fantlab ru

Брайан Олдисс «Седая Борода»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
58
Моя оценка:
-

подробнее

Седая Борода

Greybeard

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В результате военного эксперимента люди и животные утратили спообность к продолжению рода. По прошествии времени на Земле остаются лишь старики, доживающие свой век. Упадок цивилизации, последние дни человечества...

Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Сад времени
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Greybeard
1964 г.
(английский)
Greybeard
1965 г.
(английский)
Greybeard
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3uhxQ7E).

Этот роман, как и произведения почти всех авторов Новой Волны, кроме разве что Муркока, не может похвастаться пристальным вниманием русских издателей и читателей: выпускался он один раз, в 2003-м, при участии переводчика Е. Смирнова. А ведь он хорошо иллюстрирует причины, по которым Олдиссу любило посылать шпильки младшее (относительно него) поколение нововолнистов: как отмечает Колин Гринлэнд в «Выставке энтропии», творческий принцип Олдисса, столь явственно уважительный к окружающему миру, противоречил взятому ими курсу на внутренние пейзажи и неустойчивые структуры.

Мир после атомной катастрофы у Олдисса, конечно, более уютен (если это слово тут применимо), чем неудержимо омерзительная Земля из «Геноцида» Диша, порабощенная инопланетными фермерами, но “хоуппанковым” настроением, в отличие от Земли мировых войн из «Падших ангелов» или «Песни по имени Юность», тут и не пахнет. Молодая шпана не сотрет выживших с лица планеты, не окажет сопротивления нерушимой клике экофанатиков и христианских фундаменталистов, криптонацистам, замыслившим Окончательное Решение проблемы мигрантов, или голодным новосоветским варварам безжалостного диктатора Козицкого. Она просто не родится: Землю «Седой Бороды» постигло явление, аналогичное Годам Колыбели при пришествии Не-Бога у Бэккера в мире Второго Апокалипсиса. (Хотя о том, что автор там желал высказать, никто пока так и узнал, ибо он был слишком воспитанный.)

Как же, по версии русского переводчика, это произошло? Тем интереснее ознакомиться с его версией, что объяснение проблемы первым предложил, по Олдиссу, русский профессор Зилинков (Zilinkoff, в переводе стал Зиминковым).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После первых успехов в освоении космоса и исследования Марса, Венеры, Меркурия и Юпитера никто особенно не удивился, когда ведущие державы объявили о своем намерении провести серию «контролируемых» ядерных взрывов в околоземном пространстве. Американская «радужная бомба» в начале шестидесятых положила начало многочисленным подобным экспериментам. Некоторые — в том числе даже ученые — протестовали, но протесты остались без внимания. Люди считали, что взрывы за пределами земной атмосферы безопаснее…

На этом отточии “рукопись обрывается”, а продолжается уже рассказом об игрушечном медвежонке в клетчатой шотландской юбочке-килте, со спорраном и волынкой под мышкой.

Оригинал же не только сообщает нам (в отличие от перевода), что ведущих мировых держав было две, а “контролируемых” в военном эксперименте ядерных взрывов — сорок шесть. Олдисс отвечает и на вопрос, постоянно задаваемый у Муркока во многих его работах — от «Чёрного коридора» до работ о Джерри Корнелиусе: “Какова точная природа катастрофы?”

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пояса ван Аллена, радиационные обручья Земли, в некоторых местах заметно превышающие шириной её диаметр, впали в состояние лихорадочной активности после ядерных взрывов, мощность которых во всех случаях достигала многих мегатонн. Пояса запульсировали, стали сжиматься и снова расширяться, потом сжиматься ещё плотней… Биосферу два раза основательно, хоть и ненадолго, окатило жёсткой радиацией.

Долговременные последствия этого душа ещё нельзя было предсказать сейчас, когда прошёл от силы год. Немедленные последствия, впрочем, проявили себя наглядно. Хотя большая часть человечества испытала состояние, сходное с гриппом и тошнотой, они в основном оправились. Серьёзнее пострадали дети; многие, в зависимости от величины полученной дозы, теряли волосы, ногти, умирали… У большинства женщин, пребывавших в тягости на момент возмущения поясов, случился выкидыш. Животные, а в особенности животные, чаще других появлявшиеся под открытым небом, испытали сходные проблемы. Отчёты о сокращавшемся разнообразии заповедников Африки указывали, что крупные дикие звери, по-видимому, понесли серьёзный ущерб. Почти не пострадали только овцебыки Гренландии и выносливые северные олени на севере Скандинавии (где в предыдущих поколениях у этих созданий, вероятно, выработался своеобразный иммунитет к космическим и прочим быстролетящим частицам). Пострадало большое количество домашних собак и кошек —власти некоторых мест давали оценки, доходящие до восьмидесяти пяти процентов; из-за развития чесотки и раковых опухолей их приходилось умерщвлять.

