fantlab ru

Феликс Гилман «Восхождение Рэнсом-сити»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Восхождение Рэнсом-сити

The Rise of Ransom City

Роман, год; цикл «Полумир»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В «Расколотом мире» Феликс Гилман глубоко погрузил читателей в реальность, находящуюся на пороге становления собственной идентичности. «Линия» с её промышленным культом и «Стволы», посланцы Хаоса, сошлись в войне за мировое господство. Линейщики поглощают город за городом, порабощая завоёванное население. Доктор психологии Лив Альверхузен попала в жернова между ними, сама того не зная охраняя секрет, за обладание которым обе стороны готовы пойти на всё что угодно.

В настоящем романе-продолжении Лив затеряна на краю мира с Кридмором, агентом Стволов, и могущественная Линия сделает всё, чтобы добраться до них. В это время Гарри Рэнсом, наполовину аферист, наполовину безумный изобретатель, озаряет собой край мира. Одно из его изобретений действительно работает, и вот по городам и весям он оставляет за собой след разгорающейся и угасающей надежды. Но его гениальность не остаётся без внимания, и когда жизнь сталкивает его с двумя самыми разыскиваемыми преступниками «незавершённого мира», его подмостки значительно увеличиваются, предоставляя возможность таких прибылей, которые не могли дать все его аферы и изобретения вместе взятые.

© Перевод аннотации Croaker

Входит в:

— цикл «Полумир»



Восхождение Рэнсом-сити
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Rise of Ransom City
2012 г.
(английский)
The Rise of Ransom City
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Расколотом Мире» автор погрузил читателей в историю противоборства двух враждующих сторон. Однажды сущности, доселе дремлющие где-то в глубинах, пробудились и возглавили каждую и из этих сторон. Но, им нужны вместилища, не человеческие тела, а какие-то материальные предметы. Так появились Линия и Стволы. Линия олицетворяет собой культ промышленности, воплощённую урбанизацию, способную добраться даже в самые далекие уголки планеты. Возглавляют её Локомотивы — огромные поезда, в каждом из которых заключен демон. Стволы же, в противовес Линии, представляют собой более хаотичную систему, ведь демоны нашли себе пристанище в оружии и посредством своих чар могут управлять носителями, которые зачастую являются бандитами и проходимцами. За хорошую службу они награждают носителя нечеловеческой скоростью, долголетием и другими способностями, выходящими за рамки привычных человеческих, но и наказание, в случае неповиновения, не заставит себя долго ждать.

«Историю я знаю не слишком хорошо, но мне известно, что было время, когда никто из них еще не пришел в этот мир, чтобы нас терзать. Было время, когда ствол был просто стволом, а люди строили Локомотивы, чтобы те служили им, а не наоборот. Не знаю, была ли тогда война или нет — наверное, была, но дела обстояли лучше. Я слышал, что на земле есть духи, только и ждущие, чтобы принять нужную форму, и что так на свет и появились Стволы и Линия. Я слышал, что мы сами их сотворили, что нечто в этих предметах отозвалось в нас и наших кошмарах и наваждениях, и мир изменился из-за нас».

В первой книге мы наблюдали историю с трех ракурсов — Кридмура, агента Стволов; Лоури, максимально преданного Линии и Лив, до определённого момента находящейся где-то посредине, в качестве нейтрального персонажа. Во второй же части перед нами предстает хроника жизни Гарри Рэнсома — гениального изобретателя или проходимца, человека ложной скромности и создателя знаменитого Процесса Рэнсома, некоего светового феномена, секрет которого будет раскрываться постепенно. Гарри очень амбициозен, язык у него подвешен, а врожденная способность попадать в передряги граничит с удивительной способностью достаточно удачно из этих передряг выбираться. Он мечтает создать Рэнсом-Сити — город-утопию, где каждому найдётся своё место, кроме Линии и Стволов, естественно, где не будет неравенства и жестокости, а теплый свет Процесса Рэнсома будет освещать улицы и дома. Суждено ли сбыться этой мечте мы узнаем позже, а пока автор описывает события, которые предшествовали тому, как в конечном итоге все вышло.

