Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Философское | Религиозное (Христианство (Католичество )) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман Д. С. Мережковского (1865-1941) «Воскресшие боги Леонардо да Винчи» — часть трилогии «Христос и Антихрист». Этот роман — яркое историческое повествование о жизни и творчестве великого итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Публикуемый текст романа подготовлен на основе прижизненных авторских изданий.
Входит в:
— цикл «Христос и Антихрист»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 4 сентября 2022 г.
Люди как боги, а боги — как люди
В этом романе Мережковский знакомит читателя не только с художником-изобретателем-мыслителем-мечтателем — творцом Леонардо, но мы по мере чтения всё больше узнаём Леонардо-человека. Конечно наши представления об этом исключительном представителе средневекового Возрождения чаще всего возвышенные, а наш взгляд на него всегда направлен снизу вверх — так нас учили в школе и так мы видим Леонардо. Однако такой взгляд всё-таки слегка академичен и отстранён от человеческой сути Мастера и Творца. И чтобы лучше понять Леонарда-человека Мережковский довольно подробно и в красочных деталях даёт нам окружение художника, его взаимоотношения с окружающими людьми, причём как с учениками, так и с «равными» ему художниками-современниками, и, конечно же, с сильными мира сего. И потому мысли и чувства художника и творца становятся для нас отчётливее и резче, а его мечта о полёте и о совершенстве — ближе и понятнее.
Собственно говоря вот эта устремлённость Леонарда в полёт и пронизывает всю его жизнь, воплощаясь то в полотнах художника, то в его изобретениях. И вершиной этого стремления становится Джоконда, становится портрет Моны Лизы — в версии Мережковского — женщины, в которую был влюблён Леонардо и к близости с которой стремился, стараясь затянуть изготовление портрета, чтобы продлить возможности видеть её и быть рядом с ней — не с ней как с женщиной, но рядом с ней как с Идеалом, Мечтой…
Вообще этот роман показался мне более тёплым и более красочным, нежели первая книга трилогии. Здесь больше жизни и больше человеческого, и немного меньше философско-религиозных соображений и размышлений. Хотя, конечно же, вот эта линия борьбы светлого и тёмного начал в романе тоже прослеживается, и в портретах и картинах художников Возрождения проглядывают лики античных богов и богинь — так же, как затем в финале романа увидит их в православных иконах русский иконописец.
Отличный цикл, непременно прочитаю часть третью. А там и вообще пойдём вдоль Мережковского дальше.
Шербетун, 30 декабря 2014 г.
Книга переносит читателя в эпоху Возрождения, в те противоречивые времена, когда сливались воедино христианские заветы и языческое миросозерцание, менялось сознание и жили гении, и один из этих гениев — художник и ученый Леонардо ди сер Пье́ро да Винчи.
Основная тема произведения – борьба христианского и антихристианского, и развивает тему автор, используя именно образ Леонардо да Винчи и его многогранное творчество. Так, на картинах Леонардо, отражающих изменения в социуме, вместо святых появляются простые люди, культ Бога постепенно сменяется культом человека, красивого тела, происходит синтез, казалось бы, абсолютно несочетаемого – канонов веры, обычаев, искусства и науки, неких абстракций.
Но все же, в финале романа проскальзывает идея, что все изменения, произошедшие в социуме временны, что человек забудет обо всем земном и вновь уступит Богу, вернувшись в лоно Церкви.
Странный роман, эмоциональный и двойственный. Его нельзя воспринимать как простое жизнеописание и я попробую перечитать это произведение через несколько лет, поскольку поймала себя на том, что сейчас не готова осознать и расшифровать в полной мере всю мистическую символику, использованную Мережковским. Мне нужно подрасти. Посему оценку прочитанному не присваиваю.