Венедикт Ерофеев «Записки психопата»
Датировано: 14 октября 1956 года — 16 ноября 1957 года.
«Записки психопата», как отмечал писатель, «его первое заслуживающее внимания сочинение, начатое в 17-летнем возрасте, самое объемное и самое нелепое из написанного», имеет форму дневника. Читателя ждет трагикомичное повествование, относящееся ко времени обучения автора в Университете, а затем изгнания «из студентов в пролетариат».
Произведение поделено на четыре части, каждая из которых описывает определенный временной отрезок.
Первая часть: «Записки сумасшедшего» 14 октября 1956 г. — 3 января 1957 г.
Вторая часть: «Продолжение записок психопата» 4 января — 27 января 1957 г.
Третья часть: «Еще раз продолжение. И окончания не будет» 28 января — 31 марта 1957 г.
Четвертая часть: «Продолжение записок сумасшедшего» 1 апреля — 10 июня 1957 г.
В некоторых интернет-источниках утверждалось, что «Записки психопата» впервые были опубликованы в 1995 году. В 2000 году произведение вышло в Вагриусе, однако было сокращено в три раза и впоследствии переиздавалось в таком же урезанном виде. Издательство «Захаров» в 2004 году впервые издало полный вариант «Записок психопата», кропотливо выверенный по авторской рукописи и избавленный от многочисленных ошибок и пропусков, допущенных в прежних публикациях.
Входит в:
— антологию «Вагриус-проза. 1992-2002», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Enciso, 25 сентября 2014 г.
Прочитал неделю назад обновленную версию сабжа.
В отличие от редактированного варианта, здесь весьма много личного и четко прослеживается некая линия.
Если от первой редакции оставалось впечатление чего-то смутного, интригующего и жгуче загадочного — кто довел Веничку до таких мыслей, чего он, бедный, натерпелся-то, то в новом варианте на многое раскрывается глаза.
Прежде всего, «ЗП» — на редкость богаты вымыслом, это было вполне в стиле Ерофеева, плодившего вокруг своего имени множество мистификаций (и в стиле его не очень чистоплотной компании, пробавлявшейся написанием комментариев к его творчеству). Редактор подсчитал, что вымышленного в ЗП — около 60% ! Сюда, конечно, относятся и литературные пробы, и диалоги с невидимыми собеседниками, но и из вполне обыденных событий приукрашено очень много.
Если описать сюжет вкратце, получится такое: возвышенный мальчик приезжает с Кольского п-ова в Москву, где получает массу новых впечатлений, открывает для себя выпивку и сигареты, а также испытывает взаимное любовное чувство с гражданкой Музыкантовой Антониной Григорьевной. Бог его знает, через что этому чувству пришлось пройти, но уже через полгода любовь начинает перемешиваться с ненавистью, и достаточно трудно определить — что сильнее.
А еще Ерофеев начинает погрязать в полуночной стороне бытия, страдает от почти абсолютного непонимания, дико себя жалеет, и сам не замечает (впрочем, честно фиксируя факты), как сползает все ниже и ниже, попивая водку в одно горло и забивая на все занятия.
Исключают из университета, после чего Веничка устраивается на работу в Ремстройтрест, где обзаводится некоторым числом поклонников, среди молодых рабочих, видящих, что Ерофеев во многом их превосходит.
Здесь явственно виден перелом, что-то вроде катарсиса, записи становятся все более невнятными и беспредметными (хотя практически везде проглядывает недюжинный талант), а впоследствии и вовсе обрываются.
Что можно сказать конкретно по изданию? Не столь давно вышла зелененькая книжка «Москва-Петушки», где само произведение занимает лишь треть, а остальное — подробные комментарии к нему, раскрывающие авторский замысел, позволяющие посмотреть на поэму иными глазами, чем на «Похождения алкоголика в электричке».
Здесь нужно применить тот же самый подход — только комментариев здесь должно быть больше, они должны включать как минимум биографии всех действующих лиц, раскрывать подоплеку событий, а в некоторых случаях — выносить трактовку. Может, лет через 10, когда подрастет новое поколение литературоведов-нонконформистов, и можно будет надеяться на выход подобного издания.
Про Ерофеева же я скажу так — Веничка, к сожалению, пропил, просрал свой талант. Но он остался честен до конца — не подличал, не унижался, не ходил по головам, как многие из его дружков или современников. А значит, его можно уважать лишь за одно это.
Забыв про прекрасные «Петушки».
Опустив трагические «Записки психопата».
Выкинув из памяти дико смешную «Вальпургиеву ночь».
И даже оставив вне поля зрения эпохальное «Василия Розанова глазами эксцентрика.»
Все равно, Ерофеев — гений.