Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Стерлинг — маленький провинциальный городок, тишину и покой которого разрушила страшная трагедия. Однажды утром один из учеников старшей школы пришел на уроки с двумя обрезами и двумя пистолетами и начал стрелять. Что заставило семнадцатилетнего парня взяться за оружие? Кто он — несчастная жертва или хладнокровный убийца? На эти вопросы должен найти ответы суд. Вот только имеет ли кто-либо право судить других?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
мишкинг, 29 января 2024 г.
Давно я не читал таких книг — которые не отпускают тебя даже спустя месяцы после прочтения. И дело даже не в том, о чем написано (стрельба в школе), штука в том, как построена история и какие выписаны персонажи.
Это история о том, как одним школьным утром пришел ученик с бомбами и обрезами, убил 10 человек и ранил 19. Мальчик из благополучной семьи: мать акушерка, отец — лектор в университете. Мальчик — тихоня. А то, что над ним иногда издевались — так это просто шутили.
Конечно, все оказалось не так просто и однобоко, как может показаться на первый взгляд.
Для меня эта история делится на две части: первая рассказывает о родителях, вторая — о их детях. Как по мне, тут автор не пыталась рассуждать, кто прав, кто виноват, кто мимо проходил, кого надо судить, нет — она просто показала трагедию и несколько семей, которые оказались втянуты.
История о родителях мне показалась даже интереснее истории их детей. Лейси — акушерка, она мать стрелка — Питера Хоутона. Изначально ее показывают как добрую, душевную женщину. Но стоит поскрести ногтем, протереть очки, приглядеться — и начинаются вопросы. Это невероятно, просто до тошноты инфантильная женщина. Ее совершенно не интересует, чем живут ее дети и муж. Не интересует, как сыновья относятся друг к другу. Не интересует, какие у них проблемы. Нет, у нее есть один удачный сын — старший, звезда футбола, компанейский парень, и младший — хилый, невзрачный, излишне эмоциональный, какой-то не такой. Он не вписывается. Не может ни с кем подружиться. Зачем с ним работать, когда можно пригрозить?
Да, она вызывает сочувствие — но вместе с тем и какую-то досаду. Она пассивная, ей проще отвернуться, нежели предпринять реальные действия.
В итоге она осталась без двух сыновей. Этим окупилась ее тактичность и боязнь пересечь границы. Оно того стоило? Иногда, в некоторых ситуациях, лучше сделать что-то неприятное для ребенка, чтобы предотвратить трагедию.
Александра Кормье — судья. Ее дочка была в числе пострадавших, но отделалась ссадиной на виске — в нее Питер тоже выстрелил, но не убил. Алекс — судья со стажем, она старается быть беспристрастной и справедливой юридически. И мне очень импонировала ее позиция: морального права нет ни у кого судить, но юридическое — есть. Конечно, сразу можно догадаться, что дело будет вести Алекс. Алекс не хотела ребенка. Она думала отказаться от Джози, но что-то ее удержало. Нельзя сказать, что она плохая мать, вовсе нет. Но когда она стала судьей, она ясно дала понять дочери, что та должна соответствовать. Ни в коем случае не порочить образ матери. И Джози соответствовала.
Конечно, отношения Алекс и Джози с натяжкой можно назвать нормальными. Алекс не знает свою дочь, та не знает свою мать. Так и живут. Неудивительно, что в конце происходит то, что происходит.
История детей мне была во многом очевидна, тут я даже предугадал несколько сюжетных ходов, хотя даже не стремился. Меня настолько затянула история, что я даже и не думал, чем она разрешится, мне было интересно читать «здесь и сейчас».
Питера Хоутона травят. Это произошло в первый день в школьном автобусе. Это продолжалось десять лет. Конечно, травля — вещь ужасная, нельзя сказать, что клишированная... Но с самого начала, когда я читал весь этот кошмар, то прикинул: «Ну, скорее всего, отправной точкой будет то,
Я его не осуждал, что он сорвался. Осуждал, что он убил 10 человек. Не мог осуждать, что он ранил Дрю (редкостный г@@нюк). Но мне бы хотелось, чтобы Питер решил бы проблему не так радикально.
