Морис Ренар «Кто?»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Морис Ренар — признанный мастер приключенческого и криминального романа, один из ведущих фантастов Франции на рубеже XIX–XX веков, известный также своими мистическими и псевдоготическими произведениями. В настоящее издание вошли самые знаменитые его романы — романтический детектив «Он?», психологический триллер «Руки Орлака» и цикл рассказов о комиссаре Жероме. «Прекрасная эпоха»! Время чудес, когда связь с потусторонним миром считалась такой же надежной, как железнодорожное расписание, а бурное развитие науки и технологий сопровождалось не менее пышным расцветом мистицизма. Когда трансплантология и столоверчение казались вещами одного порядка и даже самые недалекие злоумышленники, желая замести следы, готовили свои преступления с такой изощренностью, словно полиция уже располагает всеми достижениями криминологии двадцать первого века. Однако у детективов еще не было ничего, кроме знания человеческой натуры, проницательности и умения выстраивать логические цепочки. Оказывается, этого вполне достаточно, чтобы пролить свет на козни злоумышленников.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anna_V_Bard, 28 марта 2025 г.
Морис Ренар «Он? История одной тайны».
Перевод Л.С. Самуйлова.
Прочитала ещё один роман автора, который входит в недавно вышедший у Азбуки сборник «Руки Орлака». Раньше этот роман печатали под названиями «Кто?» и «Таинственные превращения». Когда-то давно, что я о нем даже и не слышала.
В общем, как и «Руки Орлака», этот роман тоже можно отнести к детективу в винтажном антураже. Как такового следователя здесь нет, но есть тайна, которая тянется через весь сюжет и только в самом конце распутывается! И все получают по заслугам. Ну знаете, как, например, у Уилки Коллинза в его книгах! Я же такое просто обожаю!
Мой вердикт — «Вау!»
Кто бы что ни говорил о французской литературе прошлого века, о том, что она «отдает бульварщиной», не несёт в себе поучительность и не развивает наш мозг, но я никак не могу не соблазниться ею! Да, она рассчитана на широкий круг читателей, да, в ней много наивного, иногда нелогичного, но зато какое ретро-обаяние!!! Какой интригующий и держащий в напряжении сюжет! Какой красивый слог!!! Уж какой я любитель закатывать глаза, читая некоторые книги, но здесь мне этого совсем не хотелось! Грызть ногти, ёрзать на стуле — это да, потому что ну очень интересно!!! Разве же может наскоро состряпанная «бульварная литература» похвастать всем этим?! Да никогда я не применю это определение к прозе Мориса Ренара!!! Хотя прочла у него всего два романа, но уверена, что и остальное «не подкачает».
Ладно, хватит петь дифирамбы, пора о сути.
В центре повествования молодая леди по имени Жильберта. Она сирота и находится под опекой своей тетки. Пока девушка не вышла замуж, тетка распоряжается ее состоянием, т.к. своего не имеет. Мечта женить единственного сына разгильдяя и мота на Жильберте (а точнее на ее деньгах) затмила ей все на свете. Только вот девушка собралась замуж за другого, а на двоюродного братца и не смотрит. В головах тётушки и ее сына начинает зреть коварный план!!!
Между тем, жених Жильберты, миллионер и известный в своих кругах человек, но какой-то странный — коллекционирует ключи и лампы, ходит с задумчивым видом, да ещё и не спит по ночам! Некоторые видели его в злачных местах в компании красотки — заклинательницы змей! Да и сам он горазд делать подобные трюки!
Все ещё больше усложняется, когда читатель узнаёт историю смерти матери Жильберты! Неужели эта смерть вовсе не несчастный случай, как все считают?
На протяжении всей книги меня кидало от одной догадки к другой, одна теория сменяла следующую, а потом ещё одну! Прямо ощущала себя Ариадной Оливер (помните подругу Пуаро?), которая генерирует в своей голове тьму невообразимых догадок! В общем, прежде чем все карты оказались раскрытыми, чего только я не надумала, но все равно не догадалась, как все есть на самом деле!!! Или я такой наивный читатель? Но под конец я просто диву давалась, поражаясь фантазии автора, умению его прописать такие хитросплетения сюжета, а потом так ловко все распутать, что ни одна деталь не осталась не объясненной! Очень понравилось!
Кстати, о слоге автора! Не сомневаюсь, что в оригинале он великолепен! Нам же, не знающим французского языка, довелось насладиться очень приятным переводом Льва Самуйлова.
Bizon, 26 февраля 2014 г.
Классический детектив из золотого века этого жанра. Здесь присутствуют все необходимые и знаковые атрибуты: загадочное преступление, необычный способ убийства, психологическая подоплека и дедуктивный метод в действии. Характерным отличием этого романа является мистический и несколько фантастический налет, который в итоге обыгрывается очень оригинально, причем разгадка укладывается в последние несколько страниц и повествование к ней не подводится вообще никак. Интересна и сами две параллельные линий: современная и расследование преступления многолетней давности. Читателю может показаться что существует отсыл к рассказу Конан Дойля «Пестрая лента», кстати этот рассказ будет упоминаться в романе. С точки зрения логики придраться не к чему. Единственный момент, повышенная эмоциональность, которая может не понравится любителям детективного жанра.
Читать всем кто любит необычные загадки.
avsergeev71, 28 октября 2016 г.
С этого произведения началось мое знакомство с автором. Поскольку до этого момента ни то что не читал, но даже и не слышал про Мориса Ренара, то читать начал с некоторым недоверием. В итоге, не мог оторваться, пока не прочитал всю повесть.
Однозначно определить жанр произведения весьма затруднительно. Я бы не назвал это детективом в классическом понимании этого жанра: преступления как такового нет (вернее, оно есть, но читатель узнает об этом буквально на последней странице). Скорее перед нами психологический триллер с элементами детектива, мистики и готического романа.
Сюжет достаточно оригинальный. И самое главное — непредсказуемый. Чтение чем-то это напоминало разбор матрешки — каждый очередной поворот сюжета содержал в себе новый поворот, и так — до самого финала. То мне казалось, что передо мной очередная вариация истории про мистеров Джекила и Хайда, то, что передо мной «Пестрая лента» собственной персоной. Но каждый раз, когда мне казалось, что я наконец-то угадал дальнейшее развитие событий, я вновь ошибался. При этом язык повествования очень легкий — страницы буквально «глотаются».
В общем и целом, очень и очень неплохо, особенно учитывая специфичность подобного рода литературы. Прочитать однозначно стоит — интересный вечер обеспечен.
10 баллов.
Bachman, 25 июня 2022 г.
Несколько нетипичное произведение автора, как потом выяснилось, скажем так, для «знакомства». Но именно с него я начал читать Ренара. Неплохой детектив, интрига держится буквально до последней страницы, до самого «срыва покровов» – лично у меня не получилось предугадать развязку. Немного «режет глаз» любовная линия и описание всех сердечных переживаний, но это у автора встречается повсеместно, как опять же потом выяснилось. В целом я не любитель детективов и мне сложно сравнивать с эталонами этого жанра, так как попросту с ними не знаком. Но не скажу, что остались впечатления, будто что-то «картонное», недосказанное или притянутое за уши. Разве что в пределах разумного. Но все же фантастические произведения у автора получались лучше — не смотря на то что я не сказать что почитатель и научной-то фантастики тоже, но следующие произведения сборника (2013 год) мне понравились намного больше.