Олдисс, по выражению Гринлэнда, “ведет репортаж из зоны катастрофы со счётчиком Гейгера, опираясь на статистику и пресс-релизы”, сосредоточив свое внимание на сестрах, которым надлежит раздать серьги, и мере их ответственности за нависшую над человечеством угрозу вымирания. Он детализирует причины и эффекты катастрофы так, как не помыслили бы Майкл Джон Харрисон или Дилэни, которых подобный суховатый стиль отталкивал. 3 октября 1966 года Олдисс написал Джудит Меррил:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я сторонник структуры в литературе потому, что верю: литература обязана отражать и/или формировать реальность, и потому, что верю: внешний мир наделён структурой, не такой, как литературная, но ведь литература есть лишь аналогия мира внешнего, так что приходится нам использовать доступные инструменты.

Если считать социальные сети и блоггинговые платформы бурно развивающейся формой интерактивной литературы, то можно констатировать, что с задачей формирования реальности через переотражение они справляются отлично — как в 2014/15 годах, так и в 2021/22-м. Сложней судить, насколько прельщает седобородых и лысеющих бэби-бумеров из карантиновирусных бункеров смена девиза пандемической эпохи на эпоху мертворожденных.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Седая борода» — это грустная сказка, которая для кого-то может быть сказанием о конце света, а для других повествованием о начале времен. В это истории происходит медленное поэтапное исчезновение одной цивилизации, остатки которой представлены в виде немногочисленных общин безумных стариков и старух и появлений другой, новой, совершенно чуждой существующему миру. Олдисс для своего романа выбрал на мой взгляд очень страшный вариант конца света, когда природный мир на планете после глобальной катастрофы процветает, а человечество хоть и пережило болезни, войны и голод, но обречено на вымирание как вид, т.к. бесплодно. Вот только сами представьте, что произойдет, если рождаемость не просто снизится, а вообще перестанут рождаться дети, и так будет не один год, не одно десятилетие, а будет всегда. Далеко не каждый сможет осознать и смириться с тем, что после него ничего не будет, что есть конечное поколение, средний возраст которого, к примеру, как в романе 50 лет – 60 лет и это самые молодые члены общества, а за ними никого нет. Так и у Олдисса оставшейся деградирующей горстке людей легче поверить в фантомную беременность 70 летный старухи и боготворить малоспособных к жизни детей-мутантов, чем признать, что человечество умирает.

Сказкой этот роман кажется не только из-за невозможности правильно воспринять предложенный автором апокалипсис, а еще и от выбранной им манеры повествования. Все действо растянуто во времени и в пространстве, слог тоже неторопливый сказочный, герои несколько мифичные и вообще ощущение нахождения в средневековье. Кроме того, автор очень скрупулёзно описывает «нереально» изменившийся ландшафт, что у меня постоянно возникало желание взять подробную карту Великобритании и проследить по ней маршрут героев. Кстати к слову сказать, конца пути/маршрута так и не случилось у героев, история остановилась по середине, причем сложилось ощущение, что читателям дали обухом по голове и все что было так неторопливо описано и к чему собственно говоря готовил автор, в конце книги смело можно перечеркнуть. Неожиданное и лично для меня непонятное и нелогичное окончание.

В целом же, несмотря на то, что это очень печальная история, навивающее самое настоящее уныние, роман мне понравился своей добротой, поучительностью и призывом к миру во всем мире в духе 60-70гг.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Катастрофа, произошедшая по вине самих же людей. Трагедия была повсеместной. Планета осталась одним старикам.

Крошечные горластые существа, которых мы обычно видим в колясках у магазинов, пропали безвозвратно. Маленькие девочки, которые играли с куклами, остались в прошлом. Подростки не будут уже собираться кучками по углам и гонять на велосипедах. Они ушли и никогда не вернутся. И мимо не прйдет 20-летняя девушка с длинными ногами.

Смертная плоть принимала лишь безобразные формы старости. Смерть витала над землей, нетерпеливо поджидая свои последние немногочисленные жертвы.

