Дмитрий Мережковский «Смерть богов (Юлиан Отступник)»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство | Язычество ) | Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Западная Европа ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Мессия
- Возраст читателя: Для взрослых
Будущий император Юлиан, впоследствии названный Отступником, не может смиренно смотреть на то, как разрушают древние храмы Аполлона и Афродиты. В его сердце горит любовь к олимпийским богам. Но время приносит перемены...
Опубликован первоначально под названием «Отверженный».
Входит в:
— цикл «Христос и Антихрист»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 7 августа 2022 г.
Что же делать, и боги спускались на Землю
Первое знакомство с так и не состоявшимся нобелевским лауреатом по литературе (хотя выдвигался не раз). И потому усиленное внимание при чтении обращал на литературность языка, на особенности письменного стиля, на авторские особенности.
Сразу скажу — в этом смысле автор не совсем мой. Слегка тяжеловат стиль, и литературный слог вязок и тягуч, а может иной раз и вычурный немного. Но, в принципе, к этим особенностям привыкаешь быстро, и тогда на первый план выступают события романа и смыслы.
Книга обозначена как исторические приключения. Как-то для меня такое определение не вяжется в одно целое с прочитанным (прослушанным). В том смысле, что истории сколько угодно, но вот является ли это приключениями — сомнительно. Иначе ведь и исторический цикл Дмитрия Балашова «Государи московские» можно причислить к приключениям, да и все прочие художественно-исторические повести и романы. А там и до литературных памятников древности и старины дойдём, и будет у нас «Слово о полку Игореве» тоже приключенческим…
Как мне показалось, Мережковский в этом романе в центр внимания поместил события последней «войны» между уходящими старыми богами Древней Эллады и Рима и христианством. И соответственно, главным героем романа стал Юлий из рода Флавиев, который оставался в этом смысле «старовером», т. е. поклонялся богам эллинским, а когда пришёл к власти, то сделал попытку возродить эту веру среди всех жителей своей империи. Но как мы знаем и понимаем, религиозные войны являются одними из самых беспощадных и жестоких, ибо истово верующие с обеих сторон фанатично вступают в уничтожительную борьбу. Отсутствие веротерпимости не оставляет людям выбора, многие ожесточаются и потому религиозные стычки и войны практически не могут закончится ничьей. Вот и в этом романе победителем оказывается Распятый (как называет его Юлий) и на этом история старых богов заканчивается, их власть пресекается, старые боги умирают и уходят в небытие, оставаясь только упоминаниями в книгах и в истории...
Однако помимо сюжетной стороны роман наполнен ещё и рассуждениями и размышлениями героев и персонажей на самые разные темы. Что помогает читателю освоиться в мире Рима IV века от Р.Х. и глубже понять и взгляды Юлия и суть его неординарной личности. Но самое главное — отчётливее осознаёшь, что процесс смены религий на самом деле длительный и болезненный, что не бывает вот так, что император дал команду и все сразу поменяли веру. Хотя и такие в романе выведены, один из персонажей так прямо и рассказывает, что за непродолжительное время несколько раз переходил из лагеря в лагерь и от веры к вере — что делать, всё это не только божественное, но чисто человеческое дело. И как по мне, так эллинские боги были как-то ближе к человеку в обыденно-бытовом плане, как-то они были среди людей. А может это влияние легенд и мифов Древней Греции?
В общем, чтобы полнее познакомиться с Мережковским, попробую осилить его цикл полностью.
MrBambook, 14 августа 2021 г.
Кто вы, люди которые ищут Мережковского на фантлабе?)
Дмитрий Мережковский может быть сильный философ, проповедник, историк, религиозный деятель ну или кто-то еще, но не писатель. Сильный писатель, наверное, не может позволить себе полностью подчинить свой текст какой-либо социальной, мистической или культурной идее. Хотя поздний Толстой, ну или Достоевский могли бы поспорить) Юлиан, как впрочем и весь цикл, именно об этом.
