fantlab ru

К.А. Терина «Крозельчикюс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
119
Моя оценка:
-

подробнее

Крозельчикюс

Другие названия: Пан Крозельчикюс

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Пан Крозельчикюс полагал привлечь внимание неприступной Агаты, разделив её увлечение небезопасным искусством гелиографии. Но пропажа гелиофора спутала все карты...

Входит в:

«Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile», 2007 г.

— журнал «Если 2012'9», 2012 г.

— сборник «Фарбрика», 2017 г.

— сборник «Медуза/Medusa», 2019 г.


Номинации на премии:


номинант
Рваная грелка, осень 2011

номинант
РосКон, 2013 // Повесть, рассказ

Похожие произведения:

 

 


Фарбрика
2017 г.

Периодика:

Если № 9, сентябрь 2012
2012 г.

Электронные издания:

Фарбрика
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Медуза/Medusa
2019 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К мнению Тиани, которое полностью разделяю, добавлю лишь один момент. Мне в этом рассказе хочется отметить еще и высочайшую «ёмкость слова», смысловую плотность текста. В нем нет ничего лишнего! А ведь мир, в котором происходит действие, очень необычен. Другой автор страниц пять рассказывал бы, что там да как устроено. Катерина же обходится введением особой лексики и несколькими точно разбросанными деталями. Привыкших к банальной фэнтези читателей это, наверное, раздражает (отсюда, видимо, неадекватно низкая средняя оценка), но меня — восхищает. Всё то, что требовалось понимать о мире Крозельчикюса в целях данного сюжета — я понимаю! А прочие детали не слишком важны. Суть-то — вот она, перед глазами (и в отзыве Тиани).

А как шикарно показана динамика внутреннего мира главного героя! Нет этих вот пространных толстовских рассуждений на тему «он подумал, что», «он почувствовал, как». Всё такое — по-минимуму, а в основном — поступки и слова. И именно через них передан процесс внутреннего развития персонажа, зарождение бунта в сердце обычного обывателя. Неважно, что этот бунт, скорее всего, бессмыслен: мир устроен прочно, не поменять. Рассказ не об этом.

И само имя, вы только вслушайтесь: Крозельчикюс...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

История бунта маленького человека против искусственно навязанной серости мира. Мы принимаем мир и вещи такими, какими воспринимают их наши глаза. Точно ли они таковы, можно сказать только при ином способе визуального восприятия. Навести серость на глаза и сознание людей можно. Исказить фотографию (или гелиографию) несколько сложнее, если фотоаппарат (гелиограф) сможет взять в руки каждый человек.

Методы защиты искаженной реальности и в нашем мире, и в рассказе одинаковые: запрет, контроль, обман, и лагеря для несогласных. В обычной реальности такие методы неплохо работают какое-то время, иногда довольно длительное. Реальность фантастическая тем и хороша, что в ней против несправедливости могут восстать не только люди. В созданной автором фантастической реальности вещи протестуют против своей обесцвеченности, им хочется быть цветными и радовать глаз. Маленький человек с гелиофором не остается один против мира серых диктаторов. Вместе с ним бунтует мир и неодушевленные в нашей реальности предметы, которые устали от жизни в сумерках. Цвет становится воплощением свободы.

Чем закончится бунт героя-одиночки, неясно. Ведь уничтожены лишь двое серых и лагеря стоят на своих местах. Но начало положено. Первый пожар прорвал пелену серости. Рассказ представляет собой гимн многообразию мира и праву человека видеть этот мир таким, какой он есть, без специально созданных искажений. В сталинские времена за такой рассказ вполне можно было отправиться в лагеря по политической статье. Теперь за такие вещи не наказывают, хотя идеи бунта против искаженной картины мира актуальны и сегодня, как в любые другие времена. Мир полон красок, и люди имеют право видеть эти краски и запечатлевать их.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх