Рекс Стаут «Чёрная гора»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Марко Вукчича, старинного друга Ниро Вульфа, убивают. Приёмная дочь Вульфа, Карла, отправляется по следам убийцы, но гибнет сама. Вульф и Гудвин отправляются в Черногорию. Задача осложняется тем, что просто найти убийцу недостаточно — им необходимо сдать его в руки американскому правосудию и обеспечить сохранность улик. Вульф путешествует по горам пешком и в автомобилях, ночует в стоге сена, трясётся в повозке и стойко переносит множество иных трудностей и лишений. Гудвин видит дом, в котором родился Вульф. Проявив чудеса убеждения, Вульфу удаётся виртуозно исполнить поставленную самому себе задачу.
Входит в:
— цикл «Ниро Вульф и Арчи Гудвин»
- /языки:
- русский (16)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- А. Ганько (1), Т. Данилова (12), А. Санин (12)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Igor_k, 16 октября 2024 г.
Авторы классических детективов подарили нам целую галерею удивительных чудаков, которые стали для многих родней родных. Традицию эту заложил еще Эдгар Аллан По, придумавший Огюста Дюпена, человека, предпочитавшего спать днем, а бодрствовать ночью. Но, наверное, самых оригинальных детективов придумал Рекс Стаут. Степень эксцентрики в их случае просто зашкаливает, но это совершенно не мешает Ниро Вульфу и Арчи Гудвину с блеском раскрывать самые головоломные дела. Да, истории про них всегда пропитана юмором, порой сарказмом, но это нисколько не снижает градус серьезности, а порой и трагичности происходящего. Хотя, конечно, на фоне современных детективов Ниро Вульф и Арчи Гудвин кажутся достаточно бесчувственными товарищами. В «Черной горе» погибает лучший друг Ниро Вульфа, а затем та же судьба ждет его приемную дочь, и никто не погружается в отчаяние, никто не проливает море слез, никто не уходит в запой. Просто герои отправляются на поиски виновных. Без сантиментов, без саморефлексии, ни минуты не мешкая. По одной простой причине: справедливость должна восторжествовать. Тем, кто читает тот же цикл Ю Нёсбе о Харри Холе, это может показаться несколько поверхностным. Но вот так вот писали детективы в середине прошлого века.
Если вы внимательно прочитали предыдущий абзац и хорошо знакомы с творчеством Рекса Стаута, то должны были обратить внимание, что в предложении «Просто герои отправились на поиски виновных» использован глагол во множественном числе. Это очень важно, это изюминка «Черной горы», это то, что выделяет данный роман из всего цикла о приключениях Ниро Вульфа и Арчи Гудвина (32 романа и 40 повестей). Именно на это сделал ставку Рекс Стаут. Получилось весьма интересно. Но именно в этом кроется главная слабость «Черной горы». Дело в том, что этот момент будет понятен, прежде всего, Постоянному Читателю, тому, кто прочел достаточно книг про Ниро Вульфа, чтобы оценить хотя бы первое предложение первой главы «Черной горы»: «В тот мартовский четверг Ниро Вульф первый раз в своей жизни очутился в морге». Ударное начало для тех, кто в курсе, что прославленный Ниро Вульф не только огромен, как гора, но еще и предпочитает не покидать своего дома. Он, вообще, любит домашний комфорт, любит вкусно покушать (для этого у него есть повар Фриц), любит свои орхидеи (для этого у него есть садовник Теодор), в конце концов, для сбора информации у него есть Арчи Гудвин (и еще некоторое количество наемных детективов), пусть он бегает за подозреваемыми и узнает всякие подробности и сообщает их шефу. А шеф, то бишь Ниро Вульф, будет все это обдумывать и строить версии. Поэтому каждый его выход из дома — это событие. Перед нами не просто очередное дело Ниро Вульфа, это дело, которое заставило его не только покинуть свой особняк, но еще и совершить путешествие на другую сторону земного шара, на свою родину, в Черногорию. И вся история, что логично, крутится как раз вокруг этого. Надо признать, что Постоянному Читателю таких входящих будет достаточно для восторга. В конце концов, в какой-то момент Ниро Вульф заночует в стоге сена! А вот если вы не в курсе этих обстоятельств, то вряд ли злополучный стог сена сможет вас сильно зацепить.
