Лидия Чарская «Сибирочка»
В свое время книги Лидии Алексеевны Чарской по своей популярности могли поспорить с изданиями поэтов Серебряного века. Повесть «Сибирочка» — это удивительная история княжны Александры Гордовой, волею судеб разлученной с родным отцом и выросшей в таежной глуши. Девочке предстоит пройти множество испытаний, преодолеть невзгоды и опасности, обрести верных друзей, прежде чем она сумеет отыскать отца. Жизнелюбие, благородство, отвага — вот те качества юной героини Лидии Чарской, которые покорили не одно поколение юных читателей. А увлекательный сюжет до самого финала не позволит оторваться от книги!
Публикация — «Задушевное слово для младшего возраста», ноябрь 1908 — октябрь 1909.
По мотивам повести русский художник-эмигрант Сергей Соловьёв (Сергеј Соловјев) создал в 1940 году в Югославии известный комикс «Молодая Сибирочка» (Млада Сибирка), сценарий — Бранко Видич, комикс опубликован в журнале «Микијево царство».
Экранизации:
— «Сибирочка (Тайна сибирской княжны)» 2003, Россия, реж. Владимир Грамматиков
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Louise_de_Loire, 4 сентября 2019 г.
«Сибирочку» я взялась читать, впечатлённая «Княжной Джавахой», от которой я не ожидала совершенно ничего, а в итоге получила замечательную детскую книгу, полную кавказского колорита. История про гордую грузинскую княжну понравилась мне настолько, что я стала присматриваться буквально ко всем книгам Чарской, которые видела в магазинах. Увы, после прочтения «Сибирочки» пыл мой поубавился.
Основной проблемой этой книги мне видятся её главные герои. Характеры их прописаны крайне слабо. Что мы вообще можем о них сказать? Главная героиня повести Сибирочка — милая, хорошая, добрая девочка, почему-то запомнившаяся мне как вечно испуганная. Её друг и защитник Андрюша — хороший мальчик, пионер всем пример, добрый, храбрый, очень правильный, никогда не лжёт. В такие характеры не веришь, за ними неинтересно наблюдать, к ним не проникаешься симпатией. Часто они по-просту раздражают. То ли дело Нина Джаваха! Яркий, живой, совсем не идеальный персонаж. По сравнению с куколкой Сибирочкой — небо и земля.
Повесть разделена на две части, в первой из которых действие происходит в сибирской тайге, а во второй — в Петербурге. И вот часть с Сибирью мне не понравилась. Она прямо-таки перенасыщена различными приключениями и опасностями, только герои спасаются от одной напасти, как сразу же вляпываются в другую. Видимо, Чарская хотела, чтобы читателю было УХХХ как интересно и переживательно, но в итоге это нагромождение приключений выглядит крайне неестественно.
Зато вторая часть понравилась мне гораздо больше, и я наконец сумела получить свою долю удовольствия от «Сибирочки». После «сибирской» части часть «петербургская» меня приятно удивила сразу по нескольким пунктам. Во-первых, здесь Сибирочка и Андрюша становятся цирковыми артистами, и наблюдать за их буднями было довольно интересно. После блужданий по тайге идея с цирком вообще выглядит довольно свежо и необычно. Во-вторых, линия с «княжной Алей». Распространяться о ней я не стану, ибо это будут уже спойлеры, но то, какой оказалась дочь умершего дедушки, к которой так стремилась Сибирочка, что ей удалось провернуть за несколько лет до приезда главной героини в Петербург и к каким последствиям это привело — всё это показалось мне довольно неожиданным в рамках данного произведения. И в-третьих, в части с цирком появляется очень колоритный второстепенный персонаж — силачка-негритянка Элла. Это, конечно, совсем мелочь, но удовольствия чтению добавляет.
Удивительно, но, вопреки всем минусам, «Сибирочка» оставила у меня очень «светлое» послевкусие, и я рада, что прочитала её. Конечно, теперь я понимаю, что, скорее всего, далеко не все произведения Чарской мне понравятся, но читать их дальше я определённо буду.