История подаётся в форме дневника, который попал к некоему Элмеру Мерриалу Карсону — писателю и редактору. Поначалу мистер Карсон отнёсся скептически к рукописи, но впоследствии настолько увлёкся достаточно противоречивой личностью гениального изобретателя, что желание собрать воедино историю мистера Рэнсома стало для него своего рода делом жизни. Поскольку это написано в форме дневника, то и сама структура подачи текста достаточно фрагментарная. Основная история часто разбавляется небольшими флэшбеками из прошлого Рэнсома, в основном из его детства. Но автор очень точен в деталях и во время чтения путаницы не возникает. Гарри путешествует по стране, пытаясь популяризировать Процесс, мягкий и теплый свет которого должен стать полноценным конкурентом и заменителем холодному и безжизненному свету Линии, который уже распространился по миру, освещая города и опустошая карманы его жителей. Но представления Процесса часто выглядят, как цирковые шоу в различных деревнях и городках, а иногда даже выходят из-под контроля.

Вообще, личность главного героя получилась достаточно противоречивой. У него было тяжелое детство, но амбициозность и даровитость позволили выбиться в люди. Он сам себе на уме и не проявляет должного сострадания в моментах, когда это было бы уместно. Но, за таким героем и наблюдать интереснее, а попытки понять — гений он или проходимец, делают чтение ещё более увлекательным. Постоянные путешествия и смена локаций не позволяют заскучать, и в процессе этого квеста автор рассказывает нам еще больше о мироустройстве, которое уже в первом романе выглядело чертовски притягательным. И всё это приправлено неким духом авантюризма, присущим больше вестерну, чем истории в жанре фэнтези. Но, наряду с некоей шутливостью и авантюризмом, автор не сглаживает жестокие моменты. Если кому-то суждено умереть внезапно и кроваво, будь то второстепенный персонаж или ключевой, то он умрёт именно так — внезапно и кроваво.

Все события, происходящие в романе, пропускаются через восприятие главного героя, поскольку он — центральная фигура повествования. Это одновременно и плюс, и минус, потому что Лив и Кридмуру, которые были центральными персонажами первого романа, уделено преступно мало времени. Пару раз они пересекались с главным героем непосредственно, а остальные события, имеющие ключевое значение для противоборства Линии и Стволов, остались за кадром, и только отголоски дошли до нашего главного героя. Роману не хватает второй, пусть и небольшой, сюжетной линии, которая рассказывала бы о путешествиях Лив и Кридмура, с последующим раскрытием Тайны Генерала Энвера, которая была центральной загадкой «Расколотого Мира», способной положить конец этой войне.

Если копнуть поглубже, то это хроника жизни человека, привлекшего излишнее внимание к своей персоне. Человека, которого взяла в оборот система, чья персона стала своего рода культом. Феликс Гилман показывает, насколько сильно общество способно превозносить или ненавидеть отдельные личности, приписывая им ложные достоинства и заслуги. Как этот культ личности может сподвигнуть людей на самые разные поступки — от паломничества до покушения на убийство. Как масса, объединённая общей целью, становится опасной и неуправляемой. Всё это имеет место быть в наших реалиях, только облачено в более утрированную и фантасмагоричную форму.

Сами Линия и Стволы — это аллюзии на наши реалии. Символ урбанизации и прогресса, способного подмять под себя привычный, извечный порядок вещей, неприкосновенность природы, олицетворением которой являются холмовики — существа, появившиеся задолго до человека. А Стволы — это оружие, способное ломать жизни и истреблять целые народы. Символ могущества и жестокости, излишней жесткости, которая присуща людям.

