Владимир Леонидович Ильин «500 лет до катастрофы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее | 21 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Умирающая Земля | Последний человек/люди на Земле | Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что делать, если станет известно, что через пять веков Земля перестанет существовать? Нужно ли жить только настоящим, по принципу «После нас – хоть потоп», или стоит, пожертвовав благополучием, бросить все силы на спасение потомков? На эти вопросы пытаются ответить несколько поколений семьи Снайдеровых.
Входит в:
— сборник «500 лет до Катастрофы», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 142
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2966 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 88 знаков, что немного выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 24 мая 2023 г.
Купился на высокие оценки отзовистов, но уже первые страницы ввергли в тяжкое недоумение. Главный герой то и дело отвлекается на длиннющие размышления, совершенно неуместные в контексте и вдобавок написанные столь пафосно, будто автор — типичный МТА. На всякий случай глянул возраст автора и его творческую биографию, и недоумение переросло в уверенность: перед нами — графомания, пусть и в лёгкой стадии (бывает куда тяжелее). Это ж надо умудриться в 42 года, уже имея за плечами какой-никакой литературный опыт, написать настолько беспомощную вещь. Дикое количество канцелярита, никакого антуража и нарушение элементарной логики. Человечество узнаёт, что через 500 лет Земля ухнет в чёрную дыру, а поэтому утверждает некий План спасения. План этот заключается в строительстве «ковчегов» и эвакуации рода людского. Как выяснится позже, никто так и не удосужился найти планету, куда можно эвакуироваться (подумаешь, мелочь какая), но это — ерунда по сравнению с главным сбоем. Дело в том, что чуть ли не половина населения Земли резко против Плана. И что же делают власти? Предоставляют им космические корабли, чтобы они... эвакуировались с Земли. То есть, тем, кто против эвакуации, предлагают эвакуироваться. А те, кто хотят улететь с Земли, остаются на Земле. «Что тут, чёрт возьми, происходит?!».
Далее начинается осуществление Плана. Автор пытается нагнать драматизма, но выходит нарастающая ахинея и беспомощные попытки выбить слезу. Вдруг ни с того ни с сего начинаются какие-то страшные эпидемии, косящие людей не хуже «чёрной смерти». Откуда они берутся? Ну, человечество зачем-то начинает складировать лекарства (на 500 лет вперёд?), вот болезни и распространяются. То есть, если сейчас у человечества отобрать весь парацетамол, грипп, видимо, начнёт косить миллионами. Иммунитет? Не слышали.
Далее по мере внедрения Плана почему-то происходит архаизация промышленности (хотя по идее должно быть наоборот) и вот уже корабли собирают буквально на домашних токарных станках. Это у автора логика такая: если копить ресурсы на межзвёздное путешествие, то землянам ничего не останется. Интересно, электричество они тоже копят? А наука стоит на месте? Может, стоило вложиться в развитие технологий, тогда бы и ковчеги строились быстрее? Но нет, у автора цивилизация деградирует чуть ли не до феодализма. Причины неясны. Если бы в книге это как-то объяснялось, кроме общих слов, можно было бы поверить. Но в повести это не объясняется никак: всё идёт на План, и точка. При этом общество на протяжении этих 500 лет не меняется совершенно. Семья тоже остаётся вполне традиционной. Между тем такие фундаментальные сдвиги вызвали бы изменения не только в структуре общества, но и в психике человека. У автора ничего этого нет и в помине. Ей-богу, даже Азимов в своём картонном «Основании», написанном аж в сороковые годы, был ответственнее и хотя бы попытался обозначить какие-то изменения. Наш писатель-переводчик беззаботно отбрасывает все эти подробности как несущественную мелочь.
Большая халтура растёт из множества малых. Все явления и характеристики существуют у автора просто как факт, без всякого влияния на состояние персонажа. Например, говорится, что экипаж корабля голодает. И? Это как-то влияет на реакции его членов? Неа, с таким же успехом автор мог сказать, что космонавты одеты в синие скафандры (Автор, почитай, как ведёт себя голодный человек хотя бы у Гамсуна в «Голоде»).
Или, например, 10-летний сын одного из персонажей — гениальный скрипач. ОК. Но где он научился играть на скрипке, если никаких преподавателей у него не было? Более того, отец усиленно приобщал его к физическому труду. Вы много знаете крестьянских или рабочих детей, которые самостоятельно обучились игре на скрипке? Чёрт с ним, с умением, но откуда у него было время на это? И я ещё молчу, что семья героя еле сводит концы с концами, балансируя на грани голодной смерти (а кругом ещё и бушуют эпидемии — ну, чтоб два раза не ходить).
