Александр Сегень «Тамерлан»
Роман Александра Сегеня охватывает последние месяцы жизни Тамерлана, когда больной и дряхлый завоеватель решается на свой заключительный великий поход — в Китай, во время которого его и постигает смерть.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1997, № 16», 1997 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Михаэль, 8 октября 2019 г.
Неровный, иногда странный, но сильный роман об последних месяцах жизни одного из величайших завоевателей Средних Веков.
Постаревший Тамерлан выведен в книге противоречивым персонажем.
Иногда он предстает величественным и мудрым правителем, иногда — безжалостным злодеем, патологическим садистом, иногда — жалким алкоголиком, иногда — душевным остроумным стариканом, иногда — стариканом сварливым, но столь же остроумным. Вообще речь героев в книге «снижена», не отличается стилизацией под «высокий штиль» или «восточную цветистость» (разве только иногда, когда герои целенаправленно прибегают к пышной речи, например в официальной обстановке), отчего экзотичность, чуждость описанного мира не столь заметна, как например в книгах Бородина, так же посвященных Тимуру.
Один из сюжетов книги — это мемуары, которые одряхлевший от прожитых лет и выпитого вина, великий эмир, диктует своему секретарю Искандеру. Одновременно с мемуарами грозного владыки развивается и странная мистическая линия, привязанная к известной в наши дни «легенде о гробнице Тамерлана».
Так как старость и нездоровье все еще могущественного военачальника не могут остаться незамеченными, вокруг него уже разгорается борьба за место будущего наследника, в которой схватываются внуки эмира.
Но «Тамерлан» посвящен вовсе не только политическим дрязгам.
Роман наполнен (а иногда кажется, что переполнен) персонажами самого разного роду, племени, исповедания, пола и возраста. Тут и юная жена Тамерлана, и немецкий рыцарь, оказавшийся на службе у азиатского владыки, и испанские посланники, и русские невольники, и татарские ханы...
Такое обилие героев дает возможность с разных сторон показать как Тимура, так и средневековый Хорезм. Потому одни главы напоминают шпионский триллер, другие отдают водевилем (гаремные приключения с тайными свиданиями в дворцовых садах и рощах), а в третьих рушатся царства и гибнут армии.
Книга читается хорошо, но оставляет некоторое впечатление «лоскутности», жанровой неоднородности, очевидно растянувшись между полюсами серьезно-тяжеловесного, обстоятельно-бытописательного исторического романа в его «классической» форме и более современным, легким и динамичным «чтивом».
Тем не менее, смело можно рекомендовать тем, кто любит ориентальный колорит, истории о знаменитых тиранах и не пугается книг, в которой исламский завоеватель XIV века выражается порой, как старый хрыч и из перестроечной очереди за сигаретами.