Страх, голод, одиночество, смерть... Один из самых сильных постапокалиптических романов.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

История Олджи Тимберлейна. Корреспондент-хроникёр уходящей эпохи человечества. Сири Киттон постапокалипсиса. Люди и животные утратили способность к рождению потомства. Старение всех. Поиск детей. Затухание и воспламенение. Только почему после катастрофы человечество, пусть и обедневшее генетически, резко скатилось в первобытное состояние почти с охотой и собирательством?

Повествование прыгает от настоящего к прошлому, к причинам человеческим, приведшим к такому состоянию. Воспоминания молодости. Сначала раздражают, но потом даже успокаивают. Хорошо, что автор не выразил в романе чрезмерно фантастические идеи. Ощущаемо, что рассказывается и мыслится произведение людьми преклонных лет с их фантазиями и беспокойствами.

В отсутствии тех, кому можно передать свой опыт и знания, люди ищут тех, с кем приятно и созвучно. Кто-то — барсучиху, кто-то – секту последователей, кто-то остаётся в одиночестве. Рядом с нашим героем — жена Марта. Барсучиха убежит в лес, поклонники потеряют веру в своего идола, но она всегда будет рядом.

Ровный, не без недостатков, оставляющий надежду, роман.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди утратили способность размножаться,таковы последствия катастрофы вызванной самими же людьми.Стареющие и дряхлеющие оставшиеся жители Земли тешат байками о вечной молодости(некоторые с успехом спекулируют в данной области) да мечтают о детях,сочиняют легенды.

Главный герой,Олджи Тимберлейн,чьими глазами мы видим угасающий мир.Он со своей женой Мартой странствует по миру,дабы запечатлеть остатки цивилизации(правда не ясно за чем).Олджи,его прозвище Серобородый,специальный наблюдатель.Увы,будни тоскливы и совсем безрадостны,голод,распри и разруха присутствуют везде.Размеренное повествование,живописные детали и медленные диалоги нагоняют тоскливую атмосферу безисходности.Но... не будь Олдис крутейшим писателем,он и тут дает жару.Мир то не вымирает,ему просто необходимо развеять старческий маразм.Дети то рождаются,но мутанты.Те кого хотят истребить злостные стариканы будущие наследники Земли.

Многие могут назвать роман нудным и затянутым,но любителям хорошей литературы будет по вкусу.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера Тоски и Безысходности...

Абсолютно полное отсутствие ПЕРСПЕКТИВЫ... преследует остатки РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО...

Чрезвычайно депрессивное повествование, но странным образом, захватывающее. Где-то на полпути возникает непреодолимое желание НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ жалкое существование героев... но так или иначе... не получается...

ПРИХОДИТСЯ добрести до конца...

И вот он, ЛУЧИК НАДЕЖДЫ! Ну, Слава Тебе, Господи! :gigi::insane: обошлось!

Ну не люблю я постапокалиптику — изначально тяжелый жанр, но эта книга меня чем-то зацепила. Чем? Наверно, как-то очень правдиво получилось у Олдисса, как-то реалистично, даже через-чур (не приведи господь!).

Есть о чем подумать:

- что есть человек;

- где его место в этом мире;

- в чем смысл существования (бытия);

- что оставить после себя...

Все-таки, смысл ЖИЗНИ (как таковой) — оставить после себя потомство, продолжение себя самого, продолжение вида... надежда на это...

И ЕСЛИ ВДРУГ ЭТО НЕВОЗМОЖНО? — все! крах! жизнь теряет смысл...

Ужасающая перспектива!

И автору удалось передать весь ДРАМАТИЗМ гипотетической (дай бог!) СИТУАЦИИ!

Кошмарнее нет ничего, лучше быстрая смерть, чем медленное отмирание без всякой надежды на продолжение!

Не рекомендуется особо впечатлительным людям (можно и в запой уйти :-))) сам пробовал — ЗАПРОСТО И НЕ РАЗ!

Ставлю 9 только за пессимизм...

Ну ей-богу, НЕЛЬЗЯ ЖЕ ТАК!!! Людям НУЖЕН ПОЗИТИВ, НУЖНА НАДЕЖДА!!!

ИНАЧЕ... ВСЕ ПРОПАЛО!!!, ИНАЧЕ ВООБЩЕ — полный КРАХ....полный Пи..еЦ!!!

...а если вдруг действительно больше ничего!? И никого...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх