Герберт Розендорфер «Большое соло для Антона»
Однажды Антон Л. проснулся единственным человеком на Земле. Это его ни сколько не взволновало, так как нелюдимость была частью его характера. Проявляя отменные навыки в науке выживания, Антон продолжает жить и преодолевать трудности, и все время воскрешать в памяти события из прошлого, часто забавные. Он начинает разговаривать с животными, переживает мистические откровения. Но жизнь его не бесцельна. Антон ищет книгу со всеми знаниями мира...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 23 февраля 2014 г.
По пути долго пыталась понять, что же я читаю — то ли Грасса с его бесконечным занудством и смакованием неприятных бытовых подробностей, то ли Сарамаго с его единственным фантастическим элементом и последующим вполне реалистичным его применением. Знаю, что это плохая привычка — все сравнивать с тем, что уже было раньше, но в данном случае трудно от этого отказаться. Странно, что при всей моей любви к немецким авторам 20 века Розендорфер прошел мимо меня, но, может, дело в отсутствии ярко выраженной социальной и антивоенной тематике — чем прославилось остальное известное население этого периода.
Сюжет очень подошел бы Сарамаго, вот честно. Это же его прием: в самое начало текста впихнуть какую-нибудь фантастическую деталь, изменяющую весь ландшафт, и заставить героев на протяжении остального текста как-то с ней бороться или примиряться — во вполне реалистическом ключе. В случае с Розендорфером герой, простой немецкий налоговый служащий, проснувшись как-то поутру, обнаруживает, что куда-то исчезли все люди — причем не только из конкретного города, но и из всего мира. Что самое странное, он не пытается даже толком никого найти, посылать сигналы по радио и тд — все те вещи, которые на его месте стал бы делать любой нормальный человек. Собственно, он даже не расстраивается особо, тем более, что теперь ему не надо идти на работу — родных и близких друзей у него все равно не было, только обязательные знакомства (работодатели и квартирные хозяева, читай).
По сути, получается образчик аутизма — вполне способный, скажем так, обслуживать сам себя индивид, но начисто не нуждающийся в обществе других себе подобных (даже если сходство весьма сомнительно, как говаривал кто-то у Беккета). Наблюдать за этим интересно, хотя и немного неприятно. Робинзон Крузо — ближайший в мировой литературе аналог — руководствовался определенными целями и ценностями, у Антона же нет ни тех, ни других. Он даже выживает как-то несерьезно, не прилагая к этому каких-либо рациональных усилий по планированию и тд. Глядя на его бестолковую довольно-таки возню, искренне удивляешься, что ему вообще удалось протянуть в одиночку так долго — вполне можно было бы загнуться от банального аппендицита. То есть какие-то усилия он предпринимает, но, примеряя на себя его шкуру, я понимаю, что делала бы все более рационально, по крайней мере, надеюсь. Усилия Антона все, что называется ad hoc — для решения одной конкретной проблемы, но не для общего упрочения своего места в этом враждебном мире. Через какое-то время от его метаний, различных, но при этом довольно однообразных, начинаешь скучать. Притом, что интеллектуальный план, внутренний мир и тд у героя отсутствуют как класс — и даже не в силу обстоятельств, а отсутствовали и раньше, видимо. В общем, я утомилась еще посередине.
Ближе к концу появляется долгожданное обещание какого-то изменения: найдя в опустевшем доме некое адресованное исчезнувшему человеку письмо и начав раскручивать нить, Антон в итоге обнаруживает книгу, в которой содержится Тайна-Всего-Сущего или как-то так. Происходит это, впрочем, так медленно и печально, что проявившийся было в читателе интерес к внезапной мистике успевает потухнуть. Когда искомая книга героем наконец найдена и прочитана, наступает долгожданный катарсис, несколько сниженный, впрочем, внезапным сочетанием столь приземленного героя и столь возвышенного и преисполненного пафоса объекта. Получается забавно, хотя и не скажу, что убедительно, но, может, в этом была цель автора. В целом — неплохой, интересный, как многие романы Сарамаго, и еще более безбожно затянутый роман, притом не отличающийся сарамаговскими стилистическими изысками.
BromDumhammer, 25 апреля 2014 г.
Очень интересная вещь.
Особенно привлекательным оказался главный герой. Ну как привлекательным… забавным, нет – оригинальным скорее. Такого засранца я, насколько мне помнится, в литературе встречаю не часто. Это хорошо. «Хорошо» в том смысле, что вот лично мой (покрасневший, косой и прищуренный, с бородавкой над верхним веком) глаз, — безусловно радует. Как уже высказал свое мнение предыдущий «фантлабовец» — все эти его «возюкания» конечно не тянут даже на главу в среднестатистическом пособнике «О выживании в условиях местного и глобального Апокалипсиса», однако представляются уж больно забавными. Что еще? «Флэшбэки» дополняют портрет Антона Л. настолько, насколько это вообще может быть уместным в рамках одного конкретного произведения. Порою, даже ловил себя на мысли, что наблюдаю за умалишенным человеком. Впрочем – кто из нас нормален? История с перепиской и «таинственной книгой», тянущаяся через всю историю главного героя, которая должна была, судя по всему, заинтриговать, лично для меня казалась, вплоть до последних страниц, этакой «летящей под потолком молью» — лениво наблюдаешь, раздражает, но умом понимаешь, что не дотянешься, а посему продолжаешь молча наблюдать. Тем не менее, в итоге – развязка мне очень понравилась. «Отбито-панковская» вещь, которую безусловно стоит прочитать. Доставит уйму удовольствия, позитива и радости.