Николай Карпов «Лучи смерти»
Гениальный, но лишенный моральных принципов профессор Монгомери, изобретатель «лучей смерти» испробует свой аппарат на восставших рабочих, сжигая дотла население небольшого городка. Узнав, что в числе погибших его горячо любимая дочь и неудавшийся зять, один из лидеров заводской ячейки Всемирной Ассоциации Рабочих, профессор в приступе ярости и отчаяния уничтожает свое страшное изобретение. Рекомендуется к прочтению любителям «красного Пинкертона».
Входит в:
— антологию «Библиотечка революционных приключений №1», 1924 г.
— антологию «Библиотечка революционных приключений №2», 1924 г.
— антологию «Библиотечка революционных приключений №3», 1924 г.
— антологию «Фантастика 1925. Выпуск 1», 2011 г.
— сборник «Таинственный аэроплан», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 21 ноября 2020 г.
Никогда не нужно верить критике, если книгу не читали (мне тоже доверять не надо). А то, как ни откроешь справку, так одно и то же: книга — библиографический раритет, повлиявший на всё и вся, но главное, что писатель писал, писал да так ничего и не написал. Или еще чище, хотел напихать антисоветчины, но время было не то. Как будто, не журнальный роман обсуждают, а книгу, перевернувшую сознание поколений. Так и с романом «Лучи смерти». Николай Карпов ниже великих и книжка его средней паршивости, но параллели с А.Н. Толстым и М.А. Булгаковым должен видеть каждый.
Роман построен на клише. Здесь: и уродливые буржуи, которые важными делами занимаются лично, и здоровые, как лоси рабочие (а что, должны же у нового правящего класса быть свои стандарты красоты и порядочности — не спят же они после обеда), и юмористические сценки, и неожиданно случайно раскрывающиеся интриги — даже режущие слух повторения можно рассматривать, как подражание «Месс-Менд». Карпов пользуется ими, как устойчивой традицией в жанре. Но всё это не разбавляется ни революционным пафосом, ни планетарными масштабами. Действие развивается в узком мирке и ограничено простым моралистическим сюжетом. Ситуация странная, ведь вместо захватывающих приключений в романе встречаются и живое действие, и акцентированные речи персонажей.
И это создает гнетущую атмосферу в произведении. История из «красного пинкертона» обрастает реализмом и драмой (в том количестве, в каком это возможно). Речь идёт не о всепобеждающей революции пролетариата, а о людях окруженных кольцом врагов. Нет Советской власти, как противовеса. Люди строят лучшую жизнь, но только здесь и сейчас. У них есть только вера в победу правого дела — ведь надеяться на помощь можно, но ждать её бесполезно. Именно на этом фоне сумасшествие профессора, бывшего сторонником буржуазной идеологии в своем быту и столкнувшим своё личное с интересами буржуазии, выглядит мощно и неоднозначно. Мы не знаем болен он или нет. Автор нам не говорит, а продажная психиатрия — частый прием в советской авантюрной сюжетике. И какая ему разница: быть полезным затворником или опасным сумасшедшим. Мы чувствуем только его правоту. Ну, или что кому ближе. Чем не умение писать книги?
igorgag, 31 января 2016 г.
Читая этот небольшой роман, понимаешь, какими гигантами на самом деле были А.Н. Толстой и М.А. Булгаков. Мало того, что в описаниях штамп на штампе, но интрига тоже довольно вялая. Впрочем, некоторый «финт хвостом» есть в финале, на что справедливо обращено внимание в послесловии.