Или вот ещё. Сытый и благополучный обитатель другой Земли хочет помочь своим родственникам, оставшимся под железной пятой Плана, и передаёт им свёрток с продуктами. Вот только лететь на старую Землю, как выясняется, надо 13 лет (забудем про эйнштейновские эффекты: на фоне прочего они здесь — наименьшая проблема). Он что, идиот? Я уж молчу, что этот обитатель, как и его соотечественники, общается с прибывшими землянами на некоем «земном языке», хотя в повести упоминаются люди разных национальностей. Бог с ним, что нигде не уточнено, что это за язык и откуда взялся (он вообще всплывает конкретно в этой истории и больше нигде), но отщепенцы покинули Землю несколько сотен лет назад, неужто язык за это время не изменился?
А ещё у автора по старой доброй традиции космическими кораблями управляют в ручном режиме. Буквально как парусниками. Видимо, все эти 13 лет кто-то должен сидеть за пультом управления (хорошо если не за штурвалом). Напомню: книга написана в конце 1990-х, а не в XIX веке!
Ещё наш автор, подобно многим дилетантам, пребывает в наивном убеждении, что есть официальная и неофициальная наука. И разумеется, всякие отягощённые регалиями учёные затыкают талантливых самородков. Так действительно бывает, вот только эти самородки — такая же часть науки, как и маститые учёные. А «неофициальной науки» не бывает, бывает не наука вообще (разные там астрологии, хиромантии, эзотерики и прочее). Видимо, именно эти самородки, всю жизнь практиковавшие пранаедение и гомеопатию, в финале изобретают машину времени, собрав её, очевидно, с помощью гончарного круга и молота с наковальней, ибо промышленности к тому моменту на Земле явно не осталось.
И вот из такого барахла, а вернее, небрежности и состоит вся книга. Я бы ещё понял, если бы это была первая проба пера. Но накропать такое в 42 года? Автор, ты — дрянной писатель.
vitasw, 1 марта 2023 г.
Знаете, первое впечатление после прочтения — ооочень захотелось дать автору в бубен, а потом очень долго возить по столу его лицом.
Сначала ты не понимаешь вводную и почему так долго и непонятно рассказываются каждая из глав. Потом ты проникаешься историей и веришь ей. Понимаешь каждую из сторон конфликта и веришь тому, что так вполне может быть. Ближе к концу пробирает до печенок. А потом наступает конец, который без конца. Автор, зараз такая, не подводит к правильному выбору, а только представляет читателю самому сделать выбор.
Очень рекомендую к вдумчивому прочтению
februus, 12 марта 2022 г.
Бывает, один случайно возникший вопрос порождает лавину раздумий.
Бывает, лавина раздумий приводит к поискам ответов.
Бывает, поиск ответов открывает новый взгляд на вещи.
Бывает, новый взгляд находит то, чего многие не замечают.
Бывает….
Именно так, Орест Снайдеров заметил самое важное.
«Да, конечно, знание – сила, Сэр Бэкон был прав, но оно еще – и источник мук. Тяжкая, невыносимая ноша для одиночки. Как там у Экклезиаста говорилось? «Многие знания суть многих печалей» – или что то в этом роде….»
Извечный вопрос, быть или не быть, на который маркиза де Помпадур, однозначно ответила: «После меня хоть потоп» (1757). Стоит ли перестраивать жизнь сейчас, жертвуя нормальной жизнью будущих поколений, или жить, и давать жить другим.
«Что для нас важнее: призрачное будущее или вполне реальное настоящее?»
Kairan, 27 ноября 2008 г.
Повесть пробирает до костей.
Сколько раз мы в истории видели нечто подобное? Когда люди гробили себе и другим настоящее ради маячащего где-то за горизонтом будущего? «Десять лет упорного труда и десять тысяч лет великого счастья». И страшно смотреть на Снайдеровых, чьи судьбы искорежены Планом до неузнаваемости. Судьба капитана Снайдерова — закономерный финал этого безумия.
Так ли уж фантастична история деградации человечества из-за Плана? Боюсь, что нет.
Udik, 4 ноября 2009 г.
Довольно оригинальное повествование — история делится на рассказы из жизни разных поколений (от современности и черт знает до куда). Супер бабахалок нет здесь, сражений то же, супер блондинок владеющих каратэ — нету. Но зато всего остального — достаточно, на мой взгляд. Небольшого обьема повесть но. все что нужно сказано.