Тем ни менее роман довольно легко читается, Отступнику не откажешь в увлекательности. Повествование достаточно плавно, последовательно. Тема раскрыта, концовка закономерна. Галилеянин победил. В романе присутствует интрига, не отпускает текст почти до конца.
Работа с источниками, топонимами, ересями, обстановкой и предметами заслуживает огромного уважения и отдельного упоминания, эффект погружения присутствует на максималках.
Мистическое содержание романа, в частности та самая идея 3-его завета, не мешает восприятию и чтению романа как исторического. Проблема в том, что весь текст в мельчайших деталях подчинены именно религиозной идее, все что делают Протагонист и Антогонист последовательно ведет к мистической развязке — признанию победы Христа. Все второстепенные персонажи явлЮтся либо носителями религиозной идеи, либо средствами описания достоинств или пороков религиозных идей. Все детство и юность императора являются фоном создающим контраст. Даже природные явления подчинены сфере мистики. Дайте нам Дмитрий Сергеевич хоть немного человека, домиков, котиков ну или там чего еще чистого, без налета духовных исканий… Роман все таки
Как стилист Мережковский слаб, хотя пытается. Описания невыразительны и тривиальны.
Резюме: Исторический роман подчиненный мистической теме. Динамично, увлекательно, но очень со своей колокольни.
Angvat, 23 августа 2018 г.
Во все времена многие бунтари и отступники, шедшие против той или иной системы, были овеяны ореолом романтизма. И ореол этот порой был не то чтобы особо заслуженным. Тот, кто преподносился как борец за народные свободы в итоге мог просто оказаться бандитским атаманом, который в основном лишь грабил да убивал, а своим бунтом преследовал сугубо личные цели. Да и точка зрения противоположной стороны в таких историях редко приводиться. А ведь, как говориться, даже Робин Гуд с точки зрения шерифа – элемент дестабилизации экономики в провинции.
В данном романе мы как раз имеем пример излишней романтизации образа одного из таких бунтарей. Автор рисует нам Юлиана-Отступника (прослеживая его путь от раннего детства до самой кончины) с его попытками вернуться от христианства назад к язычеству как чуть ли не предтечу деятелей Эпохи Возрождения. Но в реальности краткая, но бурная деятельность данного императора носила скорее негативные последствия. Дело в том, что Константин Великий, которого порой принято величать Равноапостольным, судя по дошедшим до нас сведениям о нем, был человеком не то чтобы особо набожным и видел в единой религии скорее политический инструмент, с помощью которого он намеревался хоть как-то навести порядок в империи, которую штормило уже не первый век. И во времена Юлиана христианства еще не было четко сложившейся системой, страдало от многих проблем, например от ересей, порой весьма радикальных. Поэтому с чисто практической точки зрения все душевные порывы императора-отступника выглядели как попытки разломать с трудом залитый фундамент, который еще и закрепиться толком не успел. И за сим итогом его кратко правления в итоге скорее всего стало то, что его порешили свои же во время очередного военного похода (история о его смерти весьма мутная).
Язык повествования достаточно ровный и приятный, писать автор умел, а иначе его навряд ли бы стали переиздавать сотню лет спустя. Отдельные детали того времени выписаны достаточно тщательно и не являются столь уж надуманными. Но в итоге мы все равно получаем просто очередную картину с идеями художника и попытками выдать желаемое за действительное, повешенную на гвоздь истории.
Yozhhead, 29 декабря 2017 г.
Знакомство с Мережковским началось у меня с этого романа. Удивительное погружение практически на 2000 лет назад к периоду, приближающему Рим к падению. Последний языческий император по сути своей является христианином больше, чем те, кто исповедует эту религию. От этого судьба его обретает пронзительную трагичность, словно он остался наедине с олимпийцами, не сумев протянуть из прошлого в будущее нить своей веры.
Сильный манифест против «книжников и фарисеев», против приспособленчества и лицемерия, но отнюдь не против веры (ни языческой ни христианской).