Пётр Проскурин «Судьба»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Военное | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман известного советского писателя Петра Проскурина — широкое эпическое полотно народной жизни. Действие романа начинается в 1929 году и заканчивается в 1944 году. Из деревин Густищи, средней полосы России, оно переходит в районный центр Зежск, потом в Москву. Широко охватываются события войны: отступление, эвакуация, взрыв завода, работа подполья, партизанские действия. Герои романа — люди самых разных профессий, разных, порой драматических, судеб. В центре повествования председатель колхоза Захар Дерюгин и партийный работник Тихон Брюханов.
Книги 1-2: журнал «Москва», 1972, №№ 8-11.
Роман экранизирован в виде двух фильмов: 1 часть — Любовь земная, 2 часть — Судьба.
Входит в:
— цикл «Трилогия о Захаре Дерюгине»
— журнал «Роман-газета, 1973, № 21», 1973 г.
— журнал «Роман-газета, 1973, № 22», 1973 г.
— журнал «Роман-газета, 1973, № 23», 1973 г.
— антологию «Современная русская советская литература 60-80-х годов», 1984 г.
Награды и премии:
лауреат |
Государственная премия РСФСР имени М. Горького, 1974 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 2 июля 2021 г.
Сразу скажу, что книга немного отличается от экранизации (два фильма: «Любовь земная» и «Судьба»). Отличия местами в лучшую сторону, как мне показалось, но сцена сжигания жителей деревни в фильме добавлена правильно.
Что это за роман? Некая область средней полосы России, рядом со Смоленской, вымышленная. Начинается с коллективизации, заканчивается освобождением от немецкой оккупации. Главные герои либо воевали в Гражданскую за красных, либо вредили красным, либо скрывались от красных. В первой части этот котелок закипает, во второй, с приходом фашистов, — взрывается. Чтобы в котелке всё перемешать, автор в первой части тянет линию неоднозначного председателя колхоза Захара Дерюгина. Он против кулаков, но парочку от выселения спасает. У него жена и четверо детей, но любит и ночует он у любовницы, она же дочка одного из кулаков. Братья любовницы избивают председателя до полусмерти, но тот заяву на них не пишет. И так далее. На Дерюгине и вокруг Дерюгина сходится клубок противоречий, интриг, разных интересов. Во второй части автор Дерюгина бросает. Такие дела, да.
Зато расцветают все остальные персонажи: партийный функционер Брюханов, воевавший вместе с Дерюгиным в Гражданскую; врач-психиатр, брат Брюханова; тайный монархист Анисимов, зам. пред. колхоза при Дерюгине; беглый кулак Фёдор Макашов, односельчанин Дерюгина, ставший полицаем; мать Дерюгина; жена Дерюгина; любовница Дерюгина; дочь Дерюгина; старший сын Дерюгиина; средний сын Дерюгина; сосед Дерюгина слева; сосед Дерюгина справа; дядя Дерюгина по матери; второй дядя Дерюгина по матери; и т.д.
В конце книги часть героев погибает, причём автор подробно описывает их ощущения в момент смерти — это отличительная особенность романа, часть же кое-как выползает из землянок и встречается в родной деревне Дерюгина.
Ещё одна отличительная черта романа — фиксация на возрасте. Герои постоянно смотрят в зеркало, оценивают, насколько они постарели, не поздно ли им заводить детей и жену, достаточно ли ещё у них сил на общественную деятельность, как долго они протянут и так далее. При немаленьком объёме романа в 1200 килознаков это слегка раздражало.
В фильме, естественно, этих особенностей нет.
В целом прочитать можно (лучше — прослушать), но вторую книгу трилогии мне как-то читать не хочется.
P.S. В фильме «Судьба» великолепная песня Анны Герман «Мы — долгое эхо друг друга» на стихи Роберта Рождественского «Эхо любви» https://fantlab.ru/work786323 . Песни многое меняют в восприятии истории.