Матвей Ройзман «Вор-невидимка»
У старого ворчуна, но известнейшего скрипичного мастера Андрея Яковлевича Золотницкого из сейфа пропадают заготовки и расчеты его новой скрипки. Эта его последняя работа, скрипка должна по звучанию затмить скрипки Страдивари и происшествие подрывает здоровье мастера. И автор берется за расследование, опрашивает свидетелей, родных, знакомых. Но, вот пропажа находится, может мастер просто положил материалы в другое место. Так была ли кража? Была доказывает автор и выводит следствие на похитителя и инностранного заказчика.
Входит в:
— цикл «Сыщик Мозарин»
— антологию «Мир приключений. Альманах № 11», 1965 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 31 января 2025 г.
Похоже, что повесть целенаправленно писалась для альманаха «Мир приключений» — наряду с детективной составляющей в тексте явно просматриваются и познавательный, и воспитательный элементы. С познавательной составляющей всё просто — на протяжении всего повествования автор знакомит читателей с тем, как создаются настоящие, именные скрипки, от чего зависит «голос» инструмента, какую роль в создании скрипки играют её отдельные элементы, а также грунта и лак.
А вот воспитательная составляющая весьма любопытна — 1965 год, уже во всю «трудятся» фарцовщики, и автор всеми возможными способами старается внушить читателю, что это дело не только отвратительное, но и опасное.
Что же касается собственно сюжета и детективной интриги — они не то, чтобы плохи, но уж очень затянуты. Впрочем, для дилетанта, взявшегося за расследование преступления, возможно всё так и должно двигаться со скоростью черепахи. Зато сколько интересных примет того удивительного времени можно найти в этом длиннющем тексте....
amlobin, 5 октября 2017 г.
Хороший советский детектив без излишней морализации и штампов. Интересен сам материал описания, автор много сообщил о конструкции скрипок, истории скрипичного дела и пр. Это одна из тех нкниг, в которых детективный сюжет с философским подтекстом служит для просвещения читателей. Произведение того же ряда, что романы Парнова и вайнеровский «Лабиринт Минотавра».
SAG, 25 сентября 2016 г.
Знаете, что заинтриговало перед чтением этой повести. Что, кто-то отметил её, как относящейся к «фантастической». Вероятно из-за слова «невидимка». А ведь по сути, это обычный детектив, но самого низшего пошиба. Не буду голословным, но продираясь через поток, авторских предложений и слово излияний, так и хотелось, сказать — закрой фонтан. Как много рассуждений о письме скрипичного мастера в редакцию газеты, как много размышлений автора о самом мастере, о скрипках, о родных мастера и лицах его окружающих. Многословие, уводящие в сторону (это как бы «ложная версия детектива»), что в похищении замешан сын мастера, а потом и размышления, что замешана невестка.
А потом, как озарение — ведь есть и «фарцовщики», готовые пойти на всё. И тут, же из окружения выявляется подозрительная личность, а знакомый начальник милиции подтверждает – да, это он. И, естественно, слежка и взятие с поличным.
И хочется закончить, перефразирую слова В. Гафта, пусть и грубо, но…
«Давно, давно, не читывал подобно дерьма…»