Брайан Олдисс «Седая Борода»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Антивоенное | Психологическое | Экологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В результате военного эксперимента люди и животные утратили спообность к продолжению рода. По прошествии времени на Земле остаются лишь старики, доживающие свой век. Упадок цивилизации, последние дни человечества...
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 21 марта 2022 г.
С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3uhxQ7E).
Этот роман, как и произведения почти всех авторов Новой Волны, кроме разве что Муркока, не может похвастаться пристальным вниманием русских издателей и читателей: выпускался он один раз, в 2003-м, при участии переводчика Е. Смирнова. А ведь он хорошо иллюстрирует причины, по которым Олдиссу любило посылать шпильки младшее (относительно него) поколение нововолнистов: как отмечает Колин Гринлэнд в «Выставке энтропии», творческий принцип Олдисса, столь явственно уважительный к окружающему миру, противоречил взятому ими курсу на внутренние пейзажи и неустойчивые структуры.
Мир после атомной катастрофы у Олдисса, конечно, более уютен (если это слово тут применимо), чем неудержимо омерзительная Земля из «Геноцида» Диша, порабощенная инопланетными фермерами, но “хоуппанковым” настроением, в отличие от Земли мировых войн из «Падших ангелов» или «Песни по имени Юность», тут и не пахнет. Молодая шпана не сотрет выживших с лица планеты, не окажет сопротивления нерушимой клике экофанатиков и христианских фундаменталистов, криптонацистам, замыслившим Окончательное Решение проблемы мигрантов, или голодным новосоветским варварам безжалостного диктатора Козицкого. Она просто не родится: Землю «Седой Бороды» постигло явление, аналогичное Годам Колыбели при пришествии Не-Бога у Бэккера в мире Второго Апокалипсиса. (Хотя о том, что автор там желал высказать, никто пока так и узнал, ибо он был слишком воспитанный.)
Как же, по версии русского переводчика, это произошло? Тем интереснее ознакомиться с его версией, что объяснение проблемы первым предложил, по Олдиссу, русский профессор Зилинков (Zilinkoff, в переводе стал Зиминковым).
На этом отточии “рукопись обрывается”, а продолжается уже рассказом об игрушечном медвежонке в клетчатой шотландской юбочке-килте, со спорраном и волынкой под мышкой.
Оригинал же не только сообщает нам (в отличие от перевода), что ведущих мировых держав было две, а “контролируемых” в военном эксперименте ядерных взрывов — сорок шесть. Олдисс отвечает и на вопрос, постоянно задаваемый у Муркока во многих его работах — от «Чёрного коридора» до работ о Джерри Корнелиусе: “Какова точная природа катастрофы?”
Долговременные последствия этого душа ещё нельзя было предсказать сейчас, когда прошёл от силы год. Немедленные последствия, впрочем, проявили себя наглядно. Хотя большая часть человечества испытала состояние, сходное с гриппом и тошнотой, они в основном оправились. Серьёзнее пострадали дети; многие, в зависимости от величины полученной дозы, теряли волосы, ногти, умирали… У большинства женщин, пребывавших в тягости на момент возмущения поясов, случился выкидыш. Животные, а в особенности животные, чаще других появлявшиеся под открытым небом, испытали сходные проблемы. Отчёты о сокращавшемся разнообразии заповедников Африки указывали, что крупные дикие звери, по-видимому, понесли серьёзный ущерб. Почти не пострадали только овцебыки Гренландии и выносливые северные олени на севере Скандинавии (где в предыдущих поколениях у этих созданий, вероятно, выработался своеобразный иммунитет к космическим и прочим быстролетящим частицам). Пострадало большое количество домашних собак и кошек —власти некоторых мест давали оценки, доходящие до восьмидесяти пяти процентов; из-за развития чесотки и раковых опухолей их приходилось умерщвлять.
Олдисс, по выражению Гринлэнда, “ведет репортаж из зоны катастрофы со счётчиком Гейгера, опираясь на статистику и пресс-релизы”, сосредоточив свое внимание на сестрах, которым надлежит раздать серьги, и мере их ответственности за нависшую над человечеством угрозу вымирания. Он детализирует причины и эффекты катастрофы так, как не помыслили бы Майкл Джон Харрисон или Дилэни, которых подобный суховатый стиль отталкивал. 3 октября 1966 года Олдисс написал Джудит Меррил:
Если считать социальные сети и блоггинговые платформы бурно развивающейся формой интерактивной литературы, то можно констатировать, что с задачей формирования реальности через переотражение они справляются отлично — как в 2014/15 годах, так и в 2021/22-м. Сложней судить, насколько прельщает седобородых и лысеющих бэби-бумеров из карантиновирусных бункеров смена девиза пандемической эпохи на эпоху мертворожденных.
aiva79, 29 ноября 2014 г.
«Седая борода» — это грустная сказка, которая для кого-то может быть сказанием о конце света, а для других повествованием о начале времен. В это истории происходит медленное поэтапное исчезновение одной цивилизации, остатки которой представлены в виде немногочисленных общин безумных стариков и старух и появлений другой, новой, совершенно чуждой существующему миру. Олдисс для своего романа выбрал на мой взгляд очень страшный вариант конца света, когда природный мир на планете после глобальной катастрофы процветает, а человечество хоть и пережило болезни, войны и голод, но обречено на вымирание как вид, т.к. бесплодно. Вот только сами представьте, что произойдет, если рождаемость не просто снизится, а вообще перестанут рождаться дети, и так будет не один год, не одно десятилетие, а будет всегда. Далеко не каждый сможет осознать и смириться с тем, что после него ничего не будет, что есть конечное поколение, средний возраст которого, к примеру, как в романе 50 лет – 60 лет и это самые молодые члены общества, а за ними никого нет. Так и у Олдисса оставшейся деградирующей горстке людей легче поверить в фантомную беременность 70 летный старухи и боготворить малоспособных к жизни детей-мутантов, чем признать, что человечество умирает.
Сказкой этот роман кажется не только из-за невозможности правильно воспринять предложенный автором апокалипсис, а еще и от выбранной им манеры повествования. Все действо растянуто во времени и в пространстве, слог тоже неторопливый сказочный, герои несколько мифичные и вообще ощущение нахождения в средневековье. Кроме того, автор очень скрупулёзно описывает «нереально» изменившийся ландшафт, что у меня постоянно возникало желание взять подробную карту Великобритании и проследить по ней маршрут героев. Кстати к слову сказать, конца пути/маршрута так и не случилось у героев, история остановилась по середине, причем сложилось ощущение, что читателям дали обухом по голове и все что было так неторопливо описано и к чему собственно говоря готовил автор, в конце книги смело можно перечеркнуть. Неожиданное и лично для меня непонятное и нелогичное окончание.
В целом же, несмотря на то, что это очень печальная история, навивающее самое настоящее уныние, роман мне понравился своей добротой, поучительностью и призывом к миру во всем мире в духе 60-70гг.
ovasya76, 4 сентября 2013 г.
Катастрофа, произошедшая по вине самих же людей. Трагедия была повсеместной. Планета осталась одним старикам.
Крошечные горластые существа, которых мы обычно видим в колясках у магазинов, пропали безвозвратно. Маленькие девочки, которые играли с куклами, остались в прошлом. Подростки не будут уже собираться кучками по углам и гонять на велосипедах. Они ушли и никогда не вернутся. И мимо не прйдет 20-летняя девушка с длинными ногами.
Смертная плоть принимала лишь безобразные формы старости. Смерть витала над землей, нетерпеливо поджидая свои последние немногочисленные жертвы.
Страх, голод, одиночество, смерть... Один из самых сильных постапокалиптических романов.
A.Ch, 20 ноября 2014 г.
История Олджи Тимберлейна. Корреспондент-хроникёр уходящей эпохи человечества. Сири Киттон постапокалипсиса. Люди и животные утратили способность к рождению потомства. Старение всех. Поиск детей. Затухание и воспламенение. Только почему после катастрофы человечество, пусть и обедневшее генетически, резко скатилось в первобытное состояние почти с охотой и собирательством?
Повествование прыгает от настоящего к прошлому, к причинам человеческим, приведшим к такому состоянию. Воспоминания молодости. Сначала раздражают, но потом даже успокаивают. Хорошо, что автор не выразил в романе чрезмерно фантастические идеи. Ощущаемо, что рассказывается и мыслится произведение людьми преклонных лет с их фантазиями и беспокойствами.
В отсутствии тех, кому можно передать свой опыт и знания, люди ищут тех, с кем приятно и созвучно. Кто-то — барсучиху, кто-то – секту последователей, кто-то остаётся в одиночестве. Рядом с нашим героем — жена Марта. Барсучиха убежит в лес, поклонники потеряют веру в своего идола, но она всегда будет рядом.
Ровный, не без недостатков, оставляющий надежду, роман.
Eldritch, 24 октября 2011 г.
Люди утратили способность размножаться,таковы последствия катастрофы вызванной самими же людьми.Стареющие и дряхлеющие оставшиеся жители Земли тешат байками о вечной молодости(некоторые с успехом спекулируют в данной области) да мечтают о детях,сочиняют легенды.
Главный герой,Олджи Тимберлейн,чьими глазами мы видим угасающий мир.Он со своей женой Мартой странствует по миру,дабы запечатлеть остатки цивилизации(правда не ясно за чем).Олджи,его прозвище Серобородый,специальный наблюдатель.Увы,будни тоскливы и совсем безрадостны,голод,распри и разруха присутствуют везде.Размеренное повествование,живописные детали и медленные диалоги нагоняют тоскливую атмосферу безисходности.Но... не будь Олдис крутейшим писателем,он и тут дает жару.Мир то не вымирает,ему просто необходимо развеять старческий маразм.Дети то рождаются,но мутанты.Те кого хотят истребить злостные стариканы будущие наследники Земли.
Многие могут назвать роман нудным и затянутым,но любителям хорошей литературы будет по вкусу.
Mandor, 30 марта 2009 г.
Атмосфера Тоски и Безысходности...
Абсолютно полное отсутствие ПЕРСПЕКТИВЫ... преследует остатки РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО...
Чрезвычайно депрессивное повествование, но странным образом, захватывающее. Где-то на полпути возникает непреодолимое желание НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ жалкое существование героев... но так или иначе... не получается...
ПРИХОДИТСЯ добрести до конца...
И вот он, ЛУЧИК НАДЕЖДЫ! Ну, Слава Тебе, Господи! :gigi::insane: обошлось!
Ну не люблю я постапокалиптику — изначально тяжелый жанр, но эта книга меня чем-то зацепила. Чем? Наверно, как-то очень правдиво получилось у Олдисса, как-то реалистично, даже через-чур (не приведи господь!).
Есть о чем подумать:
- что есть человек;
- где его место в этом мире;
- в чем смысл существования (бытия);
- что оставить после себя...
Все-таки, смысл ЖИЗНИ (как таковой) — оставить после себя потомство, продолжение себя самого, продолжение вида... надежда на это...
И ЕСЛИ ВДРУГ ЭТО НЕВОЗМОЖНО? — все! крах! жизнь теряет смысл...
Ужасающая перспектива!
И автору удалось передать весь ДРАМАТИЗМ гипотетической (дай бог!) СИТУАЦИИ!
Кошмарнее нет ничего, лучше быстрая смерть, чем медленное отмирание без всякой надежды на продолжение!
Не рекомендуется особо впечатлительным людям (можно и в запой уйти :-))) сам пробовал — ЗАПРОСТО И НЕ РАЗ!
Ставлю 9 только за пессимизм...
Ну ей-богу, НЕЛЬЗЯ ЖЕ ТАК!!! Людям НУЖЕН ПОЗИТИВ, НУЖНА НАДЕЖДА!!!
ИНАЧЕ... ВСЕ ПРОПАЛО!!!, ИНАЧЕ ВООБЩЕ — полный КРАХ....полный Пи..еЦ!!!
...а если вдруг действительно больше ничего!? И никого...