Алексей Ремизов «Что есть табак. Гоносиева повесть»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Православие )) | Сатирическое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Договор с нечистой силой | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Сказ про то, как Дьявол сумел пробраться в монастырь и сбить с пути истинного монастырскую братию.
Входит в:
— цикл «Заветные сказы»
— сборник «Заветные сказы», 1920 г.
— антологию «Занавешенные картинки», 2001 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 16 февраля 2019 г.
В русском религиозном фольклоре часто можно встретить упоминание, что табак был создан дьяволом в пику богу. Но я первый раз вижу логичное объяснение этому творению. Дьявол предлагал курить табаком в церквях вместо ладана, превращая божественную литургию в дьявольскую. Любопытно также, что это за монастырь «Плешь на горе», в котором происходит действие сказки. А ведь это знаменитый Афонский монастырь. Именно оттуда идут многие житийные повествования, в частности отдание себя на корм мухам. Ремизов этот варварский обычай описал с большой издёвкой.
На Афоне запрещалось пребывание женщин и даже самок животных, что не одобрялось русским духовенством и особенно руководством женских монастырей. Из этой полемики родилась сцена посещения Монастырской горы Богородицей. Впрочем, Ремизов и тут не обошёлся без охальных моментов. Непорочные девы, сопровождавшие Богородицу, были лишены невинности дьяволом, захватившим власть на святой горе.
В целом произведение странное, требующее немалых знаний истории и житийной литературы. Разумеется, это никоим образом не «сказка для детей». Вообще, трудно представить контингент читателей, на которых рассчитано это произведение.
Groucho Marx, 10 февраля 2016 г.
Алексей Ремизов был знатоком фольклора и религиозных апокрифов. Из многочисленных вариантов православных легенд о табаке он извлёк наиболее внятное и сюжетно напряжённое. Под влиянием Николая Лескова, автора гениального апокрифа «Скоморох Памфалон», Ремизов аранжировал легенду в строго житийной форме, стилизовав её под русскую литературу семнадцатого века. И в результате мы имеет маленький шедевр русского языка, короткую, емкую повесть, в которой сконцентрировано целое направление несостоявшейся оригинальной (допетровской) русской литературы — это направление было оборвано в восемнадцатом веке, с началом вестернизации русской культуры.
В этом смысле «Что есть табак» — книга поразительная. Захватывающе прекрасный литературный памятник — живой, дышащий, смеющийся. Стилизация, которая обычно омертвляет текст, тут, напротив, оживила достаточно похабный сюжет, превратив его в образец высокой поэзии.