Вячеслав Рыбаков «Долгая дорога бескайфовая»
В своей очередной статье, написанной на этот раз на стыке востоковедения и биологии, известный отечественный писатель и публицист проводит поразительные параллели между социальными инстинктами, тормозящими внутривидовую агрессию, и традиционным уголовным правом, пытающимся под страхом наказания вернуть автоматизм срабатывания этих инстинктов в общественную жизнь Человека Разумного. Состояние «чистой совести» здесь трактуется как удовлетворение от выполнения инстинктивно обусловленных действий, а нарастание раздражения и агрессии — как результат постоянного сдерживания разумом инстинктов с целью достижения личного успеха в постоянной внутривидовой конкуренции
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'03», 2012 г.
— сборник «Руль истории», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 9 октября 2023 г.
Шикарнейшие рассуждения и не менее шикарнейшие умозаключения о природе «моральных установлений», о причинах и путях становления и передачи культурных традиций, о «нравственной окраске» особенностей Инстинкта по отношению к вывертам Разума.
А также — море всяческих улетных цитат из юридических и правовых документов древнего Китая.
Типа:
«…Всякий, кто ночью беспричинно вошел к человеку в дом, наказывается 40 ударами легкими палками. Если хозяин тут же убил вошедшего, наказание ему не выносится…»;
«…Всякий, кто подал донос на деда или бабку по мужской линии либо на отца или мать, наказывается удавлением…»;
«…чистая совесть, как следствие выполненного инстинктивного действия, улучшает самочувствие каждого и понижает градус агрессивности у всех…».
Прелесть, какой текстик
Darth_Veter, 27 мая 2023 г.
В данной статье автор излагает свою собственную гипотезу о возникновении правовых отношений между людьми. Согласно ей, человек долгое время руководствовался чистыми инстинктами, которые были выработаны естественным отбором. Если кто-то из гоминидов делал что-то неправильно, противореча закону выживания, то, как правило, погибал или получал увечья. Впоследствии человечество закрепило за этими поступками статус нежеланных (а затем — и преступных), тем самым создав первый в истории кодекс поведения людей в обществе (что-то типа законов Хаммурапи). Кто-то уверен, что все современные законы ущемляют права человека, мешая ему жить свободно. Но автор считает, что свод законов является своеобразным слепком естественного отбора, наоборот, помогая выжить как каждому отдельному человеку, так и обществу в целом. В принципе, с этим утверждением можно согласиться только при одном условии: если общество, о котором идет речь, признает человеческую жизнь самой большой ценностью в мире. В противном случае, все его законы не будут оправданы и потому несправедливы.
Sawwin, 30 июня 2012 г.
Публицистику Вячеслава Рыбакова всегда читаю с огромным удовольствием. Вот и сейчас: интересно, умно, доказательно и очень современно. Читаешь исполненный сожаления: почему сам до этого не додумался? И вдруг два последних абзаца -- полный облом. Прежде всего, там даётся ответ на вопрос, который не задавался. Да и ответ-то гниловатый, дезавуирующий всё, что было написано на предыдущих страницах. Жаль... впечатление смазано, настроение испорчено.