Вторая слабость «Черной горы» заключается в сюжете. Такое впечатление, что, выдумав ход с поездкой своих героев в Черногорию, Рекс Стаут решил не придумывать ничего сложного. По сути перед нами простенькая история, не будет узкого круга подозреваемых, не будет длинных бесед с ними, читатель не сможет попытаться сам догадаться, а кто тут преступник. Более того, Рекс Стаут в этом романе пробует себя в жанре политического детектива. Причем пишет его с определенной актуальной тогда для американцев точки зрения. И ладно уж, тут много шпилек в адрес Советского Союза, это режет глаз по большей части только русскоязычному читателю, на которого Рекс Стаут едва ли рассчитывал, сочиняя свои книжки. Более того, его антикоммунистическая позиция дошла до того, что он поддерживал войну во Вьетнаме. Так что, это искренний авторский момент, который говорит, прежде всего, о личности самого Рекса Стаута. Вот только вся шпионско-политическая линия «Черной горы» кажется достаточно наивной, глуповатой какой-то. В общем, этот роман Стаута выглядит сейчас устаревшим. Хотя остальные его вещи таковыми не кажутся, в конце концов, любой хороший детектив о человеческих страстях, а они так-то не меняются. Мотивы все те же, характеры узнаваемы, читателя не будет сильно отвлекать то, что действие происходит где-то там в прошлом веке. А вот если действие закручено вокруг определенных политических событий, автору надо очень постараться, чтобы его труд уже лет через десять не смотрелся анахронизмом. Увы, здесь у Рекса Стаута случился провал.
Если же говорить о том, как написано, то автор держит марку. Книги про приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина написаны от лица последнего, а тот — тот еще юморист и задира. В итоге читатель получает много шуток, неожиданных сравнений, ярко обрисованных персонажей, энергично расписанных эпизодов. В «Черной горе» достаточно много экшна, и Рекс Стаут с ним прекрасно справляется. Это очень динамичная книга, скорее всего, самая динамичная в цикле. И если уж ее с чем-то сравнивать, то, пожалуй, с приключенческими романами XIX века, тем более, что имеется и достаточно экзотичный сеттинг. В тех романах герои отправлялись в какую-нибудь Африку, а здесь — в Восточную Европу, в которой по Рексу Стауту и после Второй мировой таилось множество опасностей (возможно, так и было).
Необходимо все-таки учитывать, что «Черная гора» — это часть цикла, до конца самостоятельным произведением она не является (хотя Рекс Стаут старался каждую историю про Ниро Вульфа и Арчи Гудвина делать как раз независимой). Если вы решите именно с нее начать знакомство с этим циклом, то, пардон, выбор не верный. Для входа есть вещи и более подходящие (попробуйте, например, ознакомиться с «Золотыми пауками»). Если же вы в теме, если же вы Постоянный Читатель, то не волнуйтесь, определенную долю удовольствия от книги получите. Да, сюжет не очень, зато Ниро Вульф карабкается по горам. Про это все-таки надо прочитать.
Halkidon, 22 января 2023 г.
Очень не очень...Почему-то я и ждал, что впечатление будет таким. Помню, когда прочитал «Любовь во время чумы», разочарование от книги было настолько сильным, что я перенес его на «Сто лет одиночества», которые очень люблю и сейчас. И вот, «Черная гора». Мне очень не нравятся детективные романы А. Кристи, в которых появляются шпионы и работники спецслужб. Кроме, наверное, «Часов». По-моему, они совсем не получились. Не знаю, может быть, Кристи была осведомленным человеком и в этих весьма скучных и неприятных делах, но содержание таких романов вызывает только раздражение. Почти такие же чувства я испытал, читая «Черную гору». Вулф показан в неестественных для него и читателя условиях и местах. Его действия и даже перемещения не вызывают доверия и интереса. Действующие в романе лица почти все безмерно скучны, банальны, статичны и непохожи на черногорцев. Любопытно,что в книге неоднократно упоминаются в негативном смысле коммунисты, Москва, Белград, Тито, албанцы. Бог мой, как это, с одной стороны, просто и поверхностно, а с другой стороны, как это устарело. Я был в Черногории в упомянутой Будве, которая уже давно не деревня. и на границе Черногории и Албании, и в самой Албании. Черногорцы в действительности яркие люди, но, как все южане, по замечанию одного из наших гидов высоченного старика Душана, люди весьма ленивые и неторопливые. А вот албанцы уже давным-давно не за русских, и понятно почему. Роман я прочитал ради Черногории, но остался разочарованным. Не могу его рекомендовать в отличие от Черногории и даже Албании. Дай бог всё это закончить и снова иметь возможность посетить те теплые места.