Джози не удовлетворена своей жизнью. Вроде все на месте — есть мать, статус и друзья. Только мать далека, друзья как-то не устраивают, и к парню вопросы есть. Ей хочется чего-то другого. В детстве она дружила с Питером, но в школе с ним разошлась. Ведь общение с Питером Хоутоном может быть чревато ее образу и статусу. А статус важен ее матери. Джози закрытая девочка и немного лицемерная. И меня ее лицемерие немного вымораживало.
Еще меня бесил Дрю — это главный провокатор и подстрекатель. Из-за него всё и произошло — для меня он один из виноватых. И на суде, во время дачи показаний, этого барана хотелось избить.
Судебный процесс был предсказуем. Я разгадал главный сюжетный твист. Почему один труп отличался от других. Для меня это было очевидно, даже слишком. Но даже несмотря на это книга удивительная. Одна из немногих, которую хочется обсуждать. Она читается быстро и погружает тебя на сто процентов.
Конец... момент, когда один персонаж садится в автобус... у меня комок в горле стоял. Очень, очень жаль.
Живая, пронизывающая, увлекательная история. Мне бы хотелось, чтобы она была больше. Почитать про семью Дрю (посмотреть, может там хотя бы родители вменяемы) и Мэтта, про других персонажей.
Спасибо за внимание =)
Moloh-Vasilisk, 7 ноября 2024 г.
Дети молчания
07.11.2024. Девятнадцать минут. Джоди Пиколт. 2007 год.
В городке Стерлинг жизнь течет спокойно, пока один трагический день не переворачивает всё с ног на голову. Школьный стрелок Питер Хоутон совершает преступление, которое вскрывает не только его боль, но и глубинные проблемы общества, скрытые за масками респектабельности. Судья Алекс Кормье, её дочь Джози и многие другие жители оказываются втянутыми в болезненное расследование, где поднимаются вопросы воспитания, травм детства и давления общества на подростков. Смогут ли они осознать, где пролегает граница между виной и отчаянием?
Джоди Пиколт обращается к сложнейшим и болезненным темам, которые балансируют на грани человеческого понимания, страха и непримиримости. Роман «Девятнадцать минут» ставит вопрос: возможно ли по-настоящему понять, что толкает людей на необратимые поступки, и есть ли надежда предотвратить их? Эта книга поражает не только трагизмом происходящего, но и тем, как глубоко Пиколт раскрывает, казалось бы, повседневную жизнь небольшого городка и его жителей, каждого из которых она подчеркивает остро и жизненно, оголяя внутренние конфликты и общественные проблемы, которые становятся предвестниками катастрофы.
Пиколт мастерски использует элемент тайны, начиная с напряжённой сцены, где жизнь Стерлинга, обычного американского городка, прерывается шокирующим актом насилия. Эта трагедия распутывается, словно клубок, где за каждой ниточкой кроется история израненных судеб, отчуждения и непринятия. Персонажи книги словно слеплены из противоречий: Алекс Кормье, судья и мать, не способная полностью понять свою дочь Джози; сам Питер Хоутон, подросток, чьё детство полно боли, отторжения и унижений. Роман становится полифонией голосов, воспроизводящих разноголосье человеческих судеб, где каждый шаг или случайный взгляд способны изменить жизни.
Одним из ярких достижений романа является его тематика — проблемы воспитания и попустительства общества. На страницах текста Пиколт вскрывает горькие реалии: как общество через равнодушие или осуждение губит нежные ростки человечности. Воспитание здесь не представляется гарантией защиты от трагедий, скорее, наоборот, его отсутствие становится косвенной причиной драмы, что происходит с Питером, отторгнутым от общества с самого детства. На этом фоне Алекс и Джози символизируют парадокс родительской любви, где забота переходит в ожидания, сковывающие и разрушительные.
