обычное в Галактике дело. Но Сублимации может помешать некая информация о священной Книге Истины гзилтиан. Правду знает один очень-очень старый гражданин Культуры Нгарое КиРиа. Политики гзилт пытаются предотвратить обнародование информации самыми решительными и некрасивыми методами. Другая часть гзилтиан, не особо желающая Сублимироваться, даёт задание девушке-музыканту Вир Коссонт встретиться с КиРиа или его личностным слепком, и узнать правду. Корабли-Разумы Культуры решают помочь девушке.
Будет много интриг, погонь и экшна в самых необычных локациях.
В поздних романах о Культуре становится предельно ясно, что главные действующие лица цикла — не мясные гуманоиды, а Разумы, ИИ кораблей. Если в первых романах сюжет был всё-таки антропоцентричен, а Разумы выполняли второстепенную роль помощников и бога из машины, то в «Смотри в лицо ветру», «Черте прикрытия», «Водородной сонате» и «Эксцессии» (да, «Эксцессия» из ранних романов, я знаю) Искусственные Интеллекты кораблей становятся главными действующими лицами. Конечно, биологические персонажи есть, но зачастую они выступают в роли пешек на галактической доске, а Игроками являются Разумы. Надо — ревоплотят умерших, телепортируют или доставят человека куда надо. Чтобы хрупкий организм не погиб — оденут его в непробиваемый скафандр и придадут автономника или аватара для защиты, пикировки и диалогов.
И вот это смещение оптики, понимание того, что человек не пуп земли, даёт потрясающий эффект. Ты читаешь не очередные приключения, где космос, алиены и другие планеты — только декорация, как в «Звездных войнах», а нечеловеческую сагу, которая органически существует в галактических масштабах, и существовать может только в них.
В «Водородную сонату», как и любое многослойное произведение, можно вчитывать любые смыслы — от аллюзий на политические события Европы и Великобритании, переосмысление древнегреческих мифов или экзистенциальные попытки автора осмыслить саму жизнь и то, что после.
Всё это, и многое другое, в романе есть.
Повествование разворачивается неспешно и это плюс. В мире Культуры хочется провести как можно больше времени.
Впечатляющий финальный аккорд самого масштабного и необычного цикла космической фантастики.
10(ШЕДЕВР)
Перевод отличный! Спасибо переводчику за возможность ознакомиться с последним кусочком пазла в великой Культурной головоломке.
FixedGrin, 10 октября 2012 г.
По внутренней хронологии — свободный приквел «Surface Detail» с непонятной хронопривязкой (но не раньше 2370 г. по земному календарю). События романа, очевидно, послужили толчком к выделению из Особых Обстоятельств тройки новых Специальных Агентств (по крайней мере, относительно Нумины это почти наверняка так). Концентрированная вытяжка самых смачных эпизодов всего цикла — от погони через половину Галактики в поисках полного лукошка мухоморов-макгаффинов, как во «Вспомни о Флебе», до посиделок кораблей Культуры в гиперпространственном чате, как в «Эксцессии». Коссонт, как Йиме и Бальведа, кажется не так главной героиней, как участницей хора, подающего реплики в нужных местах, но все ее шесть конечностей потрепает не слабее, чем у двух вышеназванных action survivor girlfriends; полковник Кагад Агансу — пожалуй, лучший lone warrior этой вселенной после Закалве: Минотавр в облике боевого андроида (сквозные параллели с греческими мифами этим не ограничиваются), воплощение бесстрастной, бездумной, эффективной и безжалостной самоценности военной машины, особенно интересной тем, что это первый (и, очевидно, последний) в цикле случай, когда Бэнкс подробно препарирует культуру того же уровня, что и Культура, но не враждебную ей и формально даже пребывающую на стадии постдефицитной цивилизации всеобщего благоденствия; септам Банштегейн — выгодно отличается от антагониста Вепперса из «Черты прикрытия» большим разнообразием оттенков серого в своей личине, как публичной, так и предназначенной для внутреннего употребления: его поступки хотя и закручивают смертоносную спираль лжи и безответственности все туже на каждом повороте винта, но вполне объяснимы фреймворками Realpolitik Гзилт, а оттого и бесстыдно реалистичны. Страницы, посвященные гзилтианской подготовке к Сублимации и тому, что из этой подготовки на практике вышло — с большим отрывом лучшая политическая сатира (и одновременно триллер) из написанного по-английски в преддверии сентябрьского референдума о независимости Шотландии 2014 г. и Brexit-2016.
Корабельные чатики тут занимают добрую треть романа, и в ономастике кораблей фантазия ЙМБ разгулялась на полную. Сводку, составленную по сему предмету в соответствующей статье Другой Вики, понадобится расширять как минимум вдвое — причем имя HOCH2-(CHOH)4-CHO (глиоксаль, проще говоря) еще не самое странное из приведенных.
Есть даже отсылки к внецикловому вроде бы «Безатказнаму арудию» (замок, выстроенный из замков). Кроме того, финальная треть романа, по сути, представляет собой блестящий космооперный ответ «Глазам иного мира» Джека Вэнса из Саги о Кугеле, с той же атмосферой бессмысленного и беспощадного квеста за магическими линзами, но литературное мастерство, с каким этот квест выписан, придает «Водородной сонате» сногсшибательную пронзительность чуда, как во «Вспомни о Флебе» и «Черте прикрытия»; из других космоопер последнего времени на этот уровень поднимаются разве что «Чаша небес» Нивена-Бенфорда, «Пустота» Харрисона и «Служанка правосудия» Лекки.
Что мне совершенно не нравится в этом издании, так это обложка. Вариант, висящий тут: http://i.imgur.com/23wMj.jpg — гораздо лучше и точно отражает суть книги.
К сожалению, в первой трети романа имеется масштабный авторский (!) спойлер, ценность которого для книги крайне сомнительна. Он превращает «Водородную сонату» из классического whodunit-детектива в репортерскую хронику преступления, о котором известно заранее.
С трактовкой сюжетных аллюзий в примечаниях к русскому изданию не всегда можно согласиться, но это от читателя и не требуется: в крупнотиражных изданиях такие комментарии обычно отсутствуют как явление, засим оставим их гурманам.
Vladialivan, 10 апреля 2024 г.
Последний роман из цикла «Культура», написанный Бэнксом, по внутренней хронологии отнюдь не последний, как и по своей сути. Однако, и первым я бы его не назвал. Наиболее близким из всего цикла по духу и стилю к «Сонате» мне показались романы «Эксцессия» и «Несущественная деталь». В целом, на мой взгляд, этот роман ближе всего к определению «боевик» из цикла о Культуре: описания различных сражений занимают существенную часть объема книги. При этом, в отличии от тех же «Вспомни о Флебе», «Игрок», «Выбор оружия», персонажи «Сонаты» не вызвали у меня особого сочувствия: сложно переживать за героев, которые действует посредством аватаров / арбайтов / андроидов – многократно сохранив / заархивировав / перезаписав своё сознание / разум / личностный слепок... Что для них гибель – так, временные неудобства…
Из всего цикла этот роман также наиболее близок к определению «боди-хоррор»: как многорукая главная героиня, так и персонаж Сименира, обросший членами, никого не оставит равнодушным. А уж эпизод на планете Цефида, в Горах Звука, когда становится понятно, что КиРиа сотворил со своими глазами, могу смело отнести в первую двадцатку самых впечатляющих сцен фантастической литературы – даже когда перипетии сюжета выветрятся из головы, эта сцена не забудется.
Итак, сюжет «Водородной сонаты» построен вокруг подготовки к Сублимации расы Гзилт, которая не входит в сообщество Культуры, но, вроде бы, дружественна ей. Неожиданно, когда до Сублимации остаются считанные недели, возникает некий политический, на первый взгляд, кризис, корни которого уходят на несколько тысяч лет в прошлое, к самому основанию Культуры и Гзилт. Оказывается, существует некое бессмертное существо, могущее пролить свет на вопросы далекого прошлого, которые ставят под сомнение весь базис этих цивилизаций. И теперь поиск этого скрывающегося Бессмертного становится делом различных сил. И, таким образом, для цивилизации Гзилт вход в вечность – или что там такое эта Сублимация – становится в зависимость от существа, которое уже вечность постигло фактически, смерть отринувши ибо. (Кстати, в начале романа читателя ожидает как бы небольшая пародия на «Гиперион» Симмонса).