Итог: на выходе получился роман, развивающий вселенную Полумира, но показывающий историю с другого ракурса. Говорят, что это своего рода фишка автора — писать циклы косвенно связанных между собой романов, обрывая историю на полуслове. Как к этому относиться, каждый решит для себя сам, но мне понравилось, пусть и не хватило «экранного» времени для уже полюбившихся Лив и Кридмура. Это история человека, оставившего свой след в истории и искренне верящего в создание города-утопии — Рэнсом-Сити, где каждому найдется свое место, а дома и улицы будут освещаться тёплым светом Процесса Рэнсома. А получилось у него или нет, вы узнаете, прочтя этот роман...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Восхождение Рэнсом-сити» – не тот тип продолжения, который можно ожидать от фэнтези-цикла. «Расколотый мир» был эдаким лихим фэнтезийным вестерном с демонами, перестрелками, приключениями и головокружительным полетом фантазии автора. Но больше всего первый роман запомнился не этим. Дело в том, что «Расколотый мир» заканчивался на самом интересном месте, оставляя множество сюжетных линий в подвешенном состоянии, а читателя – с ощущением фрустрации и желанием поскорее узнать, что же было дальше. И Феликс Гилман выбрал весьма нетривиальный способ продолжения истории.

Начнем, пожалуй, с содержания, а форму оставим на потом. «Восхождение Рэнсом-сити» – мемуары неунывающего раздолбая, неудачливого бизнесмена, гениального изобретателя, великого героя и опасного предателя Гарри Рэнсома. Профессор Гарри Рэнсом путешествует по городам с таинственным Процессом имени себя, вечно слипает в неприятности и вечно из них выпутывается. Он самовлюблен, достаточно эгоистичен, но довольно обаятелен и с чувством юмора. Это полностью его история, и вот тут-то кроется главная «фишка» книга.

Дело в том, что Гарри Рэнсом – это очень ненадежный рассказчик, который этого и не скрывает. Он рассказывает свою историю очень увлекательно, но постоянно приукрашивая ее, а иногда и вовсе выдумывая происходящие события. Кроме того, в романе три уровня повествования: сами мемуары, история Рэнсома на момент написания мемуаров и история редактора, который эти мемуары искал по свету и собирал воедино. И все они временами конфликтует между собой. Получается, что автор играет с читателем в игру, победить в которой можно только читая текст внимательно, улавливая нестыковки и уличая Рэнсома во лжи или приукрашивании. Это, конечно, интересно и необычно, вот только не все читатели будут к подобному готовы. Я, например, не был. И хотя продолжение получилось глубже оригинала, показывая жизнь простых людей в странном незавершенном мире, демонстрируя ужасы войны через простых обывателей, мне сильно не хватало обилия приключений первой части и необычного мироустройства недоделанного Запада.

«Восхождение Рэнсом-Сити» – это пример оригинальной книги в оригинальном исполнении. Увы, но она оставляет больше вопросов, нежели дает ответов. И хотя магистральный сюжет приходит к своему завершению, часть сюжетных линий зависает в состоянии неопределенности, позволяя читателю додумать случившееся по своему разумению, а писателю – когда-нибудь к циклу вернуться.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

2-я книга цикла «Полумир». Эта книга – куда более медленная и обстоятельная, чем первая, «Расколотый мир». Написана она как автобиография Гарри Рэнсома, авантюриста, изобретателя, обманщика и мечтателя – человека неоднозначного, но в целом вызывающего симпатию. Все тот же мир альтернативного дикого Запада, противостояние Линии, Стволов, вольных городов и возрождающейся Республики Красной Долины. В жернова этого противостояния и попадает амбициозный молодой человек Гарри Рэнсом, самозваный профессор и талантливый изобретатель, желающий осчастливить мир своим Светоносным Процессом Рэнсома. Объявятся здесь и главные герои первой книги цикла – Лив Альверхайзен и Джон Кридмур. Их история получит продолжение, но далеко не на все вопросы в итоге будут даны ответы. Намеки и недосказанности цветут в книге буйным цветом. Кого-то это может раздражать, а кто-то, напротив, найдет в них дополнительную прелесть и пищу для догадок и размышлений.

Это книга о войне и политике, обмане и предательстве, путешествиях и авантюрах, падениях и вознесениях, потерях и обретениях, но главное – о столкновении мечты и жажды перемен с беспринципностью и корыстолюбием. Книга о жизни целеустремленного человека, сломленного и вновь возродившегося.

Да, есть в книге и некоторые затянутости, и, местами – провисание сюжета, и перевод стоило бы лучше отредактировать. Тем не менее, я совершенно не жалею, что прочел «Восхождение Рэнсом-сити» Феликса Гилмана.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дикий Запад как декорация в фантастике интересен настолько, насколько он шире стереотипов вестерна.

«Расколотый мир» был на твердые 4/5. Психологичен, не шаблонен, но просчитываемый: одинокая врач-психиатр отправляется в безумие войны между демоническим порядком Локомотивов и дьявольским беспределом Ложи, туда, где мир недоделан и его законы сырей теста, а навстречу — не менее одинокий сверхчеловек с револьвером, которого достали кнуты и убийства... «Как» было интереснее «что».

«Восхождение Рэнсом-сити» лучше.

Мир прежний. То же самое поле боя между линейными и агентами — просторы, волки, утлые городишки, гигантские станции, пароходы, беженцы. Но со стороны, которая раньше была не в фокусе. Акции, почта, газеты, кредит, шахты, эмигранты. Фермерские сараи. Театры. Тресты. И та нелимитированная предприимчивость, из-за которой Блок призывал Русь стать «новой Америкой».

Центральный персонаж, «черный как ночь профессор Рэнсом», из очень предприимчивых. Целый куст ассоциаций. Обязательно миф о Тесле, пожалуй, жизнь и достижения Генри Форда, Эмерсона, Вуда... И Гудвин из страны Оз. Этакий наивный юноша, который прожженный мошенник, электрик-теоретик, утопист-практик, жертва местных фейри, верный любовник и великий техномаг. Деяния его похожи на шоу — и неважно, объявляется аварийная эвакуация или прогноз будущего освещения. При этом, в рэнсомовских представлениях о добре, зле, человеческих жертвах и работе есть что-то, напоминающее о героях Стругацких.

Возможно, позитивное впечатление связано с тем, что «Восхождение Рэнсом-сити» довольно расковано в литературном смысле. Автобиография вольного стиля с кучей флэшбеков, да еще и с комментариями лица, некогда по уши влипшего в темную историю «процесса Рэнсома». Благодаря чему читатель одновременно представляет общую канву — и понятия не имеет, куда сиганет сюжет, о чем нарратор захочет поведать.

Политические взгляды лошадей заставляют вспомнить Твена, а «предписания» и детективы — первую профессию автора (если не Кафку). Поиск места для дуэли, дыра в щеке, сосиски, которые жрет Кнолл, Кридмур, пытающийся освоить гимнастику, пародирующие позитивное мышление Улыбчивые — можно сказать, Гилман подтянулся. Описания дисфункциональной стороны Локомотивов, фанфаронской бестолковости агентов Стволов, увеличение загадочности холмовиков и так изящно закругленный финал — большой плюс для знакомых с циклом.

Полиграфия — чудовищная ересь обложки, просвечивающая белая бумага, но держать в руках достаточно приятно. Перевод — читалось влет.

Рекомендую неравнодушным к изобретениям, вестерну, первой книге и резким поворотам.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем высказать мнение о самой книге, пару слов о том как оформлен второй том вкупе с переизданием первого. Новый двухтомник в «едином» стиле оформлен как «Паровозик из Ромашково» и «Чарли и шоколадная фабрика» и это вызывает удивление и уж тем более у человека перебирающего книги на полке в магазине.

Содержательно в книге очень заметно и мотивы О Генри про мошенников и целый срез по книгам о Диком Западе. Стилизация выполнена здорово и персонажи живые, и уж тем более не вызывает раздражение то, что фактически сделал автор-вплел во вполне реальную историю Америки фентезийный сюжет и магию. И в этом для меня основные достоинства книги и именно за этот класс работы поставил высокий балл. Но в этом для меня и недостаток книги-по прочтению остается мнение что у Гилмана для читателя создан именно «Полумир»- то есть часть вселенной показали, с персонажами познакомили, все это запустили, а потом выдали лишь пару историй из жизни этого мира. И при этом в книге нет открытой концовки-по крупному все сюжетные линии раскрыты. За эту незавершенность пару баллов и скинуто от максимальной десятки.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько разочаровало решение автора раскрыть сюжет через путанные воспоминания одного из участников. В результате пропало восприятие многообразия и непредсказуемости мира, сюжета. И многое осталось непонятным.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх