Роберт М. Вегнер «Все мы меекханцы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
Отряд Горной Стражи, возвращаясь с патрулирования, ловит шпиона. По дороге в город шпион пытается спровоцировать солдат, называя их меекханскими псами. Однако провокация не удаётся — солдаты, хоть и принадлежат к народу, относительно недавно присоединённому к Меекханской империи, не возражают против того, чтобы их называли меекханацами. Пожилой ветеран объясняет молодому офицеру, что отношение к меекханцам изменилось после битвы в долине Варес, и начинает рассказывать об этой битве, в которой полк меекханской пехоты сражался с многотысячными ордами кочевников, прикрывая отход мирного населения...
Входит в:
— цикл «Сказания Меекханского пограничья» > цикл «Север. Топор и скала»
— сборник «Сказания Меекханского пограничья. Север — Юг», 2009 г.
— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2010», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2009 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2009 // Рассказ | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (5), чешский (1), украинский (1), польский (3)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Вейгел (1), С. Легеза (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
пан Туман, 20 августа 2016 г.
Я, Сын Чтения, выступил в поход на долину Меекхана в сопровождении трех своих а'кееров — неуемного Читательского Любопытства, блистающих Привлекательных Посылов и потрепанного в предыдущей схватке с отрядами Милых Моих Доверия Польским Авторам. Я рассчитывал легко сокрушить Меекхан, захватив богатую добычу Приключениями и полонив множество Харизматичных Героев. Я был молод и самонадеян. Теперь я стар и мудр, и единственные слова, которые Я-сейчас сказал бы Я-тогда: «Хрен с два!»
Уже первые столкновения с Горной Стражей заставили насторожиться — они заманивали меня в ловушки, где не было никого. Летучие отряды Интереса уходили преследовать врага в ночи и не возвращались, бесследно растворяясь в Строках и Страницах. К заветной долине я прорвался буквально на зубах. У подножья должно было начаться великое сражение... И я уже предвкушал битву с достойным противником, отмеченным Богом Авторитетной Премии, но встретил лишь Бесконечную Тоску и Скуку. Спустя два дня жалкие остатки моих а'кееров, едва влача ноги, покинули непокорную Книгу.
А теперь, поскольку метафора с войском исчерпала себя, скажу кратко. Читать 100+ страниц про триста спа... меекханцев было чудовищно, невозможно, неимоверно СКУЧНО. Потому что кроме вялотекущего экшна тут ничего нет. По эмоциям — ноль (переживать некому), по эстетике — ноль (смаковать нечего), по «обмозговать» тоже решительно нет (если вы не собираетесь в ближайшем будущего обронять горную долину от зерг-раша степной кавалерии). Если первая история напоминала, о героике Говарда — наивной, но привлекательной в своей наивности, то «Все мы меекханцы» воскрешают в памяти батальные сцены перумова (или новеллизации боевки Тотал Вар).
Я очень благодарен журналу «Мир фантастики», что они выложили эту повесть для ознакомления — это спасло а'кееру моего портмоне четыреста Деревянных Всадников.
Sergio Blanc, 24 ноября 2024 г.
Вторая повесть цикла, как и первая, произвела на меня очень сильное впечатление.
Начинаясь как «шпионская» история далее она разветвляется на две линии. Конвоируя пойманного лазутчика до ближайшего города, где командир Кеннет собирается передать его в руки Крыс (агентов имперской внутренней разведки), десятник Вархенн Валергоф, пользуясь случаем, рассказывает бойцам отряда историю битвы в долине Варес у подножия горы Лысицы, участником которой он был.
Эта история меня по-настоящему заворожила. Уже давно не читал ничего подобного. Что за битва выщла из-под пера Вегнера! Вернее — описание битвы.
Моё читательское нутро буквально замирало от восторга, Ктулху меня поймёт, когда я читал:
- как тяжёлая меекханская пехота, используя повозки-фуры и подручные материалы строила оборонительную линию;
- как офицеры разных рангов общаются между собой и оценивают сложившуюся обстановку;
- как командует, принимает решения, ведёт себя по отношению к подчинённым Чёрный Капитан Кавер Монель;
- как описана стрельба из арбалетов и сами арбалетчики;
- как жереберы, племенные шаманы се-кохландийцев, атакуют баррикаду душами заколдованных коней;
- как обычный сельский чародей, привыкший использовать свои магические навыки для предсказания погоды, ведёт разведку в интересах оборяющихся воинов;
- как действуют пехотинцы 17 имперского полка в ближнем бою, применяя приём «Бегущий град».