Автор неоднократно упоминал про Сублимацию в других романах цикла о Культуре, не вдаваясь, впрочем, в подробности. Что же такое Сублимация на самом деле, удалось ли её осуществить Гзилтианам и почему струнноспецифическая соната была именно Водородной – узнаете, прочитав этот роман. Поклонникам «Культуры», а также просто любителям боевых космоопер – рекомендую, и думаю, что они получат удовольствие.
Что касается ружей – да уж, Бэнкс развесил их предостаточно в этом романе, по своему обыкновению. И, на мой взгляд, все они выстрелили, так или иначе.
Отдельно стоит отметить действительно качественный перевод, и скрупулезное вылавливание всех аллюзий на древнегреческую мифологию с соответствующими пометками в примечаниях – лично у меня вызвали уважение и даже заставили закрыть глаза на сочный перевод мата… (я написал «закрыть глаза» — может нужно было «закрыть уши»?... подумаю над этим позже…)
LeVoNDeM, 17 ноября 2023 г.
Видит Бог, я пытался постигнуть позднего Бенкса, но увы, на этом мои полномочия все.
Ожидал романа с большим размахом, истории галактического масштаба, эпических битв, интересных проработанных персонажей, запутанного глубокого сюжета, но, как оказалось, все это не относится к этой книге. Здесь мы имеем местечковый детективчик, скучный, затянутый, с полным отсутствием какой-либо глобальности и масштабности. При прочтении возникает чувство, что мы находимся не в огромной галактике, а в особняке на уединенном острове а-ля «десять негритят». Автор к тому же страдает явной графоманией, описывая нам моменты, которые абсолютно никак не влияют и даже не связаны с общим сюжетом. 70% книги не происходит фактически ни-че-го. Кто-то куда-то летит, кто-то с кем-то разговаривает, интриги кот наплакал, эмпатия отсутствует, но присутствует эффект снотворного, ибо читать это скучно.
Общий сюжет странен и нелогичен. Вы только вдумайтесь, раса, якобы готовая совершить великий переход и возвыситься, занимается тем, что страдает подковерными интригами, эгоизмом, жестокостью, коррупцией и прочими аспектами, ну никак не вяжущимися с «взрослой цивилизацией». От этого возникает некий диссонанс, ибо оказывается возвышение, не равно зрелость, мудрость, духовность, странная ситуация вобщем.
Как и в Алгебраисте, Бенкс сначала вводит каких-то персонажей, как того-же боевого андроида вначале книги, скрупулезно описывает их, и читатель ненароком решает, что описанный перонаж важен и имеет какую-то цель. Но нет, мы получим очередное «чеховское ружье», которое никогда не выстрелит. И это не единичный случай, здесь таких ружей полно. Боевых моментов мало того что мизерное количество, так и описаны они скудно, скучно и технически неинтересно, в стиле пиф-паф, противник умер.
Финал вообще удивил своей «ниочемностью» и вызвал единственную эмоцию – «И Это Все? Серьезно? И для этого я потратил на это столько часов?».
Как итог, лично для меня «Водороднаяя соната» стала очередной пустышкой, как «Алгебраист» и «Эксцессия».
5/10
k2007, 20 июня 2017 г.
Очередной роман про Культуру, такой же интересный, как и прошлые. Есть цивилизация на пороге ухода в монастырь. Есть менее развитые цивилизации, которые ждут этого ухода, чтобы помародерствовать на остатках. И есть представители Культуры, которые хотят разгадать одну древнюю загадку, с этой уходящей цивилизацией связанную.
Роман о том, что человечество будет грызть друг друга даже на пороге ухода в нирвану.