Алексей Пехов «Последняя осень»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Неопределённое место действия | Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Люди перестали верить в сказки, и их волну уже не остановить. Сказочным жителям приходится искать новое место. Картины гибнущего Волшебного Леса, который покидают последние сказочные существа, грустны и мрачны. Большинство еще надеется найти новый Лес, кто-то позволяет себя убедить и увести в открытый портал хотя бы силой, а некоторые, потеряв надежду, остаются погибать здесь...
Рассказ написан для участия в конкурсе «Рваная грелка»; опубликован в сборнике «Гуманный выстрел в голову» и журнале «Порог» №10 за 2003 г.
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Порог 2003'10», 2003 г.
— антологию «Гуманный выстрел в голову», 2004 г.
— сборник «Тёмный охотник», 2006 г.
— антологию «Фэнтези-2007», 2006 г.
— антологию «Модель для сборки. 20 лет», 2015 г.
— антологию «Game and...», 2016 г.
— антологию «RUS BD. Избранное. Фэнтези», 2024 г.
- /языки:
- русский (10), немецкий (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), аудиокниги (1), графические (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 23 сентября 2013 г.
Очаровательная и грустная история. В нашем рациональном мире нет места магии, волшебству, сказке. И герои сказок медленно погибают, не нужные людям. Тогда самые сильные волшебники сказочного мира открывают портал в иной мир. Кот ученый обходит лес, бывший когда-то сказочным, подгоняет отстающих и сам уходит в портал последним.
Сказки создаются людьми и живут до тех пор, пока люди испытывают потребность в них. Они — как боги. Чтобы жили, нужно наполнить их живой человеческой энергией, верой, интересом, сопереживанием. Сами по себе сказки жить не могут. Но очень хотят жить. Не только ради себя, но ради будущих человеческих малышей, которым когда-нибудь могут понадобиться. Поэтому и спасаются. И даже семечко дуба зеленого, того самого, который с цепью златой, с собой в иной мир уносят. Удачи им. Удачи нам в противодействии очерствению сердца.
Чудесная, простая и мудрая вещь, сама похожая на сказку.
Михаль, 20 мая 2010 г.
Сюжет сразу же превращается в инвентаризационный перечень персонажей из наиболее известных сказок. Разрушение и развал мира, слепленного из отдельных, а иногда чужеродных друг другу фрагментов, не вызывает ни сожаления, ни грусти, а незамысловатый юмор просто раздражает.
Siarhei, 4 апреля 2012 г.
Рассказ «Последняя осень» хочется назвать по-другому. Как-нибудь типа «Прощание со сказкой» или «Прощание с детством». Это рассказ о безвозвратно потерянном, о том, что люди, пересекшие очередной жизненный рубеж, уже никогда не станут такими как прежде, что мы никогда не будем верить в то, что несколькими годами ранее отстаивали как самую что ни на есть истинную истину.
«Последняя осень» — это смесь народных сказок и известных сюжетов с авторской фантазией. Характеры знакомых с детсва героев получают здесь совсем другую окраску, раскрываются с новой стороны.
И да, когда я читал, я смеялся. Громко. На весь дом. Потому что я наконец-таки понял, чего забыла пушкинская русалка на лукоморском дубе.
nik_sana, 29 декабря 2009 г.
Странное и сложное ощущение вызывает рассказ. При первом прочтении не особенно зацепил. Даже фактически мимо прошел весь подтекст...
А потом стала вспоминаться. Я очень уважаю вещи, которые хочется перечитать. И которые вызывают мысли. Может ли сказка умереть? Это вроде бы банально на фоне «Бесконечной истории» — но и трагично тоже. А вот второй ворос: может ли сказка спастись, «отпочковавшись» от создавшего её человечества? У-ууу... тут мне стало интереснее. Как изменимся и меняемся мы, люди, утрачивая самую красивую и светлую часть своей души и «глобализируясь» под универсальные, политкорректные истории? Кому вообще нужны сказки и какие?
В общем — как видите, со второй попытки зацепило. (Задумчиво, н-дяяя, а не тугодума ли я? Чей-то опять со второй... настораживает :confused:)
Denver_inc, 2 июня 2013 г.
Очень понравилось эта добрая весёлая сказка с грустной подоплёкой. Показан один день из жизни Волшебного леса. Вернее самый последний его день, потому что на закате солнца, портал закроется и волшебство уйдёт из этого мира навсегда. Люди перестали верить в сказки и теперь приходят в волшебный лес только за необычными трофеями, либо с «научной точки зрения», что в свою очередь равносильно смерти для большинства сказочных героев. Почти все жители уже ушли через портал и повествование ведётся о последних из оставшихся в живых: о Рыжем людоеде, жарящем на костре что-то странное, с характерным запахом. И ему сильно влетит, если его жена Элли (да, да, та самая девочка Элли) узнает чем он тут занимается в её отсутствие. О ранимой тройственной душе Змея Горыныча, напоследок всё же сбившего вертолёт людей. О Кащее Бесмертном, плачущем над могилой Василисы Прекрасной и о многих других.
Автор феноменально передал психологию последних минут жизни. При этом, от книги абсолютно не веет тоской, ибо она насквозь пропитана добрым юмором, порой очень даже смешным. Можно даже сказать — «Сказочным юмором» :) В итоге, я говорю «Большое Спасибо» Алексею Пехову, за то, что он на некоторое время вернул меня в детство, в сказку.
dimon1979, 26 декабря 2009 г.