Таких «как» я могу привести ещё много. А эпизод с гибелью, обрубающего верёвки содата, расписанный на полстраницы? А резня скота у подножия горы? Она выписана так, что я буквально чувствовал запах крови и смрад мертвечины. А финальная развязка нашего двусюжетия? А общий моральный посыл, заключающийся в обьяснении смысла названия повести? Ещё раз повторюсь, что со времён мартиновского ПЛИО не читал более законченного и совершенного эпического фэнтези.
Закончил читать, а перед глазами всё мчались под ливнем стрел и камней сквозь огонь и баррикаду, спотыкающиеся о трупы, акееры се-кохландийцев. И застряло в памяти моей обожжёное лицо полковника Дарвена-лав-Гласдерна с зияющей пустотой вместо левой глазницы. Хотелось встать и отдать честь героическим солдатам империи Меекхан ибо такие битвы империи и создают. Пламя и гордость! Кровь и честь!
После этой драматической концовки, мы получаем второй, уже менее трагический, финал и узнаём, что случилось с шпионом и кто такие «гончие».
Блестящий текст!
anagor1, 3 декабря 2018 г.
Давно, а может быть и никогда ранее, не встречал я настолько великолепного батального полотна, написанного словами! Вложенный сюжет (рассказ одного из героев) является, по сути, основным, поскольку именно он несет главный месседж этой новеллы, отраженный в её названии. Базовый «шпионский» сюжет тоже, кстати, по-своему красив и тоже играет на месседж, но все же блекнет на фоне рассказа о битве. Я не знаток средневековой военной тактики (и в убое скота тоже не разбираюсь), и мне, в общем-то, не так важно, насколько грамотно всё написано с научно-исторической точки зрения. Я — верю, и мне этого достаточно. Мне важно, КАК написано, ибо передо мной литературное произведение, а не исторический труд. А написано — шикарно! Тут, конечно, велика еще и заслуга переводчика, сумевшего сохранить атмосферу. (Это ведь только кажется, что с польского переводить проще, чем с английского, на самом деле даже в чем-то сложнее: лексически языки бардзо подобны, но стилистически — совсем не бардзо.) Картина разворачивающихся событий буквально стоит перед глазами — будто фильм смотришь. И, знаете, этот фильм даже покруче «300 спартанцев» будет! (Имею в виду, конечно, классику, а не новодел.) В которых, кстати (как и в «Спартаке» Джованьоли) историческая точность — тоже не так уж существенна на фоне художественного уровня. Фильм вспомнился, это факт. Именно как художественный аналог. Хотя исторических аналогий, конечно, никаких быть не может, тут Роджер_Янг совершенно прав.
Я поставлю высший балл. Может быть, не за сам текст новеллы, а за собственный нарратив, поскольку мне почудился очень чувствительный для меня мотив — мотив профессионализма. Мне лично показалось, что 800 меекханцев стояли насмерть не только и не столько ради того, чтобы дать сбежать мирному населению. И даже не ради того, чтобы переломить ход войны. Я бы не поверил такому пафосному героизму, психологически недостоверному. Зато верю в обыденное стремление сделать свою работу как следует. Вот просто взять и выполнить свой долг. Даже ценой жизни, если иначе нельзя.
gramlin, 11 января 2025 г.
Пожалуй, мой любимый рассказ во всём цикле. Динамичное, как и все книги севера, и, не побоюсь этого слова, остросюжетное повествование об одной небольшой битве («с прологом и эпилогом» как водится у автора).
izubr_, 14 августа 2019 г.
Шикарно. Есди первый рассказ просто крепкий , в принципе не выделяющийся, то второй, Все мы меекханцы , уже показывает почему этот цикл такой титулованный. Это одно из лучших произведений в жанре, показывающий противостояние горстки смельчаков (спаянный отряд пехоты) против орды кочевников. Подано это в интересном ключе, рассказа в рассказе, и автор очень хорошо удержал интерес к обеим линиям повествования. Очень классно показано самопожертвование пехоты, спасающей людей, пафосно но без оскомины.
И задел на будущее в лице оборвавшейся третьей линии в рассказе, которая проявляется на пару строчек шикарно сделан
benommen, 4 августа 2016 г.
Пожалуй эта повесть вернула мою любовь к эпическим фэнтезийным историям. Только начал знакомится с Вегнером, благодаря рецензиям на фантлабе, но мне уже очень импонирует его подробнейшее и взвешенное описание упадка Меекхенской империи, а история о вторжении варваров в долину и столкновение с императорскими полками просто перехватывала мое дыхание во время чтения.
SeverianX, 15 января 2021 г.
Данная повесть существенно отличается от предыдущей. Возвращаясь из очередного патрулирования, Шестая рота Горной Стражи ловит шпиона и направляется с ним в город, чтобы передать Крысам – меекханской тайной полиции и внутренней разведке. Во время марша старший десятник Вархенн рассказывает историю битвы у горы Лысицы, произошедшей четверть века назад. Он принимал в ней участие еще будучи совсем юным. Основная часть событий повести происходит именно в прошлом. В то время на Меекханскую империю нападают дикие кочевники се-кохландийцы и выигрывают битву за битвой. Жители северных провинций пытаются сбежать за горный хребет, перейти через который можно только по узкой горной дороге. Десятки тысяч человек с лошадьми и фургонами практически останавливают движение, а вражеская армия уже близко. Все движется к кровавой резне, ведь кочевники не привыкли щадить своих врагов. Между дикими ордами и мирными жителями оказывается лишь горстка Горные Стражи и пара сотен солдат имперской тяжёлой пехоты.
Описание битвы эпично и детально. Батальные сцены продуманны просто замечательно, реалистично и без лишнего пафоса. Мне это чем-то напомнило «Героев» Аберкромби, ну и, конечно же, историю о трёхстах спартанцах. Меекханские войны жертвуют своими жизнями, показывая истинную стойкость и героизм.
Одним словом, в повести есть всё, чего я ожидал от нее. Не смотря на довольно блеклую линию событий, происходящих в настоящее время, ставлю повести высший балл.
Роджер_Янг, 13 августа 2018 г.
Ну причем тут 300 спартанцев? Первоначально в битве у Фермопил спартанцы составляли меньшинство среди союзников. И греки шли туда не умереть героически, а вполне обоснованно планируя остановить персидское войско и заставить его прекратить вторжение. И не покажи Эфиальт обходную тропу, так скорее всего и было бы, поскольку начались бы проблемы со снабжением у той большой и слабоорганизованной банды, которую по сути и составляло персидское войско. Ну а в прямом правильном бою персы абсолютно ничего не могли противопоставить греческой пехоте, что с успехом доказали следующие два века. Даже в междоусобных персидских войнах главную ударную силу составляли греческие наемники, а местные стояли на подтанцовке.
Решение Леонида не отступать после обхода было вызвано чисто внутренними спартанскими заморочками и кроме громкой славы и имени в истории не принесло ровным счетом ничего, никаких военных тактических выгод.
В то время как меекханские пехотинцы не ищут славы. Они профессионалы, и у них стоит одна конкретная задача — не допустить резни беженцев. Для этого им придется умереть. И они это тоже знают. Но это их не волнует. Их волнует только одно — как выполнить эту задачу. И они ее решают без лишнего пафоса и громких слов. Потому что они профессионалы.
Очень сильная вещь. Самая сильная из всего меекханского цикла. Вегнер мелкими мазками рисует грандиозную картину одного из эпизодов большой и тяжелой войны между Империей и кочевниками. Мастерски рисует.
После этого рассказа Вегнер стал третьим польским фантастом ( после Лема и Сапковского) у которого я буду читать все его вещи — неважно удачные они или нет. Он того стоит.
Ascended, 12 октября 2016 г.
Мне было трудно читать эту повесть: ведь мои предки были тюрками-кочевниками, причем с большой долей вероятности могу сказать, что они были теми, кто участвовал в Западном походе монголов в Польшу и Венгрию.
Продолжим, повесть бесспорно атмосферна, занимательна. Проблемы возникают, когда начинается битва. Кочевники все время нападают, и все время несут потери, каждая их атака становится все более изощренной, но самое очевидное (сжечь телеги огненными стрелами) дойдет до них значительно позже. Как они побеждали в битвах с Империей в предыдущие 3 года непонятно. Пехотинцы поражают своей невозмутимостью и мужеством, а также способностью выстоять против любой лобовой атаки (думается, они бы и танк на скаку остановили). Некоторые выполняют свой долг с десятком стрел в теле. Кстати, у этого автора, впервые прочел, что пехота имеет преимущества перед тяжеловооруженной конницей.
ПС: Тотальный нагиб кочевников в повести, можно назвать писательской реакцией компенсации, ведь если покопаться в истории, поляки отхватили полных люлей от кочевников.
Вердикт: Если вы не бывший кочевник — читайте, должно понравится.
Nikonorov, 11 октября 2016 г.
Это просто неприлично прекрасно. Саспенс, атмосфера, ожидание «бури»...
Очень эпично, очень красиво и очень грустно. Мне все больше Вегнер напоминает Эриксона. В этой повести есть что-то от линии Колтейна, но вместе с тем — защита Капастана. И размах не хуже. Еще и Хельмова Падь вспомнилась. Но речь, конечно, не об этом.
Вегнер пишет достаточно сухо, конспектированно, но, черт возьми, иногда такое ввернет, что окатывает ушатом. Всякие жуткие подробности, все эти ржания лошадей, убийства животных, вся эта вереница на Лысице... И очень густая тяжелая атмосфера.
Меекханская пехота показана героично и сухо ровно настолько, чтобы проникнуться к ней уважением и состраданием.
А значит, автору удалось.
ЫМК, 16 апреля 2018 г.
Эта детская сказка рассказанная для взрослых вызвала на удивление много негатива. И вторичная она и читать про 300 спартанцев кому то скучно и эстетики в битве нет... и кочевники для кочевников слишком тупые и скот на бойне себе ведет не как скот, а как стадо сонных баранов. Автору вон даже комплексы корнями аж из 15 века приписали... Б... народ, вы серьезно? Вы вообще о чем? Вы читаете одну из глав большего произведения, основная задача которой протянуть нить из завязки к эпилогу. Показать, что империя так давно властвовала в горах, что горы стали ее частью. Объяснить, почему гордые горцы всего то через несколько столетий считают себя частью Империи. Автору это однозначно удалось. И главное в этой повести не то, что кочевников остановили в узком ущелье. Главное о чем говорит автор это не в том, что меекханцы готовы умирать защищая горцев. Главное, что судьи готовы выносить приговоры аристократам из центральных районов если они оскорбляют местных. Вы читаете произведение, что называется для старшего школьного возраста (с поправкой на 21-век). Каких психологических изысков вы хотите? Это же не Олди, где каждый герой, созревший пациент если не психушки, то как минимум психотерапевта. Это сказка, причем сказка рассказанная в сказке. 1001 ночь и разбойная дорога Дункана в одном флаконе.
Ну а что касается правдоподобия.
1. Скот в процессе забоя успокаивали чарами. Это ясно следует из текста.
2. Фургоны зажгли. Причем зажгли именно тогда, когда и должны были. Первая атака — проба сил и попытка прорваться с ходу. Проводил ее скорее всего передовой отряд еще до подхода большого начальства. Вторая атака была проведена с магической поддержкой, когда подтянулся авангард. Атакующие все еще надеялись прорвать линию сходу. Не получилось. Подтянули тяжелую конницу и начали штурм. Атака захлебнулась. Дальше, фургоны зажгли. Почему не зажгли раньше? Да потому, что стена огня она и в Африке стена огня и гнать в нее коней никто не будет. Задача была — прорваться сходу. Пока добыча не ушла через перевал. Запалили бы фургоны сразу — сидели бы перед костром и сушили портянки, пока фургоны прогорят. Баррикады спалили тогда, когда стало понятно, что быстро прорвать их линию не получилось.
Весь меекханский цикл пронизан аллюзиями на римскую империю. Причем времен ее распада. От гор Британии до аравийских пустынь наблюдается общий упадок. Легионы оттягиваются к центральным районам империи, часть земель оставляется под контролем местных элит. По границам фатерлянда кипят нешуточные страсти. Соответственно нашествие се/кохландийцев по аналогии это помесь Атиллы и вестготов с их тяжелой кавалерией.
Al_cluw, 24 августа 2016 г.
Продолжение истории о Горной Страже получилось, на мой взгляд, чрезвычайно забойным. К тому же здесь присутствует легенда, которую рассказывает самый старший и опытный боец при марш-броске. Именно эта легенда выводит повесть на эмоционально очень высокий уровень.
При чтении возникают аналогии (по крайней мере, у меня) с потрясающим романом В.Яна «Батый». Жестокие и жадные кочевники, этакая орда, втыкается на горном переходе, где никак нельзя обойти с флангов, в упрямый пехотный полк. Рассказчик (и свидетель кровавого и славного побоища) подает историю возникновения легенды дозированно, и тем ярче и драматичней кажутся страницы, где описывается, как все это происходило.
Лично мне очень понравилась повесть «Все мы меекханцы». Нет претензий, и не хочется ни к чему здесь придираться. Героическое фэнтези. Послевкусие остается надолго. Высший балл.
Morfindel, 15 августа 2020 г.
300 спартанцев против монголов Бату и Субэдэя — по-моему, отличный эксперимент. А то, что это монголы, выдает хотя бы деление кочевников на тумены.
