Святослав Логинов «Во имя твоё»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество ) | Атеистическое, антирелигиозное ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых | Для взрослых
Зажиточный крестьянин Рено после самоубийства дочери отправляется в поисках Бога в путешествие к краю Земли.
Входит в:
— сборник «Если ты один», 1990 г.
— журнал «Искатель 1999'12», 1999 г.
— сборник «Железный век», 2001 г.
— журнал «Звездная дорога № 6, 2001», 2001 г.
— сборник «Закат на планете Земля», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 45
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2952 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 14 сентября 2015 г.
Самое достоверное и яркое описание средневековья из всех, что я встречал. Притом, что язык автора достаточно лаконичен, каждый сцена бьёт наповал. Повесть-обманка: вроде и историческая, но ещё задолго до финала начинают проскальзывать вещи совершенно фантасмагорические, выводящие её на новый уровень: герой почему-то говорит на любом языке, а мир оказывается геоцентричен и неповторим (правы, выходит, мракобесы-церковники). Атеист Логинов, на самом деле, показал нам Вселенную, реально построенную по канонам церкви, а в такой Вселенной Творец, скорее всего, и будет таким вот мелочным стяжателем, ненавидящим своё творение. Автором проделана ювелирная работа: в предельно сжатом тексте он показал духовную эволюцию человека, при которой герой превращается в свою противоположность — из покорного крестьянина становится богоборцем. Всё было бы здорово, но вот финальный выверт меня озадачил. Если крестьянин сам убедился, что сожжённый еретик был неправ в своих космогонических выкладках, то зачем он кинулся искать его учеников? Только для того, чтобы не быть одиноким?
И всё же — твёрдая девятка (снизил балл именно из-за непонятного для меня финала). Настолько мощно Средние века не смог изобразить даже медиевист Умберто Эко. Браво, мастер!
sham, 5 ноября 2011 г.
Рассказ первые две главы читался с огромным интересом, хотя безуслонво, очень тяжелый сюжет: средневековье, голод, чума, смерть дочери. Главный герой подобно некрасовским мужикам «Кому на Руси жить хорошо» отправился искать Бога... и я терялся в догадках, чем все можнт закончиться... Если честно я склонялся к тому, что рассказ должен получиться не фантастическим, т.е. не нашли Бога... а тут не только нашли, но и еще такое вот...
Третьей главой автор, как-то испортил всё! Ранние произведения Логинова отличаются антирелегиозной направленностью. Здесь эта линия очень агрессивна, зашкаливает просто, отчего при чтении 3-й главы в основном морщился, ибо он больше напоминал атеистическую пропаганду, нежели финал здОрово начавшегося повествования...
Yazewa, 24 января 2009 г.
Очень сильная вещь! Конечно же, она способна разгневать верующих, возмутить их праведные чувства... но даже и они должны признать, что написано очень хорошо, образно и эмоционально.
Замечательно выстроен сюжет: удачно закольцован, логичен и при этом оригинален. Сцена в «царстве Божьем»... да, такого мне еще читать не приходилось. Убийственно. И почему-то не возникло ощущения кощунства, святотатства. Парадокс? Или — мудрость автора?
glupec, 13 января 2011 г.
При всем моем уважении к мэтру Логинову — карикатурный какой-то Бог получился.
Хорошо, я понимаю: для атеиста (т.б., советской «закалки» и воспитания — она и во мне самом достаточно сильна) человек выше Бога, т.е., Бог — идейный противник. Но ведь давно известно: врага нельзя изображать проигравшим еще до боя. Это элементарная недооценка.
«Отец небесный» в этом рассказе выведен откровенным шутом. Над ним можно смеяться, но ни бояться, ни ненавидеть не получится. Возникает закономерный вопрос — почему же люди не разобрались за столько-то веков, что слава у него дутая? (И ответ напрашивается сам собой: разобрались бы, конечно. Только волей автора и не перестали верить).
Любой «казуист от церкви», даже будучи не в ладах с логикой, разобьёт аргументы уважаемого С. Л. очень быстро... Оправдание автора — что это ранний его рассказ.
Pupsjara, 18 апреля 2010 г.
Очень сильно сомневаюсь, что автор не «в теме», просто атеист он и имеет совсем другое отношение к вере, к богу, к религии. Мне, как верующему, трактовка была чересчур богохульной, но если учесть, что автор неверующий, то почему бы и нет. На веру и бога нужно смотреть с разных сторон и иметь свое собственное мнение, а не верить на слово Библии и другим религиозным трудам и проповедям.
Рассказ достаточно жесткий и даже жестокий, за судьбой и похождениями Рено трудно наблюдать без слез, нет ему покоя ни дома, ни на земле, ни на небесах. А вина его лишь в том, что родился он слугой и вся его жизнь должна быть направлена только на услужение, при любом отступлении сразу же объявят еретиком. Но так-как и на земле, и на небесах круговая порука, то даже надежды у Рено нет, может в аду отношение изменится?
streetpoet, 8 февраля 2011 г.
Вплоть до третьей части повесть хороша. Здорово прописан герой, да и мир голода и чумы буквально несколькими фразами делается реальным. Но вот потом... какая-то лобовая пропаганда, начавшаяся словно по щелчку. Непонятно чем обоснованная перемена, видимо исключительно в пропагандистских целях сделанная. В итоге портит всю повесть:frown:
amak2508, 11 декабря 2008 г.
Историко-фантастическая проза Логинова имеет как минимум два бесспорных достоинства — в ней всегда присутствует мысль и она прекрасно читается. Причем прекрасно читается не только в плане увлекательности, но и в плане получения удовольствия от хорошо написанного текста. Все вышенаписанное относится и к повести «Во имя твое». Но здесь, кроме всего прочего, просто поражает неожиданный, непредсказуемый, и тем более интересный финал повести. Только задним числом, пересматривая все произведение от начала до конца, отчетливо видишь, что именно к такому финалу автор и подводил своего героя на протяжении всей книги.
be_nt_all, 30 ноября 2010 г.
Намного лучше «[work=1377]Живых душ[/work]», хотя и сильно попахивает антирелигиозной пропагандой советских времён. Но очень хорошо написанной.
Впрочем, наверное, к подобной антирелигиозной пропаганде Бог должен быть более чем снисходителен (другой пример чего-то подобного «[work=8666]Тёмные начала[/work]» Пулмана). Ибо по сути это — идолоборчество, а идолопоклонство имеет такое же отношение к настоящей вере, как «ваш-благородие-с» к благородству.
ps. В данном случае, идол, на которого нацелен удар Логинова, это, как тут уже заметил [user=191]Ruddy[/user], понимание божьего суда (а.к.а. страшный суд, ведь что может быть страшнее понимания всех последствий своих действий — см. [work=9569]рассказ Уэлса[/work] «Видение страшного суда») на «вот приедет барин, барин всех рассудит».
kkk72, 5 мая 2009 г.
До чего же неоднозначной оказалась эта история! Думаю, у каждого человека рано или поздно случается что-то такое, что кажется, будто жизнь потеряла смысл, что по всем законам добра и справедливости такое просто не может случиться. Вот такие испытания и выпали на долю главного героя. Мрачные стороны жизни Средневековья обрушились на него во всей своей тяжести. Всесилие сеньора, погубившего любимую дочь, голод, чума, жестокость инквизиции — такого хватило бы, чтобы сломать десяток людей. Но Рено упрямо ищет справедливости, надеясь отыскать ее если не на Земле, то у высших сил. И вот тут Логинов, обличая несправедливость мира, доходит до прямого богоборчества, а я, хоть и не считаю себя человеком религиозным, не могу с ним согласиться и воспринять такую трактовку Бога. Пожалуй, автор прав в другом эпизоде, когда устами одного из персонажей говорит: «Нечего сваливать свои грехи и свою злобу на Бога».
И все же, несмотря на всю свою неоднозначность, рассказ производит очень сильное впечатление. Пожалуй, по поднятым проблемам и протесту героя эта история напоминает эпизоды из творчества Достоевского. С автором можно соглашаться или спорить, но остаться равнодушным сложно.
Alexandre, 3 марта 2009 г.
Очень сильная антирелигиозная вещь. Хотя вера — это естественное состояние человека. Нельзя жить ни во что не веря. Вопрос только в одном — во что, в кого верить? Здесь в рассказе достаточно красноречиво и убедительно показано — вера в благостного дедушку, пекущегося о чадах своих, лишена какого бы то ни было смысла.
Хотя попытки силой исправить несовершенства мира земного к успеху не приводят. Но, что значит не приводят? Мы видим общественный прогресс во многих странах, людям и вправду становится легче жить, а церковь (католическая, например) идет в ногу с прогрессом, нет уже давно инквизиции, не преследуется вольнодумство, поощряются науки, расцветает милосердие и благотворительность. И можно сказать, что такова воля божья, но мне кажется наоборот, что бог, кто бы он ни был, сам идет в общем потоке общественного развития, ибо человек создал бога по образу и подобию своему. И когда люди становятся лучше, лучше становится и бог.
alexey1978, 18 сентября 2007 г.
Рассказ отличный. Рано или поздно каждого посещают мысли о поиске справедливости, возникают вопросы, на которые нет ответа. Верить в Бога или нет — это личное дело каждого, но в такого Бога, как в этом рассказе — верить не хочется.
Veronika, 26 декабря 2007 г.
Такого редкостного незнания «материала» я давно не читала. Автор абсолютно «не в теме» ни по средневековью, ни по христианству. Печальный пример, когда «идейный пафос» очень вредит художественности.
Ruddy, 4 мая 2006 г.
Мдааа... Вот она — тупая, всеобъемлющая вера в то, что «барин всех рассудит», и неважно, кто этот барин — бог ли, сеньор или король. Всё рАвно — жизнь и смерть, ложь и правда...
П.С.: Бог, ползающий за златом — картина и жалостливая, и смешная... =) 7 баллов.
cherepaha, 9 марта 2006 г.
Рассказ написан интересно. Финал мне не понравился. С главной мыслью я не согласен. Читать рекомендую, хотя бы из-за противоречивости впечатлений от рассказа.