Мор Йокаи «Венгерский набоб»
В своем романе «Венгерский набоб» один из самых популярных писателей Венгрии Мор Йокаи (1825—1904) рисует картины нравов буржуазно-помещичьего общества, где царят бездушное стяжательство, самодурство и душевная черствость.
Входит в:
— цикл «Венгерский набоб»
Экранизации:
— «Венгерский набоб» / «Egy magyar nábob» 1966, Венгрия, реж. Зольтан Варконьи
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
s_Yasu, 28 февраля 2019 г.
Это уже моя вторая книга Йокаи, причем совпало так случайно, ибо я совершенно забыла имя автора, но опознала его по стилю с первого абзаца.
Итак другие герои, иные проблемы, но единая мысль пронзает оба романа красной нитью. Мысль эта — служение Венгрии. Служении в высоком смысле этого слова, поднятие национального осознания общества. Служении своей стране и своей семье.
С одной стороны это кажется морализаторством, но морализаторством наивным и восторженно-романтичным. И меня оно не раздражает.
В этом романе Йокаи показал аристократов с очень нелестной стороны: молодёжь предпочитает болтаться в Париже, волочиться за артистками, швыряться бездумно деньгами и падать в обморок если рядом кто-то заговорит по венгерски. Старая гвардия не сильно лучше, предпочитает пить, да веселиться.
Как представителя двух разных поколений, нам даны Янош и Бела Карпати, дядя и сын.
Должна признать, что автор рисует на редкость неприглядную картину племянника, он и пустоголов, и сплетничает, а волочась за дамами опускается до самых низких уловок. Не думаю, что его дядя в молодости был лучше, однако он не растратил свой майорат, что говорит о его умении остановиться.
Часть в Пеште меня заинтересовала гораздо больше первой части в Париже. Король призвал аристократов в собрание и те кривясь вспоминали венгерский язык. Кстати, о короле было только это и все.
Было довольно интересно читать о том, как это взбаламутило спокойную жизнь Пешта, однако этого было не так много.
Про любовные линии расписывать не буду, скажу лишь что они целомудренны и наивны. И используются для облагораживания персонажей.
Рудольф ж воплощение добродетелей, и не раздражал меня лишь потому что не был главным героем.
Йокаи выполнил свой долг перед обществом — он показал им в зеркале, что каждый может стать благороднее и никогда не поздно встать на новый путь.