Антон Первушин «Красное идёт»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Четвёртая экспедиция возвращается на Землю. Увы, Союз рушится, ибо, как признала партия, «народу важнее джинса и колбаса». Признала, что мировая революция, интернациональный долг, бремя белого человека, миссионерство, прогрессорство — всё фикция. Но… как быть с постулатом, что мы в ответе за тех, кого научили?..
Автор в декабре 2011 года в своем блоге упомянул эту повесть как ближайшие творческие планы.
Повесть планировалась для журнала "Если" или "Полдень XXI век".
Входит в:
— антологию «Затерянный дозор. Лучшая фантастика 2017», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ensign, 13 сентября 2020 г.
Бывают произведения, которые не успел прочитать, допустим в детстве. Или когда их написали, но это публицистика уже. А эта повесть — поздно написана. Будь она из конца восьмидесятых — была бы памятником эпохи. Маленьким, не уровня «Страны багровых туч», но все же памятником. И проблема даже не в марсианах. Хотя Ли Брэкетт, например, быстренько отправила Эрика Старка подальше, как только стало определенно понятно Марс пуст (кому какое дело по хорошему, где он лазает), а проблема в достаточно плотной связи с реальностью. Имей СССР ресурсы для описанных подвигов, экспедиция не была бы так резко свернута. А без этого рушится и основной посыл повести.
mputnik, 19 февраля 2019 г.
Увы и ах. Обиднейший пример «дырки в литТриаде» (Тема + Идея + Антураж). Прекрасное «начало»: живой, образный язык, великолепный антураж, информативный фон, короче — хоть сейчас на премию какую номинировать.
А вот когда дошло до Идеи... Проиллюстрировать могу так. Допустим, распаковываешь подарок на 23 февраля, там — о, круто (!), маузер, допустим. Рукою — хвать! Вроде — настоящий. Потом... легковат вроде, потом — эээ... затвор не движется... Потом... Короче — да, точно: имитация. Игрушка. Ну, екарный бабай — зачем так старались-то, ведь — ЗРЯ! Видно же, что — подделка!!!
И дело даже не в том, что у всех — свой взгляд на проблематику. Это — как раз вполне естественно. Хуже гораздо именно то, что чисто «литературно» — лажа полная в идейном плане. Только что отспорили. Контраргумент был такой: «...так, может, это задумка именно такая была — вот, всем «все равно», и только, вот, одному — нет...». Победило следующее утверждение: «...в том-то и дело, что я это должен был САМ прочесть, между строк, типа. А не от тебя услышать...».
Нет там ничего, между этих строк. ПУСТО там. Коряво. Ибо так и остаётся тайной — чего хотел сказать-то Автор. Невнятно. Более чем. Увы ещё раз — непрофессионально
Seidhe, 31 марта 2017 г.
Небольшая повесть Антона Первушина «Красное идёт» — отличный пример того, что смешивать фантастику с политикой и идеологией нужно очень и очень осторожно. Как фантастика — очень и очень неплохо, вот только наличие идеологической, если можно так выразиться, составляющей портит всё впечатление от прочитанного. Впрочем, давайте по-порядку.
Перед нами — будни четвёртой марсианской экспедиции, проработавшей на планете два (а по земному времени — все четыре) года. На Марсе обнаружена увядающая цивилизация мажоидов — существ, напоминающих земных крабов, изучением которой земляне, собственно, и занимаются. И сразу же возникает вопрос — а каково время действия повести? Судя по всему, это альтернативная история нашего мира, в котором Союз не развалился в начале 90-х. Но нет — автор в тексте постоянно использует фразу «народу надо джинсы и колбасы», а это очень точная привязка по времени. В финале вообще выясняется, что события повести происходят до... 1993 года! Позвольте, а что это тогда за уровень развития науки и технологий? Ведь в одном из эпизодов главный герой на марсианской (!) базе долго нежится под душем! Представляете себе подобное даже при нынешнем развитии технологий? Вот и я нет. Да и что это за альтернативный Марс такой, на котором возможна жизнь, существуют артефакты древней цивилизации и можно ходить чуть ли не с респиратором? Но даже не это самое главное, потому как основной упор в повести сделан на нравственные вопросы и проблему выбора. В мажоидах без труда можно узнать «отсталые» страны, которых СССР оказывал всяческую поддержку. И вот тут-то опять возникло у меня некоторое непонимание. Сама линия марсиан-мажоидов — с загадкой их происхождения, с таинственными культами, с умело вплетёнными вопросами прогрессорства и ответственности «за тех, кого научили», с рассуждениями о возможности существования погибших цивилизаций Земли и теории панспермии — получилась довольно интересной, но вот развязка! На удивление скомканный финал. Да и последняя часть, больше похожая на эпилог, выглядит откровенно шитой белыми нитками. А самое главное, не доведена до логического завершения главная сюжетная линия повести — помог ли мажоидам поступок Остапенко? И правильной ли считает автор саму идею прогрессорства? На чьей он вообще стороне?
В итоге получилась повесть, которая шикарна по задумке, но вызывает слишком много вопросов по исполнению. Надеюсь, что автор ещё вернётся к этой теме и напишет более убедительный роман на том же материале. За повесть же в том виде, в каком она прочитана сейчас — 8 баллов авансом, за неплохо прописанный марсианский культ.
VovaZ, 13 января 2019 г.
Повесть, или вернее, рассказ не понравился.
Попытки наложить земную теологию на общество неземной ксенологической структуры предпринимались несколькими амерканскими фантастами в 50-6-х годах. Так что, тема не новая, и показана Первушиным вполне читабельно.
Однако рассказ совершенно убит нуклюжими попытками наложить события политики России начала 90-х годов на сюжет произведения. Персонажи слабые, плоские, нестабильные.
В результате, рассказ прочёлся с трудом, замысе автора остался нереализован.
_Y_, 7 января 2018 г.
Начал читать и, просто таки, окунулся в удовольствие. Энергичный язык, текст наполнен НФ идеями до отказа, закрученный, НФ же, сюжет. Но, в какой-то момент, в прекрасном фантастическом чтении стали вдруг пробиваться чуждые ростки. Появились малоприятные герои – полковник, начальник экспедиции, и ещё какой-то болтающийся на орбите генерал. Нет, образы-то очень точные, такие в любой военной части найдутся в достаточном количестве (ну, разве что, не в генеральских чинах), но вот к сюжету они лепятся как пятая нога к собаке (если мы не о хорроре про доктора Моро говорим, конечно).
Дальше ещё грустнее – немотивированные, то есть не обоснованные предыдущим текстом, поступки героев. Причём даже и ключевые поступки.
В конце эпилог на тему что случилось «после того как» со второстепенными персонажами. Зачем?
Ах да, чем дальше, тем яснее читателю, что события происходят не просто на Марсе, а на Марсе, куда СССР ухитрился забросить огромную экспедицию где-то в начале 80-х. Смысла этого ходя я тоже не понял.
В общем, разругал я повесть. И поделом. Однако, как ни странно, если спросите читать ли, скажу да. Написана легко, удовольствие доставляет, даже несмотря на все вышеописанные недостатки.
zdraste, 2 марта 2017 г.
Это трудно назвать рассказом, скорее маленькая повесть.
Нужно вчитываться подробно в текст. Немного не поняла посыла. Чем увенчалась эскапада Остапенко, осталось неизвестным.
С другой стороны, Остапенко вызывает уважение, самопожертвование это из ушедшей эпохи. Если бы он эвакуировался, всю жизнь его грызла бы совесть, есть такие люди.