Амели Нотомб «Серная кислота»
Общество неуклонно катится под откос морали и нравственности. Квинтэссенцией морального уродства и потребительского безумия становится реалити-шоу «Концентрация», где зрители в прямом эфире наблюдают как идет жизнь в созданном киношниками концлагере. Надзиратели и заключенные для шоу выбираются произвольным образом. Панноника и Здена, жертва и палач, провозвестник мира и самодур, становятся центром всеобщего внимания. Им обеим есть чего желать и о чем мечтать, и их интересы, высокие и те, что недостойны называться даже низменными, сходятся в поединке.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolf94, 14 марта 2020 г.
Самым ненавистным в демократии, существование которой она только что обнаружила, было для нее именно это: непредсказуемость.
Когда приступаешь к «Серной кислоте», то первое, что приходит в голову — антиутопия. Лишь спустя пару страниц понимаешь, что это реалити-шоу. Правда, вопрос, — кто в здравом уме додумается, а главное — допустит, такую игру?!
«Концентрация», —шоу, где зрители в прямом эфире наблюдают как идет жизнь в созданном киношниками концлагере. Своеобразный стэнфордский тюремный эксперимент. В процессе еще вспоминаешь сериал«Черное зеркало». Панноника и Здена, узник и надзиратель, становятся центром всеобщего внимания.
Давно пора признать, что Нотомб, каким-то чудесным образом, смогла разбить все мои предубеждения и пленить своим творчеством.
vfvfhm, 6 марта 2020 г.
Своей лаконичностью и парадоксальностью изложения повесть Нотомб напоминает притчу или дзенский коан. Вот прочитал ее и гадай, что хотел сказать автор.
Современное западное «общество спектакля» превратилось в медийный концлагерь?
Современному западному человеку бог нужен не для того, чтобы было кого любить, а чтобы было кого ненавидеть?
Христианская идея как основа основ — спастись никогда не поздно? И даже палач может стать праведником.
Также повесть наполнена множеством тонких психологически и философских наблюдений, яркими афоризмами и пронизана скептической, постиронической брутальностью.
Имманентность фашизма для западного капиталистического общества показана убедительно и точно, а вот сказочный хеппи-энд вызывает только скептическую усмешку. Также претензии можно предъявить к некоторой вторичности сюжета. Многих авторов в середине «нулевых» волновал возросший диктат интерактивных медиа. Это они еще о соцсетях ничего не знали. Да и вообще не о том следовало волноваться.
По форме повесть напоминает античную драму и ее театр. Вместо лиц — маски, много пустого пространства без декораций и финальный бог-из-машины.
roypchel, 2 июля 2017 г.
Бельгийская писательница Амели Нотомб и ее антиутопия про концлагерь и лгбт-любовь.
Та, кого называют «Бегбедер в юбке», не вызывает особого доверия, но я рискнул. Довольно простенькая антиутопия про тв-рейтинги, хавающий пипл и параллели с холокостом довольно высоко оценена критиками. На мой взгляд — это абсолютно средненькое проходное чтиво, как раз для лета.
В «Серной кислоте» речь идет о самом рейтинговом шоу в истории телевидения – миниатюрном, но настоящем лагере уничтожения, чей двигательный механизм – «телегеничность страдания». Сюжет лишь на первый взгляд кажется мрачной антиутопией: на самом деле он не то чтобы нов и, к сожалению, совсем не из области фантастики. Это вариация на тему печально знаменитого «Стэнфордского тюремного эксперимента», который был проведен в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Тогда условную «тюрьму» на две недели заселили добровольцами, случайным образом поделенными на «охранников» и «заключенных»: происходящее постоянно снимали на камеру. Успех превзошел все ожидания. Затею даже пришлось свернуть раньше времени: уже через шесть дней эксперимент вышел из-под контроля, подопытные озверели, в условной тюрьме процвели безусловные пытки.
Реалити-шоу «Концентрация» существует постольку, поскольку есть спрос, главные преступники – зрители, сначала создающие шоу стопроцентный рейтинг, а затем и прямо определяющие нажатием кнопки кандидата на выбывание. Отдельно упомяну лгбт-любовь, ну мало ли, вдруг гомофобы читать умеют.
Хойти, 10 апреля 2014 г.
«Серная кислота» (2005) недвусмысленно напомнила мрачную американскую фантастику годов этак семидесятых. Вот тогда эта вещица наверняка шедевром показалась бы. А сейчас вторичность и очевидность её просто уныние наводят. Более-менее интересны лишь образ «главзлодейки» Здены (да и то финал всё впечатление испортил) и один парадоксальный ход: имена имеют лишь «безымянные» заключённые да несколько надзирателей, а вот все остальные — организаторы шоу «Концентрация», его зрители, журналисты, представители власти — действительно безымянны (за исключением желчных эпитетов вроде «пламенный трибун» или «образованный подонок»), чем автор настойчиво подталкивает читателя к мысли, что они-то и есть настоящие заключённые.