Борис Липатов «Блеф»
Повесть Риса Уильки Ли о псевдомарсианах, прилетевших в США на звездолете, сооруженном в «глухом углу», носит ярко выраженный сатирический характер. Здесь высмеивались и будни белой эмиграции, и «американский образ жизни» с его «неограниченными» возможностями бизнеса, и политическая жизнь заокеанской «страны истинной демократии».
Повесть «Блёф» является одной из литературных мистификаций. Его автор американский писатель Рис Уильки Ли, который, как следует из предисловия Алексея Толстого являлся его знакомым. В этом предисловии известный советский писатель, деятельно включаясь в литературный розыгрыш, рассказывает, как весной 1922 года на одном из фешенебельных западноевропейских курортов неожиданно познакомился с мистером Ли. Так симпатичный этот американец поведал русскому писателю о своих приключениях, о том, в частности, что был в 1919 году в Сибири.
Между тем именно то обстоятельство, что предисловие к «Блефу» написано маститым Алексеем Толстым, позволяет легко установить имя нашего незнакомца, — оно прямо названо в комментариях к шестому тому полного собрания сочинений А.Н.Толстого, где перепечатано, среди других материалов, и это предисловие. Рис Уильки Ли — это Борис Викторович Липатов, уральский литератор, автор ряда книг (в том числе фантастических), выходивших в двадцатые-тридцатые годы. В конце двадцатых годов он работал консультантом-сценаристом на фабрике «Совкино» и, по-видимому, именно в этот период близко познакомился с Алексеем Толстым.
В издании 2011 года в библиографическом описании на обороте титула указано: Поддельный роман. Фантастический роман-памфлет. Но на самом титуле такого комментария нет. Так же ли это в издании 1928 года — пока не установлено.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 1 апреля 2021 г.
Роман «Блеф» — роман с говорящим названием. Наша жизнь — игра и играть лучше с умными людьми. Главное правильно блефовать и азарт нарастает. Вот уже всё вокруг обретает закономерное течение и узнаваемые черты. Должности неважны, если человек знает свое дело и место. Свои люди — сочтемся. Деньги, — лучше чтоб были, однозначно. За одни суммы можно удавить, за другие — самому удавиться. Но опытный игрок знает, что деньги нужно пускать в оборот и способен оценить красоту хода. А, если дадут по шее? Ну может не дадут. Азарт — вещь такая. Интерес нарастает! Завлечь внимание можно уже чем угодно, хоть полетом на Марс (Привет, XXI век!!!). Ведь все хотят лишь одного — играть и выигрывать, обязательно взяв реванш. Все объединены этим порывом. Разница лишь в том, что кто-то знает план.
Герои расставляют капканы интриг, в надежде удержать внимание читателя. Не автор — герои. Это вполне самостоятельные и уважаемые господа, делающие всё, что можно в совсем нелегких условиях. Пускай часто ими и движут минутные порывы. Тут некоторым эти слова могут показаться неуместными. Ведь, как любой уважающий себя советский авантюрный роман, «Блеф» вытаскивает на сцену представителей старорежимной аристократии в глупейшем виде. Но, это блеф. Знатные царедворцы без родов и дворов, оправдывающиеся тем, что по другому не могут. Что еще нужно, чтобы вас взяли в крупную игру на равных условиях? Язвительное оскорбление оборачивается глубокой иронией. Ведь в творчестве русской иммиграции действительно были горькие памфлеты про «наших» и на Луне, и на Марсе, и на необитаемом острове, — и даже в Патагонии, если правильно помню, — во всяком случае, занятное словечко для русского уха.
Но для книги главное — читатель. Вот читателя действительно надо уважать! И Липатов блефует. Перед самой пропастью, чтобы не скатиться кубарем в пинкертоновщину, писатель ставит себя на место читателя, уравнивая обоих в праве ничего не понимать. И по обоюдному согласию сбрасывает неудачно сыгранную комбинацию. А, тем не менее, автор имеет полную и неоспоримую привилегию не находиться в том мире, куда он обязан окунуть читателя. Самый удачный обман — это нераскрытый обман. Но, — обман. Мы же играем в игру, мы знаем правила и мы должны уважать других игроков. Иначе, в чем удовольствие дружеской партии? У каждого должны быть те, кому можно доверять.
Может показаться, что всё это несерьезно. Незамысловатая история для смеха мало-мальски привередливой публики. Желание писателя блеснуть красноречием. Но эта комедия дает в чистом, без примеси демагогии, виде пример идей и мотивов человеческой психологии, которые раз за разом несутся друг за другом по кругу, пока не взлетают дикой спиралью и не срываются штопором вниз, — выражаясь научно, циркулируют в капиталистическом обществе:
«Если вы не пасуете, получайте пять тузов! Блефа нет... потому что... потому что...»
Потому что это не блеф. Это по-другому называется.