Особенно проработан психологический пласт — темы травмирующих событий и ощущения безысходности. Читатель погружается в тёмные уголки сознания Питера, чьи взгляды и поступки вытянуты из его безрадостного существования, в котором он — вечный изгой. Вопрос буллинга, а также воспитания в жестоком окружении показан не только на примере Питера, но и на фоне многих других школьников, чей выбор между подчинением и издевательствами вынужден. Джоди Пиколт показывает, как на протяжении лет насмешки и унижения могут буквально выжигать человеческую душу, толкая на самые страшные поступки.
Стилистически Пиколт удачно балансирует между бытовыми диалогами и глубокими внутренними монологами, подчёркивая напряжение и динамику каждого момента. Повествование ведётся многоголосно, что позволяет увидеть трагедию с разных точек зрения, словно наблюдать через призму, где каждый угол света открывает скрытые черты. Писательница добивается драматизма за счёт резких переходов от будничной прозы к почти документальным описаниям судебного процесса, акцентируя внимание на социальном и юридическом аспектах трагедии.
Книга не лишена недостатков. В некоторых местах Пиколт перегружает текст деталями повседневности, которые порой выглядят излишними на фоне основного конфликта, а финальные сцены иногда кажутся чересчур риторичными. Однако это не умаляет общего впечатления — «Девятнадцать минут» сильным романом, ставящим вопросы, от которых невозможно уйти.
Таким образом, «Девятнадцать минут» — это не только трагическая история, но и глубокое исследование человеческой души, разоблачающее скрытые пороки общества и выносящее на свет вопросы, которые зачастую игнорируются, пока не станут причиной беды. Джоди Пиколт заставляет задуматься о будущем, где на чашу весов ставятся не только жизнь, но и право каждого человека быть услышанным и понятым. 8 из 10.
Ynona, 23 апреля 2024 г.
За девятнадцать минут можно удовлетворить чувство мести!
«Девятнадцать минут» — определенно тяжелое чтение, но я также считаю его интересным и важным! Книга начинается с инцидента, который изменит жизнь многих людей, мы встречаемся с разными персонажами и понимаем их историю. Одно утро полностью меняет жизнь города!
Суть книги с одной стороны очень проста, с другой стороны выливается в огромную проблему современного общества. Иногда самой большой жертвой из всех становится виновник ужасных преступлений. Старшеклассник Питер, тихий, спокойный мальчик, начинает стрельбу в школе и убивает десять человек. Чтение того, через что прошел Питер доводило меня до слез. Я никогда не понимал, как люди могут так плохо относиться к другим, и поведение хулиганов в этой истории было за гранью. Было легко понять, как Питер дошел до того, что он сделал, хотя это было ужасно. Как жертва становится охотником?
В старшей школе тяжело. Я думаю, что большинство из нас может оглянуться назад на школьные годы и вспомнить жестокость некоторых детей и вспомнить, что думали, что «популярность» означает, что вы добились успеха в жизни. Автору хорошо удалось нагнетание обстановки. Эта трагедия раскрывает жителям маленького городка глаза на многие проблемы, которые они не замечали или отказывались замечать. Автор проделала отличную работу, играя адвоката дьявола для каждого персонажа. Она пыталась показать, какие поступки родителей привели к тому, что дети отдалились от них.
В преступлении Питера не следует винить только его родителей, но они и снимать с них вину нельзя. Мы видим, что родители Питера поступали так, как считали лучшим, и любили его. Однако с момента его рождения его постоянно сравнивали со старшим братом, который, казалось, был идеальным.
«Девятнадцать минут» заканчиваются ошеломляющими развязкой. Мы думаем, что точно знаем, что произошло, но по мере развития сюжета и более глубокого погружения в психику различных персонажей мы начинаем понимать, что все не так, как кажется.
its_muffin_time, 7 декабря 2021 г.
Буллинг частое явление в школах, всегда есть какой-то изгой, над которым насмехается вся школа. Вот и в школе Стерлинга есть такой парень — Питер Хоутон. Над парнем издеваются, дразнят и злобно шутят его же одноклассники, учителя делают вид, что не замечают ничего, а от родителей нет помощи. В один из дней Питер берет оружие в школу и убивает своих обидчиков и всех, кто попадается ему на пути.
Читая Пиколт уже знаешь, что темы будут подниматься серьезные и драматичные. Вот и тут меня ждала социально-психологическая драма на тему буллинга в школе и отношений внутри семьи. Автор хорошо показывает проблемы с разных сторон и в разных семействах.
Наверно, я начну с семьи Питера. Она заслуживает внимания. Семья, которая должна была его поддерживать, защищать, в которой он должен был находить убежище. Семья, которая говорила что у них все хорошо: мать — акушерка, помогающая попадать в этот мир других людям, отец — преподающий экономику счастья. Ироничная ситуация. Люди, которые думали, что младший сын восторгается старшим братом, что он его очень любит. Люди, которые тыкали Питера тем, что он должен походить на своего старшего брата, ведь он спортсмен, отличник и со многими дружит. А ведь со старшего брата и началось все. Он стал тем, кто первым начал дразнить Питера и унижать. Если собственный брат издевался над мальчиком, то что говорить о других в школе? Дети — самые жестокие существа в мире.
Джози. А ведь девчонка могла бы все изменить. Она могла бы быть на стороне Питера, дружить с ним, как в детстве. Но она узнала, что такое быть популярной, она слишком боялась стать таким же изгоем, как и Питер. Хотя Джози и понимала, что компания, в которую она попала — не друзья. Они альянс, созданный на время учебы. Но тем не менее выбрала отношения с Мэттом и популярность, а не настоящую дружбу. Выбрала стоять в сторонке, не предпринимая никаких действий по защите Питера от своих же «друзей», а иногда и даже подыгрывая им.
Питер. Мне жаль парня. Вокруг него не было никого, кто бы его поддерживал, разве что Дерек, с которым он дружил с шестого класса. Дерека тоже травили, он тоже любил компьютерные игры — собственно на этом они и сошлись. Питер был ходячей бомбой, нужна была только искра, которая его бы взорвала и она появилась. Рано или поздно произошло бы то, что произошло. Или бы парень просто самоубился. Это был бы вопрос времени.
Конец вызвал недоумение. Не то, чтобы я удивилась, ведь автор много говорит об абьюзе, но... зачем? ради «А вот я еще и так могу!» Ну такое...
Книга написана хорошим языком, приятно читается. Но вот эта беспросветная депрессия и когда все плохо, в книгах Пиколт меня убивает (не так чтоб я много книг прочла ,всего две, но там было тоже самое). И еще затянутость. Под конец я устала читать эту историю, уже сидела и смотрела, ну когда же уже будет приговор.
В конце хочу сказать — пожалуйста, прислушивайтесь к своим детям, принимайте их такими какие они есть и не пытайтесь их изменить или сделать их под копирку кого-то. Учите их понимаю и доброте.
an2001, 14 сентября 2019 г.
Отношение к книге у меня менялось по мере прочтения, и не то чтобы от разочарованно к лучшему, но к некоему осознанию того, что хотела сказать автор, но что местами так отличается от нашего мира. К финалу у меня всё же сложилось некое впечатление, что это реальность с уклоном в торжество американской судебно-следственной системы (хотя вроде что тут расследовать при наличии явного преступника).
В общем можно сказать, что герои книги лично для меня как-то не всегда были убедительны в описаниях и поведении, а вот детали судебного действа и сопутствующей атмосферы были, напротив, крайне достоверны. Не стоит думать, что судебное описание занимает большую часть книги, но оно вроде как является некоей «вишенкой на торте» для всего романа, даже настолько, что судьба героев для автора после этого финала смотрится неким смазанным мазком на картине.
Mao_Ri, 30 июня 2018 г.
Так получилось, что за последнее время это вторая книга про трагедию в школе и ребенка-изгоя в центре нее. И я поняла, что мне это интересно. Интересна не столько сама трагедия во всем ее ужасе, как разбор полетов после. Сбор улик и доказательств, опрос свидетелей, углубление в прошлое непосредственных участников. Ведь практически всегда за кардинальными действиями тех, кого потом назовут преступниками, кроется долгая личная история. Школьные стрелки или террористы (не берем сюда религиозных фанатиков) редко когда ни с того ни с сего берут оружие и обрывают жизнь множества других людей. Всегда за этим кроется какая-то личная причина. Так почему же Питер принес в школу оружие и застрелил десять человек?
Стерлинг, где произошла трагедия, маленький городок, где все между собой переплетены довольно тесно. Если не вдаваться в подробности, то Питер рисуется монстром. Он продумал свое нападение, он совершил отвлекающий маневр, он застрелил часть детей, после чего съел хлопья с молоком и пошел убивать дальше. Но заглянув в прошлое, читатель узнает, что мальчик рос довольно слабым духом. Шпынять и обежать его начали с самого раннего школьного возраста. В семье он тоже не чувствовал поддержку: с одной стороны была гиперопека, с другой — полное равнодушие. Родители почему-то не могли пойти и поругаться со школой за то, что они не предотвращают буллинг по отношению к их ребенку, почему-то не могли проводить более настойчивые внушения своему ребенку, как надо поступать, если тебя обижают. Более успешный старший брат тоже не добавлял Питеру уверенности в себе. А потом еще непонятки с личной ориентацией, насмешки над его чувствами, жесткие розыгрыши в старшей школе. Слабая психика Питера не смогла все это вынести, рационально пережевать и выплюнуть — и случился взрыв.
Перед судом встает важный вопрос, точный ответ на который очень сложно найти. Кто виноват в трагедии — взявшийся за оружие Питер или общество, доведшее ребенка-подростка до этого? Наверное, однозначного ответа тут нет и не будет. Суд вынес свое решение, и по закону оно наверняка верное, потому что суд рассматривает факты на текущий момент.
Но на мой взгляд, во многом виноваты родители. Они почему-то не хотели замечать проблем, ведь так проще убедить себя, что они хорошие родители. Матери было проще закрыть глаза, убрать прочь опасные вещи, не заходить в комнату к сыну, чем завести неприятный разговор. К сожалению, такие родительские ошибки всегда видны только со стороны и спустя какое-то время.
Можно сказать, что виноваты школьники, которые издевались над Питером. Дети всегда так жестоки и так упорны в своем желании доказать собственное превосходство. Но они дети, и отвечать за их воспитание и поведение должны взрослые. Хотя с другой стороны, дети в возрасте 16-17 лет уже должны уметь осознавать свои действия и последствия. Я не знаю, на сколько верным было повествование в книге о том, что с возрастом за поступки начинает отвечать другой отдел мозга, и поэтому в детско-подростковом возрасте люди творят импульсивные вещи. Но есть все так, то тем более взрослые (родители и учителя) должны были активнее влиять на поведение подростков.
Виноват и сам Питер. Наверняка существовал какой-либо мирный способ разрешить проблему. Да, наказать своих обидчиков столь же, кхм, эффективно, вряд ли получилось бы. Но можно было постараться и научиться стоять за себя, можно было бы попытаться отрастить броню вокруг своих чувств и перетерпеть (ведь до окончания школы было не так много времени), можно было задолбать взрослых своими проблемами и просьбами о помощи (хотя да, вариант не очень, ведь Питер много раз убеждался, что взрослые ему совершенно не помогают). Хотя и для такого рационального поиска путей решения нужен определенный склад ума и взрослость суждений.
В трагедии виноват не один человек. Это целый котел причин, людей и совпадений. Как бы нам научиться в подобных ситуациях исключать хотя бы часть этих ингредиентов — и избегать катастрофы?
makelen, 27 июля 2017 г.
Давно читала, подробностей уже не помню. Но книга мне понравилась. Написано — замечательно. Увлекательный сюжет, хорошо прописаны характеры персонажей. По ходу сюжета все время ловишь себя на мысли, что сопереживаешь главному герою, ведь автор выставляет его жертвой обстоятельств. В общем, произведение интересное. Но есть одно «но»: книга «Девятнадцать минут» очень похожа на роман Стивена Кинга «Ярость». Хотя, конечно, есть некоторые различия, да и концовка другая.