В целом, вышло неплохо, арбалеты и средневековая артиллерия против маневренных всадников с композитными луками. Магии немного, она органично вошла в битву и не слишком сложная (как в некоторых других произведениях Венгера).
С пафосом местами явный перебор. Но, возможно, именно благодаря этому «Все мы меекханцы» получились именно такими, за что их полюбили.
ужик, 26 декабря 2017 г.
Вот не люблю я излишний пафос.
Итак, старый вояка травит байки из своего славного прошлого. Он-де под началом такого героя воевал! И даже при нем так матерился! И вообще — они в колличестве 800 человек отбили натиск степной орды в 35 тыс голов! Ой, как-то несолидно... Надо бы круглое число... 40 тысяч! 40!!!!
При этом мне вот непонятно. Автор уверяет, мол, эта самая орда уже наловчилась уничтожать подобные баррикады, воюя с соседями. Ну, тогда у меня есть вопрос. Почему до 40-тысячной ( если верить персонажу) армии во главе с военачальниками и магами (источник все тот же...)))) так долго доходит простая мысль — поджечь телеги, из которых сложены укрепления? В этом мире магия, типа, есть? Есть! Лучники есть? Есть! Огонь степнякам знаком? ДА! Так в чем же дело?! Это ж (если верить персонажу) многоопытная многотысячная супер-крутая армия!
Или вот еще... Сцена, где забивают скот беженцев. Ну я вот пытаюсь представить огромные стада, которые просто забивают, в то время, как другие животные просто стоят рядом, на месте и... гадят. От страха. Они, понимаешь, парализованы ужасом!
Автору стоило бы хоть в общих чертах почитать, как ведут себя животные на бойне... От запаха крови... От криков... Как в панике стадо может затоптать человека...
Было бы, конечно, не так красиво.
Но, ИМХО, не так похоже на баечку про серого бычка.
AlisterOrm, 20 августа 2018 г.
Ну что же, повесть большая,и читается отнюдь не быстро. При этом она на удивление цельная и крепкая, настоящее эпическое полотно, которое заставило меня, наконец, втянутся в суровый мир меекханского пограничья.
Во первых, само по себе описание, его динамика и детализированность. Оттого повесть и читается медленно, что Вегнер пишет с учётом мельчайших мелочей, как-то шершавости и занозистости досок телег, стоящих на баррикадах, свиста сотен стрел, сливающихся в пугающий и неповторимый гул, глаз забиваемых животных, и прочего-прочего, что создаёт очень убедительный эффект присутствия. Ты как будто сам стоишь за плечом вестового Вархенна и ловишь взглядом все эти, казалось бы, незначительные фрагменты действительности.
...Ну и, конечно, сама оборона перевала... Описано подробно, реалистично и, по ходу самого действия, даже не пафосно. Просто солдаты делали ту работу, ради которой они и пошли в армию. Защищают людей, оставшихся за их спинами, не жалея себя. Это их долг, стоять вместе против общего, беспощадного и жестокого врага. Делая это деловито, спокойно, не размениваясь на пустые слова и эмоции, лишь изредка шутя, подобно бывалым висельникам. И они сражаются, находя раз за разом последние силы, поднимая щиты, взводя крылья арбалетов и скрипя кожей перчаток о рукояти уже изрядно затупившихся мечей. Орды кочевников раз за разом разбиваются об эти страшные, молчаливые человеческие заслоны, которые вросли в землю, словно каменные глыбы.
Именно эта лёгкая отстранённость и создаёт, как ни странно, особый эмоциональный накал «Wszyscy jesteśmy Meekhańczykami», атмосферу простого, какого-то повседневного, сурового героизма, слегка пробравшего даже меня, нечувствительного к подобным вещам. И смятая концовка даже вписалась в этот сюжет — она очень будничная, повседневная и абсолютно реальная... «Что случилось?...» — «Солдаты погибли, да и всё...». В подобной лаконичности есть что-то и возвышенное, и горестное одновременно. Конечно, в какой-то степени это рассказ идеологический, пропитанный имперской идеей, но лишь отчасти. Дело здесь всё-таки не в Империи как таковой, не в её императоре, не в его генеральном штабе и чванливых чиновниках. Она проявляется прежде всего в том, что солдаты Империи защищают людей от страшной опасности, которую они не могут побороть сами, что они прикрывают своим щитом человеческие жизни, спасая от неминуемой гибели, и сражаясь во имя них...
Ассоциаций с Василием Яном не слишком много — произведения слишком разные по тональности и по поэтике. Ближе всего, пожалуй, сравнение с «Legend» Дэвида Геммела, пусть даже у последнего и типажи поярче. Читаем дальше...