Самый слабый рассказ в этом сборнике. У автора не получилось показать картину ужасного положения, в которое попали герои наших детских сказок. Хотя Пехов идет на некоторые меры по нагнетанию атмосферы горя, для этого даже убивая некоторых главных героев, но это не вызывает никаких чувств по отношению к ним. На мой взгляд этот рассказ был написан только для увеличения объема сборника.
Sawwin, 22 ноября 2016 г.
Михаэль Энде написал свою «Бесконечную историю» на четверть века раньше, чем за эту же тему взялся Алексей Пехов. Что нового привнёс Пехов в свой рассказ по сравнению с Михаэлем Энде? — да, НИЧЕГО! У Энде дети действительно перестают верить в сказку, и сказка умирает, превращаясь в ничто, А Пехов лишь постулирует этот момент, на самом деле сказку у него расстреливают с вертолётов, а сказочные герои драпают в другой мир через телепорт, то есть, никакой гибели сказки нет. Сам автор также с большим удовольствием расстреливает сказку, сказочные персонажи у него перемешаны и сбиты в группы не по душевной склонности или в соответствии со сказочными сюжетами, а по авторскому произволу. Наверное, предполагалось, что так будет смешно. Мне смешно не было.
И, конечно же, рассказ до бесконечности затянут. Странно говорить такое о тексте длиной в пол-листа, но автор, уже сказавший всё, что мог, продолжает вытаскивать на свет всё новых сказочных персонажей, при этом не желая или не умея сказать о них ничего нового. Впечатление чрезвычайно прискорбное.
mlonely17, 8 января 2015 г.
Очень удачное название. Это именно осенняя история.С ее легкой грустью по уходящему навсегда.С доброй улыбкой о приятных временах.С сожалением о том,что ТАК уже никогда не будет.Совсем другой Пехов-эдакий гимн по ушедшему детству.Лирично,грустно,красиво.
Pupsjara, 21 октября 2010 г.
Грустная сказка о том, как люди навсегда лишаются сказок. И посмотрите, это действительно так, пусть и не полностью, но постепенно забываются русские сказочные персонажи. Сейчас рулят зарубежные мультяшные и комиксоидные герои. Грустно смотреть на это, особенно если учитывать, что и книги сейчас не читают так много, как раньше, а ведь сказки это прежде всего книги.
Очень надеюсь, что сказочные герои все же останутся с нами и последняя осень не наступит никогда.
Yazewa, 21 октября 2009 г.
На мой вкус, не получилось ни грустного настроя, ни ностальгии по сказочному и волшебному. Сказочные герои — грубящие, пьющие, пошлые... Или это такой юмор?! Вам жалко ТАКУЮ сказку? Мне — нет. Думаю, ее как раз и убивают те, кто стебается над ее героями, пошлят по поводу классических сюжетов. Это совсем не добрый рассказ, и читать его мне было неприятно.
lawyer.1979, 20 марта 2012 г.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит с героями сказок, когда мы вырастаем и перестаем верить в них? Волшебный лес пустеет и наши любимые персонажи детских историй перебираются в новый мир, где дети возможно будут немного добрее. Именно об этом рассказывает нам автор, собрав в небольшом рассказе многих обитателей как русских, так и зарубежных сказок. Здесь мы встретим Кащея, Емелю с его щукой и печкой, вечно опаздывающего Кролика, Колобка и многих других. И со всей этой компанией Алексею Пехову прекрасно удалось «справиться», все действующие лица отлично «уживаются» в одном произведении, при этом ни капельки не мешая друг другу.
Итог: забавная, но немного грустная сказка о сказках.
SwiD, 1 ноября 2008 г.
Превосходный рассказ!
Такой необычный и странный. Я перечитывал его несколько раз. Очень интересный подход и стиль повествования. Юмор удивительным образом переплетается с грустью и печалью.
Очень здорово, не каждый день удается прочесть нечто, такого высокого уровня!
Надежда, 5 июля 2008 г.
Люди — создатели сказок, они же и ее палачи. Самое главное — верить и хранить сказку в своем сердце, тогда и мир будет ярче и красочнее; не позволять суровой действительности стереть волшебство, окружающее нас. Ведь без сказки гораздо хуже :smile:.
Frigorifico, 24 июля 2011 г.
Чувствуется, что автор только нащупывает свой стиль, такая проба пера. От рассказа веет грустью. Вспомнился рассказ Брэдбери «Изгои», где герои старых книжек ютятся на отдаленной планете и умирают, как только на Земле «погибает» последняя книга с их участием.
ShaggyRogers, 14 мая 2011 г.
Что сказать, одни из первых шагов автора. Походка неровная, шатающаяся и чуть-чуть не наровит свалится на пол. Может у меня осталось неприятное впечатление о всех этих сказочных героях с детства, но здесь их просто зашкал :insane: . Вся эта история о смерти мира сказок ну просто банальна до невозможности. Эта идея о том, что люди перестали верить в сказки мне чужда. Вся отальная часть истории только и состоит в том
Но главное не расстраиваться — очень скоро у Пеховова выйдут отличные истории и миры, с которыми следует ознакомиться, вот там талант автора раскрыт полностью....
Оценка 4 балла.